Новости недели

воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Последнее письмо...



Филипп Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (1794-1773) – английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну», о которых Вольтер сказал, что «книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».


Бат, 17 октября 1768 г.
     Милый друг,
     Последние   два  твоих  письма  -  мне  и  Гревенкопу  - чрезвычайно меня встревожили. Мне кажется только, что  ты,  как то   свойственно   больным,   преувеличиваешь   тяжесть  своего состояния, и надежда  эта  немного  меня  успокаивает.  Водянка никогда  не наступает так внезапно, и хочется верить, что отеки у тебя на ногах - временное явление,  вызванное  подагрой  или ревматизмом,  которыми  ты  страдаешь уже давно. Лет сорок тому назад, после жестокой лихорадки, ноги мои распухли именно  так, как,  судя  по  твоим письмам, у тебя сейчас. Я сразу же решил, что это водянка, но врачи  заверили  меня,  что  отеки  эти  - следствие  лихорадки  и  скоро  пройдут.  Они  оказались правы. Попроси, пожалуйста, своего секретаря, кто бы это ни был,  раз  в неделю  регулярно  сообщать  о  твоем  здоровье  либо мне, либо
Гревенкопу - это все равно.
     В последних моих четырех письмах я послал тебе нюхательный порошок герцогини  Сомерсет  -  столько,  сколько  можно  было насыпать в конверты. Получил ты их все или хоть сколько-нибудь? Помог ли тебе этот порошок? Ты сейчас в таком состоянии, что не можешь  нигде бывать, но надеюсь, у тебя есть знакомые, которые тебя  навещают,  ведь  если  и   всегда-то   человеку   нелегко оставаться  одному,  человеку  больному  это  еще  тяжелее:  он чересчур много думает о  своем  недуге  и  преувеличивает  его.
Кое-кто  из людей образованных был бы, вероятно, рад посидеть с тобой, да и ты не остался бы у них в долгу.
     Бедняга Харт, который все еще здесь,  в  весьма  плачевном состоянии.  Он  совершенно  не  владеет  левой  рукой  и ногой, говорит с трудом и очень невнятно. Я навещал его  вчера.  Он  с большим  участием  расспрашивал  о  тебе  и был тронут, когда я показал ему твое письмо.
     Я чувствую себя не хуже и не лучше, чем  в  прошлом  году, когда  я  был  здесь.  Я  не  могу считать себя ни здоровым, ни больным - я  нездоров.  Ноги  меня  не  слушаются:  если  я  в состоянии  еще  четверть часа проползти по ровному месту, то ни подняться, ни спуститься по лестнице  без  помощи  слуги  я  не могу.
     Да  хранит  тебя  бог,  и  да  поможет  он  тебе  поскорее поправиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий