Новости недели

среда, 6 ноября 2013 г.

Еще раз о равенстве

http://andreygoncharov.users.photofile.ru/photo/andreygoncharov/150192998/large/155972984.jpgКогда-то пришлось прочесть весь "Капитал" Карла Маркса, слушать лекции и сдавать экзамены по политической экономии капитализма, истории экономических учений, философии...Среди выдающихся ученых встречалось имя и Эриха Фромма, но в каком мизерном объеме и в какой интерпретации... Интервью с Э.Фроммом на телеканале АВС 1958 года.



Эрих Фромм: «Для большинства людей равенство — это одинаковость»

В 1958 году известный психоаналитик и социальный критик Эрих Фромм рассказал на американском телевидении, чем опасен капитализм, почему мы перестали чувствовать любовь, ненавидим свою работу и вынуждены продавать свою личность, как вещь на рынке товаров. T&P выписали из его видеоинтервью самое главное.

Капиталистическое желание жить среди изобилия сбило человечество с правильного пути. Мы начали доминировать над природой — производство товаров стало для нас самоцелью, так же как и бесконечное накопление благ. Если спросить американца, как он представляет себе рай, скорее всего, он расскажет вам про бесконечный универмаг, где каждую неделю появляются новые товары, и у тебя есть достаточно денег, чтобы все их купить.
Работа человека стала в значительной мере бессмысленной. Человек не имеет к ней никакого отношения и часто является всего лишь элементом в системе массовой бюрократии. Многие люди ненавидит свою работу, потому что чувствуют себя в ловушке — большую часть своей энергии они тратят на то, в чем сами не видят никакого смысла. Продавцы навязывают бессмысленный товар, который необходимо распространять, даже если он не нужен покупателю, и ненавидят его за это.
Рыночная ориентация проникла в нашу личную сферу. Часто наше общение напоминает обмен вещами на рынке. Класс белых воротничков — все, кому приходится манипулировать людьми, знаками и словами — вынужден вступать в сделку по продаже собственной личности. Ценность этих людей определяется той ценой, которую готов заплатить рынок. Если они оказываются невостребованными, то остаются один на один с чувством собственной неполноценности.
Любовь стала для нас редкостью. Мы окружили себя сентиментальностью, влюбчивостью, мы предаемся иллюзиям любви, не испытывая настоящих, глубоких чувств. Это происходит из–за того, что мы постоянно имеем дело с вещами и обеспокоены успехом, деньгами, средствами для достижения целей. Чтобы обеспечивать работу капиталистического общества, мы создали класс очень образованных, умных людей, но внутренне они безумно истощены.
Наши ценности все чаше расходятся с нашими представлениями о них. Для большинства людей равенство — это одинаковость, и ты становишься неполноценным, если отличаешься от большинства. На само деле, если не использовать богословскую лексику, равенство заключается в том, что человек не может быть средством для достижения цели другого человека. Каждый из нас является самоцелью в этом мире.
Наши представления о счастье не должны заключаться в безграничном потреблении. Они должны быть результатом подлинных, интенсивных, творческих связей, внимания и отзывчивости к себе, природе, другим людям, ко всему в жизни. Счастье не исключает печали. Человек может чувствовать печаль — главное, что он реагирует.
Посмотреть интервью Эриха Фромма полностью можно на Youtube.

Алексей Павперов
http://theoryandpractice.ru/posts/7993-erich-fromm 
 
Материалы по теме:

4 комментария:

  1. ех... напоминает больше рассказы вечно ворчащих дедушек и бабушек о том, как раньше было хорошо, а сейчас всё плохо.
    такое ощущение что раньше люди не стремились иметь как можно больше денег, как будто раньше люди не использовали друг друга, брак был только по любви, люди жили в гармонии с природой, получали удовольствие от работы и были счастливы...
    капитализм конечно же не идеален, но тут хочется перефразировать Черчиля "Капитализм - самая плохая экономическая система, если не считать все остальные"

    Мой дедушка всю жизнь прожил в селе, строил коммунизм и социализм, верил что эти системы ориентируются на простого человека, чтобы у него всё было, а капитализм эксплуатирует людей. пару лет назад, он сидя на лавочке сказал: "всю жизнь строили социализм, но за хлебом нужно было ехать в районный центр, в магазинах ничего небыло, а про газ и электричество только мечтали в то время как запускали ракеты в космос, а сейчас капитализм, который вроде бы должен нас эксплуатировать, но мне до магазина идти 5 минут и в нем всегда всё есть, даже фрукты иностранные есть, молодежь себе технику покупает чтобы не конем орать, за селом кто-то открыл глиняный карьер, у людей есть работа, и это всё без указаний руководящей партии. всё как то само налаживается. у всех всё есть... не всё конечно же, но по сравнению с той нищетой в которой жили при социализме...Теперь то я понимаю что государство для людей никогда ничего не сделает, что-то для людей смогут сделать только сами люди".
    дедушка мой, который закончил то ли 4, то ли 5 классов в сельской школе и то больше понимает чем Фромм...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Черчиль говорил об экономической системе капитализма. а говорил о демократии. "Демократия — наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных"

      Удалить
    2. Мои оба деда остались на войне. И уже не спросить за что они отдали свои жизни, за коммунизм или за что-то еще. Но вот младший брат моего деда по материнской линии, успевший "покататься" на танке в 1944-45 говорил, что такие как мы (без роду без племени) можем всерьез размышлять о своем будущем только в рамках социализма. У каждого своя жизнь,свой опыт, свой взгляд... Есть они и у Фромма, и я их уважаю. По крайней мере, за честность.

      Удалить
    3. Совершенно согласен, Alexandr Sidorovnin, тип экономической системы (капитализм, феодализм...) и форма государственного устройства (республика, монархия...) не одно и тоже. О демократии же, как форме политического устройства общества, точнее Черчилля не скажешь. И именно это глубокое знание предмета выдает в великом политике того, кто активно использовал демократию как инструмент для достижения собственных целей, но чаще для дестабилизации обстановки на территориях подконтрольных его оппонентам, которые, как правило, находились за пределами Британии.

      Удалить