Рики Райт всю свою жизнь был тихим человеком. Это странно звучит, учитывая, что речь идет о рок-музыканте, который производил звук силой в пару сотен децибел. Но это действительно так. Он не был героем, с диким воплем вылетавшим на авансцену, не был крутым парнем, принимавшим красивые позы на глазах у визжащих девочек, не был самоуверенным рок-н-ролльным мачо, чья обнаженная грудь блестит от пота и пива. Он просто тихо сидел за своими неизменным органом Hammond и играл клавишные партии.
НА СМЕРТЬ МОРЕПЛАВАТЕЛЯ
Автор Пиратское Радио Франческа, написано 4 ноября 2012 г. в 18:28
Рики Райт всю свою жизнь был тихим человеком. Это
странно звучит, учитывая, что речь идет о рок-музыканте, который
производил звук силой в пару сотен децибел. Но это действительно так. Он
не был героем, с диким воплем вылетавшим на авансцену, не был крутым
парнем, принимавшим красивые позы на глазах у визжащих девочек, не был
самоуверенным рок-н-ролльным мачо, чья обнаженная грудь блестит от пота и
пива. Он просто тихо сидел за своими неизменным органом Hammond и играл
клавишные партии.
В смерти он тоже остался тихим человеком. Его смерть не
транслировалась в прямом эфире, не привлекла фотокорреспондентов, не
стала крупным светским мероприятием. Никто не знал, где он жил все
последние годы, вплоть до момента, когда врачи поставили ему страшный
диагноз; никто не знает, каковы были его слова и мысли в последние часы.
Он ушел из жизни как частный человек, а не как великая звезда из
созвездия Pink Floyd. И когда он умер, его семья попросила публику и
прессу соблюдать тишину, необходимую в подобные моменты.
Рики Райт сбежал из Pink Floyd в семьдесят каком-то году (даты вы
можете уточнить в любой рок-энциклопедии), как сбегают из коммуналки,
обуянной сварами. Этот миролюбивый человек не мог выдержать борьбу
Гилмора и Уотерса за власть, диктат Уотерса, его командирские замашки.
Райт к тому времени уже заработал игрой на органе достаточно денег,
чтобы не бояться свободы. Он покинул группу, шоу-бизнес и весь этот
громкий, очень громкий рок-н-ролл и отправился в тихие синие воды. Он
плавал меж греческих островов на собственной яхте по тем же маршрутам,
по каким плавал когда-то Одиссей. Рики Райт, мореплаватель по Вселенной,
путешественник к пределу времени.
Как возникает музыка — всегда загадка. Как она возникает, когда ее
записывают в знаменитой студии Abbey Road четверо обросших,
самоуверенных, фонтанирующих идеями и гармониями людей, а
звукорежиссером у них Алан Парсонc, который по части фантазий даст сто
очков вперед любому волшебнику — и вовсе непонятно. Трудно разъять эту
музыку на составляющие и сказать: вот это Уотерс, вот это Гилмор, а вот
тут Райт. Все перемешано и сплавлено в один звуковой поток, который
закручивается в спираль и возносится к звездам. И все-таки все всегда
признавали, что в тех начальных Pink Floyd Рики Райт давал музыке
глубину.
Ранние Pink Floyd были полем, которое возникало между безумцем
Барреттом и тихим Райтом. Два этих человека странным образом дополняли
друг друга. Сид Барретт был отчаянный, яростный потребитель тяжелых
наркотиков. Рики Райт попробовал дважды, ему не понравилось, и больше
никогда. Барретт был для группы донором безумия, генератором абсурда:
это он однажды на сцене бросил гитару и отправился за переносной газовой
плиткой и сковородкой. Он поставил плитку на гитару, бил яйца и жарил
яичницу. Райт же никогда не вставал из-за органа; он играл на нем всю
свою жизнь, сорок лет подряд, и в конце концов пришел к выводу, что
клавишник он не шибко какой. Придумать какой-нибудь классный ход он
может, это да. А вообще-то он хотел бы играть на пианино в дешевом баре.
Три альбома — Atom Heart Mother, The Dark Side Of The Moon и Wish You
Were Here — я считаю лучшими в долгом путешествии группы. Все три
записаны с 1970-го по 1975-й, и на всех трех присутствует тихий
клавишник Рики Райт. Эти альбомы потрясают каждого, кто их слушает в
первый, пятый и тысячу пятый раз: перед тобой вдруг распахивается окно в
черное небо, в багровую лаву, в зеленые джунгли, в темную воду без дна.
Это тот, первичный мир гармонии напополам с абсурдом, который удалось
создать Pink Floyd. В этом мире в небе танцуют ящерицы, в джунглях стоят
игральные автоматы, а через сцену со свистом пролетает и взрывается
надувная кровать. Это не бред завравшегося автора, так оно и бывало с
этой знаменитой кроватью на концертах Pink Floyd.
Сквозь все слои жизненной чепухи им удалось прорваться к первичной
протоплазме жизни. Эта протоплазма пульсирует в тайных местах, которые
повсюду. Куда ни ткни, везде чудо. У каждого светофора стоит пророк.
Каждый автомобилист улетает в космос. И каждый лифтер глаголет истину,
как это сделал лифтер студии Abbey Road Джерри Дрискол, который выдал:
«У луны нет темной стороны — вообще-то она вся темная». И на самом
знаменитом диске Pink Floyd эти слова есть.
Может быть, Рики Райт покинул группу и отправился плавать по следам
Одиссея потому, что чувствовал: музыка застывает на глазах в бетон
конструкций, в сталь заводских ферм, в пластик кредитных карт. Может
быть, ему не хватало Сида Барретта, который сошел с ума от наркотиков и
ослеп от диабета. Может быть, ему не хватало этого тугого, плотного,
упругого толчка ночного воздуха в лицо, который доказывает тебе: ты
свободен. И приключение продолжается.
Я думаю, приключение Piink Floyd закончилось раньше, чем группа
перестала записывать альбомы и давать концерты. Я помню их первый приезд
в Москву. Они играли в огромном «Олимпийском» на проспекте Мира. Зал
был полон под завязку. Я сидел в предвкушении, словно ожидал, что Уотерс
и Гилмор сейчас пригласят меня на сцену покататься на взрывающейся
надувной кровати. Они начали, и разочарование медленно нарастало в душе.
Это была музыка, знакомая настолько, как будто я родился с ней, но
сейчас в ней не было чего-то такого, что я так ценил. Из нее словно
выкачали кислород. И даже огромная надувная розовая хрюшка, парившая над
залом, не могла вернуть действу спонтанность жизни и вкус абсурда.
Алексей Поликовский
Комментариев нет:
Отправить комментарий