Скандал с «Невинностью мусульман» показал, что сложившаяся в арабском мире демократия ведет к радикализации обществ, росту истерических антизападных настроений и в перспективе — к масштабной религиозной войне.
Демократии тоже
конфликтуют
Скандал с «Невинностью мусульман» показал, что сложившаяся в
арабском мире демократия ведет к радикализации обществ, росту истерических антизападных
настроений и в перспективе — к масштабной религиозной войне
Арабская улица вновь бунтует. На этот раз ее гнев адресован
не собственным диктаторам, а странам Запада, которые совсем недавно помогли
угнетенным в борьбе за демократию и права человека. Поводом вспыхнувших
волнений стал снятый американцами фильм-пасквиль о пророке Мухаммеде. Кто-то
извлек эту бессмыслицу из англоязычного Youtube и снабдил арабскими субтитрами. Через арабских блогеров
слухи о фильме дошли до имамов, и, вдохновленные ими, недавние борцы за
демократию вновь вышли на улицы, чтобы отомстить за пророка. Целью атак стали
американские граждане и объекты. Так, в Кабуле в ответ на фильм о пророке
смертница взорвала автобус с иностранцами, отправив на тот свет дюжину человек,
а афганские военные получили новое основание для убийства своих американских
инструкторов. Разгоряченные пятничной молитвой, 14 сентября протестующие
перелезли через стены посольства США в Тунисе и подожгли машины, а также
расположенное вблизи здание американской школы. Нападению подверглись и
диппредставительства США в Судане. Во всех этих странах протестующие пытались
заменить американский звездно-полосатый флаг на черное знамя салафитов и
«Аль-Каиды». Протестовали также в Йемене, Бахрейне, Индонезии, Ираке, Иране,
Малайзии, Пакистане и Нигерии, в арабских кварталах Иерусалима и на Западном
берегу. За компанию доставалось и европейцам — так, атаке подверглось
представительство Германии в Судане.
Однако самые серьезные последствия исламские протесты имели
в Ливии. 11 сентября возмущенные мусульмане взяли штурмом консульство США в
Бенгази и убили четырех американцев, включая находившегося там с визитом
американского посла Кристофера Стивенса. Во время штурма местная полиция
фактически заняла сторону толпы. «Сотрудники сил безопасности сознательно
допустили нападение, так как сами были оскорблены фильмом. То, что люди
погибли, ничего не значит по сравнению с оскорблением пророка», — цитируют
журналисты слова Виссама Бумейда, командира бригады «Щит Ливии», исполняющей
обязанности полиции Бенгази.
Из хозяина в пророка
Если бы в мире вручалась премия за самый эффективный с точки
зрения потраченных денег фильм, то главный приз безусловно бы достался
«Невинности мусульман». Снятая, по словам ее создателей, за 5 млн долларов (а
судя по бездарной игре актеров, дешевым декорациям, отсутствию сценария и
сделанной на коленке компьютерной графике, на куда меньшие деньги)
короткометражная лента вызвала бурю во многих исламских странах.
История началась в Калифорнии, где на одном из сайтов для
актеров появилась информация о кастинге для фильма «Пустынный воин»,
центральной фигурой которого был персонаж по имени Хозяин Джордж, а главной
темой — борьба пустынных племен за некую упавшую с небес комету. Гонорары были
минимальными — исполнившая одну из ролей в фильме актриса получала около 75
долларов в день. Фильм был снят, однако вслед за этим, по слухам, его продюсер
Сэм Бейсил — он же ранее судимый за мошенничество египетский копт Накула Бэссли
Накула — решил его творчески переделать. С несколькими соратниками он якобы
сделал монтаж и переозвучил актеров (кое-где слова действительно не
синхронизированы с движением губ). В результате Хозяин Джордж стал пророком
Мухаммедом, а сам фильм превратился в 13-минутную серию не связанных друг с
другом эпизодов, каждый из которых демонстрировал пороки Мухаммеда: педофилию,
гомосексуальные наклонности, кровожадность, склонность к насилию, ненависть к
женщинам и сумасшествие.
Пасквиль подобного содержания вовсе не был рассчитан на
исламскую аудиторию, а создавался для «внутреннего потребления». Ценители
подобной продукции находятся среди исламофобски настроенных фундаментальных
евангелистов, населяющих американскую глубинку. Сам Сэм Бейсил — член
христианского контрджихадистского сообщества, этаких «диванных крестоносцев»,
которые через свои блоги, статьи, фотоматериалы, дешевые видеоролики и
регулярные сжигания Корана борются с распространением ислама. «Известных
общественных активистов среди нас немного — около дюжины, — говорит один из
них, режиссер из Калифорнии Эрик Аллан Белл. — Мы общаемся и встречаемся
регулярно, но никакого централизованного управления у нас нет». Сам фильм был
вывешен на видеохостинге Youtube
еще в первых числах июля, и никто бы его не заметил, если бы в начале сентября
он не был переведен на арабский и не стал обсуждаться в арабской блогосфере (на
сегодня у него более 4,5 млн просмотров). Стали говорить о том, что эта картина
была снята коптом на деньги еврейских спонсоров. Почувствовав, куда ветер дует,
глава коптской епархии Южного Лос-Анджелеса епископ Серапион быстро отрекся от
горе-продюсера, а члены съемочной группы, не желающие умирать за 75 долларов в
день, предпочли покинуть свои дома и скрыться в неизвестном направлении. Затем,
уже в разгар конфликта, они выпустили письмо, в котором писали, что продюсер их
обманул. А одна из актрис, Синди Ли Гарсия, вообще подала в суд — на него, а
заодно и на Google,
отказывающийся удалить с видеохостинга трейлер. Но было уже поздно — извинения
не принимались, волна исламского гнева нарастала.
За все хорошее
Сразу после убийства американского посла поползли слухи о
том, что нападение не было стихийным — в рядах беснующейся толпы находилось
несколько десятков обученных боевиков со стрелковым оружием и ручными
гранатометами. «Аль-Каида Магриба» сразу подтвердила эти слухи и заявила, что
ликвидация посла была подготовленным актом, местью за убийство несколько
месяцев назад одного из ее лидеров Абу Яхьи аль-Либи. Организация обратилась к
мусульманам с призывом «продолжать демонстрации и выражать свой протест... и
убить американских послов и представителей или выгнать их и очистить нашу землю
от грязи, чтобы отомстить за честь пророка».
Между тем исламистам убивать Стивенса было не с руки — за
такое американцы вполне могли ввести войска в Ливию и похоронить надежды
местных исламистов прийти к власти в Триполи. Ходят слухи, что в смерти посла
были заинтересованы его бывшие протеже из числа повстанцев. Дело в том, что
Кристофер Стивенс был не простым дипломатом, а одним из главных «серых кардиналов»
американской ближневосточной политики. Он успел послужить в Саудовской Аравии,
Египте, Сирии, Иордании и Израиле, Ливии, а также занимался иранскими
вопросами, находясь в Вашингтоне. В июне 2007 года был заместителем посла в
Ливии, а в апреле 2011-го, после непродолжительной работы в Вашингтоне,
вернулся в эту страну как спецпредставитель США при Переходном национальном
совете. По некоторым данным, именно Стивенс сыграл ключевую роль в том, что США
(пусть и ненадолго) поддержали французскую авантюру в Ливии и привели с собой и
другие страны. Кроме того, прямой обязанностью Стивенса было разобраться в
хитросплетениях межфракционных отношений внутри антикаддафистов, и поэтому он
очень много о них знал. Вероятно, он знал и о тайном арсенале «Стингеров»,
которые американцы хотели изъять у теперь уже бывших повстанцев. Говорят, что
после разгрома консульства из него исчезли все документы, связанные с
поставками ПЗРК в Сирию, а также список сотрудничающих с американцами ливийцев
и данные о нефтяных контрактах.
Нападение на консульство США в Бенгази вызвало шок в
Америке. «Многие американцы, как и я, задаются простым вопросом: как это могло
произойти? В стране, которую мы освободили, в городе, который мы спасли от
разрушения», — говорит госсекретарь США Хиллари Клинтон. Арабов называют
неблагодарными — после всего того, что Вашингтон сделал для свержения арабских
диктаторов и установления демократий, они громят американские
диппредставительства и убивают послов. Удивление Вашингтона выглядит несколько
наивным. Бесчисленные эксперты предупреждали Запад, к чему приведет разрушение
основ государственности в этих странах. Уровень антиамериканизма в арабских
странах всегда был высок, однако местные диктаторы, не желавшие портить
отношения с Вашингтоном, на корню пресекали массовые антиамериканские акции.
После падения диктатур уровень антиамериканизма, как это ни парадоксально,
значительно вырос (по данным исследовательского центра Pew, в 2009 году к США положительно
относились 25% мусульман, а в июне 2012-го — 15%). Демонтированными оказались
не только диктатуры, но в ряде случаев и само государство. На этом фоне призывы
Обамы к арабским лидерам защитить американские диппредставительства выглядят по
меньшей мере нелепо.
В результате администрация Барака Обамы оказалась в крайне
непростой ситуации. Белый дом не может по целому ряду причин жестко ответить на
убийство американского посла. С другой стороны, отсутствие жесткой реакции
демонстрирует слабость Обамы и снижает его шансы на победу на ноябрьских
президентских выборах.
Между пророком и
свободой
Значительную роль в разжигании конфликта вокруг фильма
сыграли радикальные имамы, которые зачастую являются единственным источником
информации для безграмотной паствы. И поскольку от уровня религиозного
фанатизма паствы напрямую зависит финансовое благосостояние имамов и их
политическая власть в районе или даже в стране, они делают все для поддержания
этой фанатичности. Так, например, в прошлом месяце в Исламабаде в кармане
психически неуравновешенной девочки-христианки были найдены полуобгоревшие
страницы Корана. Разъяренные мусульмане вышли на улицы, местные христиане в
страхе бежали из своих домов — однако полиция вскоре выяснила, что листы
девочке подложил местный имам.
За имамами обычно стоят политические силы, придерживающиеся
радикальных форм ислама и активно борющиеся с умеренно-исламистскими партиями.
Внутри стран победившей революции идет серьезное соперничество. Исламистски
настроенные племена в Бенгази недовольны тем, что к власти в Ливии вернулись
представители варфалла. Египетские салафиты всячески пытаются подсидеть
«Братьев-мусульман» и перехватить у них исламский электорат. И в этом плане
радикализация населения играет им на руку. При этом имамы и радикальные
политики делают все, чтобы под разговоры о праведных протестах заставить
умеренный электорат присоединиться к ним. Так, во время выступлений в
пакистанском городе Хайдарабад демонстранты требовали от местных торговцев
проявить солидарность и закрыть все свои лавки. Однако владелец крупной
торговой сети Насралла Хан отказался — и в результате был обвинен в
богохульстве и даже в поддержке «Невинности мусульман». Его дом уже разграбили,
а им самим занялась полиция. Если обвинения подтвердятся, то бизнесмена может
ждать смертная казнь.
Однако имамы и радикальные исламисты не единственные силы,
играющие на эскалацию нынешних разногласий между христианами и мусульманами.
Свой вклад вносят и вдохновленные успехом «Невинности мусульман» (своей цели
выставить мусульман кровожадными дикарями они добились) диванные
антиджихадисты, а также либеральные западные СМИ, возмущенные попытками
мусульман поставить под сомнение право людей на свободу слова. Так, суд города
Нью-Йорка разрешил размещение в подземке рекламы примерно следующего
содержания: «В любой войне между цивилизованными людьми и дикарями поддержи
цивилизованных людей. Поддержи Израиль. Победи Джихад». Автор сего творения —
антиисламистская организация «Инициативная группа по защите американской
свободы», выступающая за защиту христианских и демократических ценностей.
Поддержать «свободу слова» решили и по ту сторону Атлантики.
Карикатуры на Мухаммеда в ближайшее время появятся на страницах немецкого
журнала Titanic. А
французский Charlie Hebdo
уже опубликовал карикатуры на пророка, часть из которых изображала его голым.
Ход стал коммерческим успехом: все 75 тыс. экземпляров номера были раскуплены
за два часа. Некоторые, конечно, просто скупали все номера, чтобы уничтожить
их, однако руководители издания усложнили им задачу — в прошлую пятницу было
напечатано еще более 100 тыс. экземпляров. «Эти рисунки шокируют только тех,
кто захочет быть шокированным и специально прочтет журнал, который он никогда
не читает, — объяснил свою позицию директор издания Стефан Шарбонье. — Я не
призываю правоверных мусульман читать Charlie Hebdo, точно так же как я не пойду в
мечеть, чтобы слушать там речи, противоречащие тому, во что верю я».
Сразу после выхода журнала Франция вынуждена была временно
закрыть свои посольства, школы и культурные центры в 20 мусульманских стран. А заодно
запретила все «марши несогласных исламистов» на своей территории. «Нет причин
позволять вызывать в нашей стране столкновения, которые не имеют отношения к
Франции», — прокомментировал решение премьер-министр страны Жан-Марк Эро. Сама
редакция журнала охраняется полицией, а к карикатуристам приставили охрану.
Подобное развитие событий наводит многих политологов на мысли о том, что рано
было сдавать в архив теорию Хантингтона о конфликте цивилизаций. Если ситуация
будет развиваться в заданном направлении, идея религиозной войны может
оказаться востребованной и в XXI
веке.
Ольга Власова, Геворг Мирзаян
Комментариев нет:
Отправить комментарий