Новости недели

понедельник, 14 ноября 2011 г.

О честолюбии и данном слове


Филип Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (англ. Philip Dormer Stanhope, 4th Earl of Chesterfield, 22 сентября 1694, Лондон — 24 марта 1773, там же) — английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну», о которых Вольтер  сказал, что «книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».


Без даты.

   Милый мой мальчик,
Посылаю  еще  несколько  латинских корней, хоть и не очень уверен, что они так же придутся тебе по вкусу, как коренья, что растут в огороде; тем не менее, если ты серьезно займешься ими, они могут избавить тебя от больших неприятностей. Те  немногие, которые  ты  получишь, разумеется, привлекут твое внимание и ко многим другим и дадут тебе возможность, зная  корневую  основу, путем сравнения изучить большинство производных и сложных слов. Тебе уже достаточно лет, чтобы сознательно относиться ко всему, что  тебе  приходится изучать, и ты даже не представляешь себе, сколько времени и труда ты сбережешь, если  будешь  сознательно относиться  к  делу.  Помни,  что  тебе  очень скоро исполнится девять лет - возраст, в  котором  каждый  мальчик  должен  уже немало  всего  знать,  а  в  особенности  - ты, чье воспитание потребовало таких  усилий  и  такой  заботы.  Если  же  ты  не оправдаешь возлагаемых на тебя надежд, то потеряешь свое доброе имя, а это - самое унизительное для человека благородного.

   У  каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие, и он бывает огорчен,  когда  обманывается  в  своих  ожиданиях; разница  только  в том, что у людей глупых само честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует,  у  людей  же умных   честолюбие   законно   и  достойно  всяческой  похвалы. Например, если бы  честолюбие  какого-нибудь  глупого  мальчика твоего  возраста  сводилось  к  тому,  чтобы хорошо одеваться и тратить деньги на разного рода сумасбродства, это,  разумеется, не   свидетельствовало  бы  о  его  достоинствах,  а  только  о безрассудстве его родителей, готовых наряжать его как  куклу  и давать  ему  денег,  чтобы этим его испортить. Умный же мальчик стремится превзойти своих сверстников, и даже тех,  кто  старше его,  как знаниями, так и нравственными своими качествами. Он горд  тем,  что всегда говорит правду, что расположен к людям и им сочувствует, что схватывает быстрее и  учится  старательнее, чем  другие  мальчики.  Все  это  подлинные  доказательства его внутреннего достоинства и, следовательно, достаточные основания для честолюбия; качества эти утвердят за ним хорошую  репутацию и  помогут  ему  выработать  твердый характер. Все это в равной
мере справедливо не  только  для  детей,  но  и  для  взрослых: честолюбие  глупца  ограничивается  стремлением  иметь  хороший выезд, хороший дом и хорошее платье - вещи, завести которые  с таким  же успехом может всякий, у кого много денег, ибо все это продается.  Честолюбие  же  человека   умного   и   порядочного заключается  в  том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем  и  быть  ценимым  за   свои   знания,   правдивость   и
благородство,  качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе сердце. Таким было честолюбие лакедемонян и римлян,  когда  они прославились  больше  всех  остальных  народов; таким, надеюсь, всегда будет и твое. Прощай.

IX

Бат, 28 июня 1742 г.
   Милый мой мальчик,
Обещания твои очень меня радуют, а исполнение их, которого я от тебя жду, порадует меня еще больше. Ты, несомненно,  знаешь, что   нарушить   свое   слово   -   безрассудство,  бесчестие, преступление. Это безрассудство, потому что тебе никто потом не поверит, и это бесчестие, а равно и  преступление,  потому  что правдивость  -  первое  требование религии и нравственности, и никто не подумает, что не выполняющий его человек вообще  может обладать  какими-либо  другими  хорошими качествами; поэтому он навлечет на себя ненависть и от него  отвернутся  люди  и  бог.

Словом,  я  надеюсь, что во имя правды и чести ты будешь делать то,  к  чему,  независимо  от  данного  мне  обещания,   должны побуждать  тебя гордость и твои собственные интересы, а именно стремиться превзойти остальных во всем, за что бы ты ни взялся.
   Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я  считал для  себя  позором,  если другой мальчик выучил лучше меня урок или лучше меня умел играть в какую-нибудь игру. И я не знал  ни минуты  покоя, пока мне не удавалось превзойти моего соперника. Юлий  Цезарь,  снедаемый  благородной  жаждой  славы,  не   раз говорил,  что предпочел бы быть первым в деревне, нежели вторым в Риме. Однажды он даже плакал, стоя перед  статуей  Александра Великого  и  раздумывая  над  тем,  насколько  в тридцать лет у Александра было больше славы, чем у  него  самого,  в  его  уже почтенные годы. Такие чувства придают людям значительность; те,
у  кого  их нет, проживут свой век безвестными, и люди будут их презирать, тогда как те, кто  пытается  превзойти  всех,  могут быть  уверены, что уж во всяком случае превзойдут очень многих. Верный способ в чем бы то ни  было  преуспеть  -  это  уделить этому   предмету   пристальное   внимание,  ничем  от  него  не отвлекаясь, тогда он потребует  от  тебя  наполовину  меньше
времени. Долгое и кропотливое сиденье над книгами - удел людей тупых;  человек способный занимается регулярно и схватывает все быстро. Теперь вот  подумай,  что  тебе  больше  хочется:  быть внимательным  и  прилежным  в  часы  занятий  и, благодаря этому, превзойти всех других мальчиков, хорошо зарекомендовать себя  и выгадать  гораздо  больше  свободного  времени  для игры, или же заниматься кое-как, дать опередить себя тем, кто  моложе  тебя, чтобы  они  потом  смеялись  над  тобою,  как  над  тупицей,  и совершенно не иметь времени для игры,  потому  что,  могу  тебя заверить,  если  ты не будешь учиться, играть тебе не придется. Каким же путем достигается совершенство, которого  ты  обещаешь добиться?  Во-первых,  надо  исполнять  свой долг перед богом и перед людьми - без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим  презрением,  даже  если  ты  будешь очень   порядочным   человеком;   и,   наконец,   быть  отлично воспитанным, без чего, при всей своей порядочности и учености, ты будешь  человеком  не  только  очень  неприятным,   но   просто невыносимым.

   Помни   об   этих  трех  задачах;  преисполнись  решимости добиться превосходства и в том, и в другом, и в третьем. В этом заключается все, что необходимо тебе и полезно и при  жизни,  и после смерти, и по мере того, как ты будешь совершенствоваться в этом, будет расти моя любовь и нежность к тебе. Твой.

 Продолжение следует...
Фото: Википедия

Комментариев нет:

Отправить комментарий