Среднестатистический гражданин Украины, не имея исходной информации (цены, тарифы, налоги...), не в состоянии подвергнуть даже бытовому анализу условия своей гипотетической дружбы ни с ЕС, ни с ТС. Следовательно, решения принять не может. Он его и не принимает. Юлия Мостовая об условиях принятия исторических решений нынешними небожителями.
Жертвонеприношение
Обычно Ялтинская конференция, ежегодно проводимая Фондом Виктора Пинчука, является праздником интеллектуального гурманства, возможностью выглянуть из котла внутриукраинского варева и понять, что творится на мировой кухне. Это концентрированная информация к размышлению о том, что мир вокруг нас меняется беспрецедентно быстро. Возможность разобраться в тенденциях этих изменений, осознать их масштабы, сверить мысли относительно способов и их последствий. На 10-й, юбилейной, "Ялтинской европейской инициативе" спикеры, принимавшие участие в дискуссионных панелях, оправдали ожидания, рассуждая о преимуществах методов противостоянияэкономическому кризису; дискутируя о способах борьбы с тотальным снижением качества образования; споря о перспективах китайской экономики и проблемах ответственного лидерства в странах Европы.
Однако все эти умные и интересные речи не стали предметом горячих дискуссий в кулуарах Ливадийского дворца. В этом году Ялтинская конференция скорее напоминала слет почти четырехсот Плейшнеров в Берне. Я об опьянении свободой. Об эйфории, связанной с наконец-таки принятым решением о европейском векторе движения. Об облегчении, связанном с определенностью. Эксперты наперебой обсуждали, как сначала будет тяжело, и как хорошо — потом. Политические оппоненты инвентаризировалитребования списка Фюле и консенсусно радовались реальности перспектив его исполнения. Враги пожимали друг другу руки, стараясь на радостях не вспоминать о нанесенных друг другу ранах. Даже президент выступил без суфлера, разумеется, исковеркав фамилию президента Литвы. Но это было воспринято залом не злорадно, а, скорее, как верность стилю. Эйфория, предвкушение — вот оно, рядом. Цветка, свидетельствовавшего о провале явки, на окне не было. Но там был силуэт. Юлии Тимошенко.
Витание в эмпиреях оборвалось уже после первой панели. Гравитацию включила оппозиция. Три вопроса о Юлии Тимошенко, заданные Януковичу последовательно Арсением Яценюком, Юрием Луценко и Алексеем Гаранем, не только вывели Януковича из себя, не просто стали перебором, а показали ЕС и его представителям, находившимся в зале, что вопрос Тимошенко является наиболее приоритетным и не находящимся в поле компромисса. Разумеется, каждый хотел как лучше. Безусловно, любой считал своим долгом. Понятно, что каждый нес свое пиар-бревно, не особенно заботясь о том, какой же совместный дом они все-таки строят. Утверждать, что Фюле схватился за голову после третьего вопроса, не стану. Назову это позой роденовского "Мыслителя". Однако в тот же день и еврокомиссар, накануне избегавший конкретики и излучавший оптимизм, и Даля Грибаускайте посчитали нужным однозначно заявить, что без решения вопроса Тимошенко Ассоциация между Украиной и ЕС заключена быть не может. Последний гвоздь заколотил Александр Квасьневский, категорично заявивший то же самое в заключительном спиче под занавес Ялтинской конференции. Бравурные утверждения регионалов, курсирующих по маршруту Киев—Брюссель—Киев, о необязательности решения вопроса политической узницы для подписания Соглашения об ассоциации, как-то стихли. Все посмотрели на президента...
Для Виктора Януковича заключение ассоциации с ЕС — это возможность убить не двух зайцев, а перебить целую стаю. Во-первых, он уходит из-под длани российского самодержца, с которым не хочет делить ни власть, ни охотничьи бизнес-угодья. Во-вторых, подписание Соглашения с ЕС — это почти расчищенная дорога к дешевым и долговременным кредитам МВФ, столь необходимым обескровленной украинской экономике. В-третьих, согласно задумке технологов, европейский вектор — это шанс расширить в преддверии выборов 2015 г. электоральную базу. Принято считать, что, не имея достаточного экономического и доверительного ресурса для восстановления в полном объеме сторонников на Юге и Востоке, Янукович, приведший Украину на порог ЕС, сможет добрать голоса за счет Центра и Запада. По модели Кучмы 1999-го. В-четвертых, самые оптимистичные из советников утверждают, что, выполнив ключевое условие ЕС — тем или иным способом выпустив Юлию Тимошенко на свободу — Янукович: а) лишит оппозицию двух главных лозунгов — "Юле — волю!" и "Украину — в Европу!"; б) выпустит в и без того не монолитные оппозиционные ряды "пЮлю со смещенным центром тяжести"; в) сможет регулировать политическую активность Юлии Тимошенко на территории Украины незакрытыми против нее уголовными делами и возможностью в любой момент изменить меру пресечения, чем закупорит лидера оппозиции в Германии.
Иными словами, у Януковича на руках неплохие карты. Однако не факт, что он сможет ими сыграть. Все было бы гораздо проще, если бы человек, находящийся у руля 45-миллионного государства, имел хоть какие-то политические убеждения. Тогда можно было бы говорить о предсказуемости, осознанной жертвенности и ответственном подходе. Рыба ищет, где глубже, а Янукович — где рыба. Он объявил о приоритете европейского вектора не по причине своей убежденности в безальтернативности именно такого пути Украины. А по причине выгодности этого маневра с точки зрения решения проблемы 2015 г. Уже практически все смирились с тем, что Янукович, движимый своими личными интересами, дает Украине возможность зацепиться за мир цивилизованных ценностей. Эту ситуацию и правда можно принять как данность, памятуя о значимости исторического выбора. Однако отсутствие внутренней убежденности вождя в верности избранного курса может стать серьезной проблемой на пути его реализации.
Если Соглашение об ассоциации в Вильнюсе подписано не будет, то Украину ожидают два варианта развития событий.
Первый вариант — аргентинский. Поскольку денег МВФ в этом случае нам не видать. От злорадствующей России их не получить. А принять закон о земле для того, чтобы продать чернозем за китайские миллиарды — это совершить самоубийство накануне выборов. Без существенной финансовой помощи извне Украину с высочайшей степенью вероятности ожидает дефолт.
Второй — белорусский. Янукович сдается Путину, оплачивая свои президентские перспективы Украиной. О многовекторности речь уже не идет. Переизбрание обеспечивается не скупкой электората, как это планируется сейчас, а выведением нужных цифр в протоколах. Под нож идут медиахолдинги и бизнесы олигархов. По всей стране закручиваются гайки. Проблемы пропадают вместе с людьми.
В принципе, Янукович это понимает. Он видит сгущающуюся угрозу. Кремль завелся всерьез. Каждый день информационная лента — это не только парад угроз российских президента, премьера и других должностных лиц; не только сводка потерь очередных украинских экспортеров. Это уже один из способов разрядки внутрироссийской напряженности — создание из Украины образа внешнего врага, столь нужного для снижения давления в российском внутриполитическом котле. Сутенерское поведение Кремля, конечно же, стало не последним аргументом, вынудившим Януковича принять проевропейское решение, подтолкнувшее Евросоюз смягчить свою позицию в отношении требований к Украине. Однако, оттолкнувшись от берега, Янукович оказался более уязвимым, чем когда сидел в задумчивости на своем прочном дебаркадере. В Брюсселе это быстро поняли. В частности, и поэтому требование решения вопроса Юлии Тимошенко зазвучало четче и без эвфемизмов. Игра нервов с каждым днем становится все напряженнее. Все труднее понять, где блеф, а где реальная позиция игроков. Риски возрастают.
Именно поэтому в президентском окружении есть люди, считающие, что Виктор Янукович не исключает для себя третьего варианта, а именно, договориться с Россией не после возможного провала в Вильнюсе, а до решения по "сделке с ЕС". Этот вариант, весьма условно, можно назвать "казахстанским".
Как уже сообщало ZN.UA, на фоне обличающей риторики московских политиков и телеканалов, на прошлой неделе к Виктору Федоровичу прилетал старый друг — российский бизнесмен Владимир Евтушенков. В принципе, в этом не было бы ничего странного, ибо этот человек связан с украинским президентом многолетней дружбой, прошедшей проверку гостеприимством Евтушенкова в сложные для Януковича, первые месяцы ющенковского президентства. Однако, как утверждают источники, российский бизнесмен встретился не только с Виктором Януковичем, но и с Владимиром Рыбаком и Ринатом Ахметовым. Евтушенков привез портфель предложений, включающих в себя возможности решения следующих вопросов: предоставление Украине российских кредитов; кардинальное снижение цены на российские газ и нефть; создание благоприятного климата для производственной кооперации двух стран; расширение взаимной торговли; увеличение российских инвестиций в экономику Украины; гарантирование президенту Украины личной защиты. Рамка может быть наполнена результатами переговоров по каждому из вопросов, в случае, если Янукович решит, что вильнюсские риски непосильно тяжелы. Ведь "вовремя предать — означает предвидеть".
На самом деле, избежать всех трех вариантов и получить европейский Виктор Янукович может, решив проблему Юлии Тимошенко. Теоретически, есть три способа обеспечить законность реализации предложения Кокса—Квасьневского, озвученного экс-президентом Польши в Ялте: "выезд Юлии Тимошенко на лечение в Германию, предусматривающий операцию, реабилитацию и восстановление". Способы общеизвестны, но вкратце напомним.
Первый — через помилование. Президент, милуя Тимошенко, выпускает ее из харьковской больницы на свободу. Судья по делу ЕЭСУ, а также следователи, ведущие дела в ГПУ (это дела по Щербаню и остальные), останавливают следствие до выздоровления обвиняемой. Юлия Владимировна улетает на лечение в клинику Шарите, как находящийся под следствием, но не пораженный в правах гражданин.
Второй способ — Украина и Германия заключают двусторонний договор о возможности оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях Германии в случае, если требуемая помощь не может быть оказана в Украине. Парламенты двух стран ратифицируют это соглашение.
Этот второй способ требует внесения парламентом в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) изменений, дающих право украинским заключенным, в случае наличия тяжелого заболевания и соответствующих ресурсов, выезжать на лечение в третьи страны или получать отсрочку в отбывании наказания.
Два последних варианта мало реалистичны и не способны поместиться во временные рамки, выставленные датой проведения Вильнюсского саммита. Крайне сложно представить себе, что Германия пойдет на подписание соглашения о предоставлении медицинской помощи украинским заключенным. И если парламентские процедуры одним звонком с Банковой в Украине можно сжать во времени до нескольких дней, то в Германии это вряд ли возможно. Что же касается внесения изменения в УИК, то этим процедура не ограничивается: по каждому из дел, ведущихся против Юлии Тимошенко, нужно будет успеть принять судебные решения, подтверждающие, что она подпадает под этот пункт. В принципе, суды тоже можно "нагнуть". Мы ж не ханжи какие-нибудь, не чистоплюи, чтобы осуждать телефонное право, работающее против симпатичных нам людей, и продолжать возмущаться его использованием, когда речь идет о благих делах...
Однако, при использовании второго варианта, Юлия Тимошенко лишь сменит харьковскую больницу на немецкую, продолжая оставаться под стражей.
Помилование — самый оптимальный вариант. Но лидер БЮТ твердо заявила, что не намерена ни каяться, ибо не за что; ни просить о чем-либо человека, устранившего своего главного конкурента путем подведения ответственности за политическое решение под уголовную статью. Согласно процедуре помилования, выписанной в Указе президента, Тимошенко должна сама написать заявление о помиловании. И, в принципе, могла бы. Например, под заголовком "Вите — волю!". Ибо на сегодняшний день Виктор Янукович является ее заложником. А вместе с ним — и вся страна. Отпустить его, дав Януковичу возможность отвести Украину подальше от беды, было бы воистину мудрым поступком со стороны государственного человека. Жертвенным и достойным поступком. "Не признавая своей вины, будучи лишенной права на справедливый суд, но во имя будущего моей страны, прошу меня помиловать". Вряд ли...
Знаю, знаю. Янукович может изменить процедуру помилования. Да и вообще в Конституции она не выписана. Сам кашу заварил — пусть сам и расхлебывает, извиваясь в поиске выхода. Логично. Эффективно ли? И не слишком ли рискованно, учитывая то, что речь идет об определении цивилизационного выбора страны? Украина, как развивающееся государство, уже не является беспозвоночным организмом, но еще и не нарастила свой хребет. Она нуждается во внешнем позвоночнике — хитиновом покрове европейских требований, стандартов и регламентов. Жизненно нуждается. Без всего этого, вынуждающего нас, постепенно и планомерно, развивать государственный и общественный организм, мы всегда будем зависеть от того, с какой ноги встал президент этого государства. Как сейчас зависим от решения Виктора Януковича. Или же его оппонента — Юлии Тимошенко.
Но есть еще одна проблема. Юлия Владимировна не нуждается в суррогатных решениях. Она не собирается миловать Януковича. Лидер оппозиции, понимая, сколь велика ставка, не стремится выдавать себя нервным тиком. Она хочет все: освобождения, реабилитации, закрытия уголовных дел, участия в президентских выборах.
Учитывая то, как фабриковались дела против Тимошенко, ее можно понять. И, разумеется, соглашенческое выражение "политика — искусство возможного" не для Юлии Владимировны, неоднократно опровергавшей его незыблемость. Но в этот раз речь не о ее карьере, и даже не о судьбе оппозиции. Речь о стране. Вопрос в том, кто из них — Янукович или Тимошенко — помилует друг друга. Тот, кто сделает этот шаг — не факт, что выиграет, но даст стране шанс. Очередной шанс… А если так и будут стоять друг напротив друга "уперши лбы в беду", то могут проиграть все. И каждый получит по вертухаю: один — КГБшному, другая — МВДшному. А страна — десятилетия исправительных работ.
Удивительно, столько лет писать о политике и все еще ждать проявления ответственного благородства. Впрочем, есть вариант, когда ситуация может быть разрешена и без его проявлений. Доклад миссии Кокса—Квасьневского может завершиться заявлением о несовместимости требований Юлии Тимошенко и готовности Виктора Януковича выполнить их в полном объеме. Что будет, если они сообщат о его готовности помиловать и ее отказе от предложенного варианта лечения в Шарите? Отож…
Вполне возможно, в этом случае после взвешивания всех геополитических и ресурсных "за", Соглашение об Ассоциации с ЕС таки будет подписано. А потом начнутся долгие и продолжительные бои за ратификацию Соглашения в парламентах 28-ми государств — членов ЕС. И у Тимошенко опять появится надежда, равно как и у Москвы. И развернутся бои за европейские рынки, и партизанские сражения за экспорт в Россию, и битва за деньги МВФ… Вряд ли Украину всенепременно везде ждут победы. Но вы, двое, дайте нам шанс за них побороться!
Или вам в кайф ходить по периметру вокруг нас?
Комментариев нет:
Отправить комментарий