Новости недели

вторник, 25 сентября 2012 г.

От кризиса к тоталитаризму

Мироустройство должно стать другим. Процесс не остановить. Нравится это кому-то или нет, но через некоторое время, мы будем жить в совершенно ином мире. Но уже сейчас стоит задаться вопросом, что это будет за мир?




Сценарии будущего: от кризиса к тоталитаризму
 
Эталон социально-экономической формации в современном мире это либеральная демократия западного образца. По праву Сильного, Европа и США диктуют всему миру ориентиры и являются мерилом правильности абсолютно для всего политического, социального, технологического и как следствие культурного. Все остальные формы организации социально-экономического взаимодействия в этой системе координат априори, являются неполноценными и отсталыми. Демократия, свобода, рынок вот универсальные ценности возведенные за несколько веков в общечеловеческие победившим третьим сословием.. Шаг за шагом от мрачных средних веков к современности. Система саморегулируюшаяся и.от того устойчивая.
Сегодняшние кризисные явления в мировой экономике и следующие за ними социальные проблемы, дают повод засомневаться в совершенности и эталонности либеральной парадигмы. Почему-то законы рынка, приравненные мудрецами от торговли чуть ли не к фундаментальным законам физики, не могут отрегулировать пустой симулякр мировой экономики начала третьего тысячелетия. Амплитуда системных колебаний становится угрожающей. Грядут перемены, грядут большие перемены .
Мироустройство должно стать другим. Процесс не остановить. Нравится это кому-то или нет, но через некоторое время, мы будем жить в совершенно ином мире.
Но уже сейчас стоит задаться вопросом, что это будет за мир?
Много лет считается, что с тоталитаризмом в западном мире покончено навсегда. После Гитлера, народы Европы и всего мира получили многолетний иммунитет по отношению к идеям и политикам радикального тоталитарного толка. Даже такие, рудименты как режимы Франко уже в далеком прошлом.
Однако, не все так хорошо для перспектив демократии и либеральных конструктов в современном мире. Когда-то Черчилль, произнес афоризм, о том, что либеральная демократия ужасна, но человечество не придумало ничего лучшего. Сегодня, человечеству, во всяком случае, его «лучшей части» придется придумать что-то новое и работоспособное. Или модернизировать старое с учетом развития НТП и новых социальных взаимодействий. Неадекватность господствующей модели и необходимость новой видна не только футурологам но всему креативному классу планеты.


В эпоху перемен более популярны простые и конкретные новшества. Затянувшаяся дискуссия по данному вопросу, может вообще столкнуть мир к планетарному хаосу. Что это будет за новая парадигма, ни кто знает, впрочем всегда альтернатива возможна. Нео сетевой либерализм, не менее нео и не менее сетевой комьюнизм. Что-то есть в этой игре слов. Как Вам, например: СОЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ и КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СЕТЕВОЕ КОМЬЮНИТИ. Могут быть и любые иные НЕО причем в невообразимом до селе сочетании с предыдущими .
Знаете, Любой тоталитарный режим прошлого мог бы позавидовать тем технологическим возможностям, которые есть в современном мире. Будь у «злодеев» прошлого те технологии и гаджеты, которые есть в нашем с Вами мире, Кто знает, куда бы пошла история. Впрочем, некоторые историки и социологи нас успокаивают, утверждая что человек получая «новое оружие» становится умнее и ответственнее и что например ядерное противостояние СССР и США не вылилось в ядерную войну. Но это не всегда так. В Кризис искушения особенно велики.
Тоталитаризм это тотальный контроль и управление во всех сферах жизни и деятельности человека. Чем меньше свободы, тем больше «эффективности». Ни у одного диктатора прошлого не было тех технологий и инструментов контроля и управления, которые существуют сегодня. В начале 21го века, при желании и финансовых возможностях, можно знать про человека все или почти все для того чтобы держать его и сотни миллионов таких как он «на «коротком поводке». Где он спит, что он ест, куда он ездит, о чем говорит, с кем дружит. Человеку некуда укрыться от возможного (на основе уже существующих технологий) всевидящего ока. Стоит только немного изменится обстоятельствам и это око будет создано и лигитимизировано «во благо человечества».
Свобода понятие «пластилиновое». Кто из него чего только не лепил. Свобода в понятиях либеральных философов одно, марксистско-ленинских – другое. Абсолютной свободы быть не может. Она может быстро обернуться анархией.
На Западе свобода загнана в жесткие рамки закона. И стоит только кому-то попытаться выйти из коллективного договора «свободных людей» о том, что такое понятие свобода, как он тут же ощутит на себе всю мощь и гнев «эталонной цивилизации». Впрочем, важны не только рамки свободы (они будут всегда), а то где они проходят и как часто меняются.
В своей гениальной работе «Дисциплинарный санаторий» неутомимый революционер Эдуард Лимонов вскрывает сущность социально-политического договора между властью и народом в послевоенный период, как на Западе, так и в Восточном блоке. Он дает точное и яркое определение господствующей послевоенной системе отношений в уставших от Гитлера и Сталина странах – Дисциплинарный санаторий. Система основанная на так называемом Софт-насилии, в отличии от Хард-насилия прошлого. При всей разности западной и восточной систем их объединял общий знаменатель. Спокойная и сытая жизнь в обмен на послушание. Все такие тихие «в пижамах», отдыхали после мировой войны. Днем 8 часов все менее тяжелой работы, а потом «Пиво, телевизор и секс», причем даже у нас. По большому счету золотое было времечко. Апофеоз санаторного счастья в СССР это правление Брежнева. Недаром ему недавно в Днепропетровске памятную доску установили. Можно сказать, что запад также следовал некоему своему «брежневизму». Больше пряником, совсем чуть-чуть (иногда) кнутом. Не смотря на пресловутый «железный занавес», системы шли на встречу дуг другу. «Совок» обуржуазивался, Запад социализировался. Весь этот расцвет скандинавской, французской и прочей социал-демократии. Первая система протянула 45 лет, вторая благодаря развалу первой на 20 лет больше. Однако сегодня она как мы видим, стоит на грани краха.
Жизнь взаймы и жизнь на подпитке из внешних источников превратили западную экономику в колосса на глиняных ногах. Принципы: больше социалки, меньше работы, вывоз производства в страны юго-восточной Азии, виртуализация потребления (потребление образов, а не товаров), господство «бумажного» доллара, все это подвело западный мир к той черте, на которой он сейчас стоит. А что же дальше? Уже всем понятно, что поддерживать тот тип экономических, а следовательно и социальных отношений который господствовал в странах золотого миллиарда невозможно. Мировая экономика оказалась такой себе пирамидой МММ. Перемены неизбежны. Уже через несколько лет Запад, да и все остальные будут жить в совершенно ином мире.
С очень большой долей вероятности в ближайшем будущем нас ждет расцвет неототалитаризма. Это будет происходить постепенно. Действующие системы будут медленно «закручивать гайки», это обычная практика во время кризисов. Все будет оправдываться великой целью спасти экономику, страну, порядок. Через какое-то время отношения поменяются до неузнаваемости. За экономическим ужесточением, придет социальное ограничение. Во имя спасения и простой ЕДЫ люди Запада пожертвуют многими, казалось бы, непоколебимыми завоеваниями. На фоне борьбы за выживание может произойти ренессанс тоталитаризма причем в совершенно новых, невиданных формах. Все просто, как по Максу Веберу: возникновению тоталитаризма действительно предшествует глубокий и полномасштабный кризис, выражающийся в резком обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. К этому следует добавить, что тоталитарная модель общества порождается, самим обществом. Нелепо предполагать, что Европу захватят оккупанты спустившиеся с афганских гор. Тоталитаризм чудесно расцветает тогда, когда большинство одобряет и поддерживает действия режима. Ряд исследователей тоталитарных режимов прошлого (такие как например: Л. фон Мизес, А. Рэнд, Ф. фон Хайек) вообще считают, что тоталитаризм, это крайняя форма коллективизма.


Феномен тоски по сильной руке свойственен современным народам. Причем не обязательно из бывшего СССР. Так, несмотря на авторитарный и репрессивный режим, жестокую колониальную политику португальский вождь Салазар остается достаточно популярным среди португальцев и на сегодняшний день. В 2007 в прямом эфире телевизионного шоу Салазар был выбран самым великим португальцем. Опрос происходил помощью интерактивного голосования. Он обошел таких исторических персонажей, как, великого Генриха Мореплаватель и Афонса (первого короля и основателя Португалии). Многие люди любят сильных правителей.
Впрочем, тоталитаризм не тождественен авторитаризму. (Мало того, тоталитаризм без авторитаризма гораздо более прочная система). Скорее всего, в будущем, нам грозит именно такой вид тоталитаризма. Тоталитаризм в новом Сетевом сообществе может быть безличным. То есть вовсе не обязательно, что появятся какие-то Короли, Императоры, диктаторы, повелители «трех мостов» и уездные предводители дворянства. И в прошлом вершиной тоталитарной модели часто выступал некий коллективный орган (например Политбюро) или режим «черных полковников», которым про всех пишут. В будущем источником и субъектом тоталитаризма может стать система сама по себе. Будет править ЗАКОН.
Впрочем, в Европе могут появится и авторитарные тоталитарные режимы. Очень многое будет зависеть от того, остановится ли процесс глобализации, или наоборот наберет еще большую скорость.
В фантастической литературе и кинематографе, будущее часто изображалось тоталитарным. И не зря. Ведь люди действительно сами себе придумывают/предсказывают будущее. Как уже говорилось выше, для ренессанса тоталитаризма уже существует масса технологий. Осталось только подготовить почву для их обоснования и лояльного восприятия. С этим чудесно справляется кризис и некомпетентные политики.
Глобальные проблемы, такие как: перенаселение и ухудшение климата, также подливают масла в очаг тоталитарного будущего планеты.
Вот представьте, завтра отменили наличные деньги, деньги стали электронными. Да не просто электронными, а в купе с внедренными терминалами биометрической идентификации. А иначе как же. Шоу всего в два действия. После отмены наличных денег мир захлестнет волна электронного воровства. Обнулили карточку, и ни следов, ни улик. Возмущенная общественность сама потребует навести порядок и сделать деньги «именными». Теперь на каждом рубле, гривне или долларе станет «написано»: кто его держал в руках и за что расплатился. Масса «преимуществ». Можно, например, отслеживать преступников. Можно опять таки тем же преступникам «перекрыть кислород», простите пищевод. Отключить их от потребления. Сами сдадутся, когда голод замучат. Весь вопрос в том, кто будет назван преступником и за что. Помните, в «Матрице» Морфиус тоже назывался преступником с точки зрения системы .


Во время качественных исследований проводимых агентством Politium, респонденты на предложение описать идеальный мобильный телефон будущего в подавляющем большинстве описывают некое устройство, вживленное в руку и принимающее команды напрямую из головного мозга! Люди уже сейчас согласны, что персональное устройство связи/идентификации и КОНТРОЛЯ будет вживлено в их тело. Рисуя подобные технические инновации будущего люди не только согласны с такими неоднозначными его проявлениями, но сами ХОТЯТ ИХ! Вшитый чип, это удобно. Ни кто даже не задумывается о том, что это удобно не только для связи, но и для тотального контроля. А желание людей давать команды своему мобильнику прямо из головного мозга, это поражает вдвойне. Ведь связь, штука двухсторонняя. Можно дать команду прямо из мозга, а можно и получить ее прямо в мозг. В уже упоминаемом фильме «Матрица» несчастные люди будущего были подключены к матричной сети через штекер в затылке. Это гипербола сценаристов-фантастов, в реальности, люди добровольно «подключаются к сетям» стремясь к абсолютному, стопроцентному он-лайну.
У «Большого брата» есть что предложить среднестатистическому обывателю. Чем искусить его. Тотальный он-лайн это удобно и безопасно. Удобно, потому что можно управлять своей персональной «вселенной» и всеми коммуникациями в ней в любое время дня и ночи. Безопасно, потому что у преступников, останется очень немного шансов быть не идентифицированными, а потом не пойманными. А если ты с точки зрения системы не преступник, то тебя всегда смогут отыскать и спасти в случае чего.
Правда цена этой безопасности может оказаться весьма высокой, но пока это поймут миллионы, будет уже слишком поздно.
Не стоит ожидать, что тоталитаризм будущего будет с собаками, вышками, автоматчиками и колючей проволокой. Новые технологии упрощают работу репрессивной машины. Это как раз и настораживает больше всего. Обществу и его креативному классу будет сложно распознать надвигающуюся проблему. И конечно, ни кто не будет называть новую систему тоталитарной диктатурой. Придумают приемлемое и доброе название. Мало того, многие будут считать, что неототалитаризм спас мир и жизнь стала лучше. И таких, будет много. По меткому выражению Виктора Пелевина «Режим, это все те, кому хорошо при режиме».
Вперед в новое и неотвратимое будущее. Оно уже близко.
Михаил Слесаренко Politium

Комментариев нет:

Отправить комментарий