Новости недели

воскресенье, 24 июня 2012 г.

Об уверенности и внимании


Филипп Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (1794-1773) – английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну», о которых Вольтер сказал, что «книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».    Лондон, 5 июня ст. ст. 1730 г.



     Милый друг,

     …Ничто так не роняет  молодого  человека  и  не  толкает  в дурную  компанию,  будь  она мужская или женская, как робость и неверие  в  собственные  силы.  Если  сам  он  думает,  что  не понравится  даме, можно быть уверенным, что так оно и будет. Но стоит ему приложить надлежащие старания, чтобы понравиться и  в известной степени проникнуться этой убежденностью самому, и он, вне всякого сомнения, добьется успеха. Мало разве каждый из нас встречает  всюду людей, которые при очень скромных способностях и   очень   небольших   знаниях   достигают   большого   успеха исключительно    благодаря    своей    уверенности    в   себе, предприимчивости и  настойчивости!  Они  не  потерпят  никакого отказа, будь то от мужчины или от женщины; никакие трудности не смутят их; пусть их отвергнут дважды или даже трижды, они вновь собираются с силами и в конце концов в девяти случаях из десяти одерживают  победу. Употребив те же средства, ты достигнешь той же цели, но  только  с  твоими  способностями  и  знаниями  все произойдет  гораздо  скорее  и  с  гораздо  большими шансами на успех. У тебя есть основание верить в себя и есть силы, которые ты можешь собрать.  В  ведении  дел  ничто  не  обладает  таким действием  и  не  приносит  такого  успеха  (разумеется, если у человека есть талант), как хорошее (хоть и скрытое  от  других) мнение    о    себе,   твердая   решительность   и   неодолимая настойчивость.   Одни   только   безумцы   стараются    достичь невозможного, а то, что возможно, тем или иным путем необходимо осуществить.  Если  один  способ оказывается негодным, попробуй другой и выбирай  всякий  раз  наиболее  подходящего  для  того человека, с которым тебе приходится иметь дело.


     Когда  на Фазаньем острове кардинал Мазарини и дон Луис де Аро заключали  Пиренейский  мир,  последнему,  благодаря  своей настойчивости  и  хладнокровному  упорству,  удалось выговорить кое-какие весьма важные условия. Кардинал был весь  воплощением итальянской  живости  и  нетерпения, дон Луис олицетворял собою испанскую флегму и стойкость. В глубине  души  кардинал  больше всего  хотел помешать возвращению к власти принца Конде, своего непримиримого врага, но он спешил скорее  подписать  договор  и вернуться  к  своему  двору, ибо понимал, что всякая длительная отлучка чревата для него опасностью. Дон Луис заметил это и  на каждом совещании неукоснительно ставил sur le tapis(в порядок дня (франц.) вопрос о принце Конде. Первое время кардинал отказывался вообще говорить о  нем,  дон  Луис  со свойственным ему sang-froid(с хладнокровием (франц.) продолжал настаивать, пока, наконец, не добился своего вопреки  интересам кардинала  и  его двора. Разум призван помочь человеку отличить невозможное от всего-навсего трудно выполнимого, а  мужество  и упорство  помогут  ему  преодолеть  трудности.  Каждого мужчину можно победить тем или иным способом, а каждую женщину – почти любым.
     Нельзя  забывать  об  одной  вещи,  которая  прежде  всего необходима  для  этого,  как  и  для  всего  остального – это внимание, достаточно  подвижное  и  гибкое,  внимание,  которое никогда  не  должно быть занято прошлым или будущим, но целиком направлено на одно только настоящее, каково  бы  оно  ни  было. Человек  рассеянный  мало  что  заметит, да и то наблюдения его будут разрозненны и несовершенны, ибо  добрую  половину  всего, что он видит, он неизбежно оставит без внимания. Он не способен в  своих  действиях  ни к какой последовательности, потому что, из-за рассеянности своей, все время  сбивается  с  пути.  Такие люди  бывают  очень  неприятны,  а к старости становятся просто непереносимы. Но и в молодые  годы  рассеянность  никак  нельзя прощать.  Если ты обнаружишь в себе хоть малейшую наклонность к этому пороку, прошу тебя, следи за собой очень  внимательно,  и ты  еще сможешь справиться с ним. Если же рассеянность войдет у тебя  в  привычку,  тебе  будет  потом  очень  трудно  от   нее излечиться,  а это самый худший душевный недуг из всех, какие я знаю.
     На днях я с  большим  удовлетворением  услышал  от  одного человека,  недавно  приехавшего  из  Рима,  что  никого  там не принимали в высшем свете так хорошо, как тебя. Смею думать, что и в Париже тебя примут не  хуже;  там  люди  особенно  сердечно относятся ко всем иностранцам, которые учтивы с ними и хотят им понравиться.   Но   надо   немного  польстить  французам  и  не ограничиваться при этом одними словами: надо сделать  вид,  что тебе  больше  других  нравится  их  страна,  манеры, нравы их и обычаи; в конце концов, это недорогая плата  за  хороший  прием. Будь  я  где-нибудь в Африке, я бы отплатил таким образом негру за его радушие. Прощай.

На фото "The House in the Forest"  Камиля Писарро

Комментариев нет:

Отправить комментарий