Новости недели

воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Что должен уметь политик


Филипп Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (1794-1773) – английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну», о которых Вольтер сказал, что «книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».


     Лондон, 15 января ст. ст. 1748 г.
     Милый мой мальчик,
     Я охотно принимаю тот подарок, который ты обещаешь  мне  к будущему   новому  году,  и  чем  драгоценнее  он  станет,  тем благодарнее я буду за него. Все это  зависит  исключительно  от тебя,  и  я  надеюсь, что ты каждый год будешь дарить мне новое издание себя самого, исправленное по сравнению с  предыдущим  и значительно расширенное и улучшенное.
     Коль   скоро  ты  не  склонен  стать  податным  чиновником государственного казначейства и хочешь получить место в Англии, не сделаться ли тебе профессором греческого языка  в  одном  из наших   университетов?  Это  отличная  синекура,  и  для  этого достаточно хотя бы немного знать язык (значительно меньше,  чем ты,  по-моему,  уже  знаешь).  Если  тебе  это не по душе, то я просто не знаю,  что  тебе  еще  предложить.  Мне  хотелось  бы слышать  от  тебя  самого, чем ты собираешься стать, потому что пора уже сделать выбор и соответственным образом подготовиться. М-р Харт пишет мне, что ты решил стать государственным мужем - если  это  действительно  так,  то  ты,  должно  быть,   хочешь сделаться моим преемником. Ну что же, я охотно передам тебе все мои  полномочия,  как только ты меня об этом попросишь. Если же ты собираешься стать политиком или советником,  то  помни,  что есть  некоторые мелочи, с которыми нельзя будет не посчитаться. Первое, это надо быть человеком, пригодным для этой  должности, а для того чтобы стать им, основательно изучить древнюю и новую истории   и   овладеть   языками.  Надо  в  совершенстве  знать государственное устройство различных стран и существующие в них формы правления, расцвет и упадок  империй  древнего  и  нового мира,  проследить  причины  того и другого и подумать над ними.

Надо также знать, каковы мощь каждой  страны,  ее  богатство  и торговля.   Все  эти  обстоятельства  на  первый  взгляд  могут показаться не очень  значительными,  но  политическому  деятелю совершенно  необходимо  их  знать,  и поэтому я надеюсь, что ты снизойдешь до того, чтобы заняться их изучением.
     Есть также и еще кое-какие  качества,  которые  необходимо выработать  в  себе,  для  того чтобы справиться с практической стороной дела, и, как мне кажется, они заслуживают того,  чтобы ты  посвятил  им  минуты  досуга. Это - полное владение собой: чтобы никакое чувство ни при  каких  обстоятельствах  не  могло вывести  из  себя.  Терпение  -  для  того  чтобы  выслушивать суждения легкомысленные, безосновательные и даже  наглые.  Такт - чтобы  уметь отвергнуть их и вместе с тем никого не обидеть, а если ты с чем-то соглашаешься, то сделать это в такой манере, чтобы  человек  почувствовал  себя  вдвойне   тебе   обязанным. Гибкость  -  чтобы уметь скрыть правду и при этом не прибегать ко лжи. Проницательность - чтобы читать  написанное  на  лицах других.  Спокойствие  -  чтобы, взглянув на тебя, никто не мог прочесть твоих мыслей. Уменье казаться человеком откровенным  и, в  то  же  время, скрывать свои мысли. Вот те основные качества, которые должны быть у каждого политического деятеля. А учит  им свет, он для тебя все равно, что грамматика.
     Из Голландии должны еще прибыть три почты, потому-то твоих писем  пока  еще нет. Кончаю писать и уповаю на покровительство твое и помощь, когда ты сменишь меня на моем посту. Твой.

О казуистике и здравом смысле 



Комментариев нет:

Отправить комментарий