"У нас как у государства сейчас нет предвидимого будущего, одно воспроизведение настоящего. " Экс-сотрудник администрации Путина Симон Кордонский о власти, сословиях, коррупции, митингах, интеллигенции, роли личности в истории современной России.
Симон Кордонский: В России власти нет, есть рынок имитации власти
Симон Кордонский
— легенда. Он был и настоящим бомжом, и чиновником высокого разряда. Он
известный и признанный социолог, соавтор теории административного рынка —
лучшего описания социальной реальности позднего СССР, — профессор Высшей школы
экономики. Но при этом он бесконечно далек от осторожного академизма, его мысль
всегда резка, провокационна и парадоксальна. Когда его слушаешь, сначала просто
не понимаешь, потом хочется отмахнуться или поспорить, наконец — подумать.
Сословная сущность современной России — главная тема его последних работ
—Много у меня
жизней было, самых разных. Работал я и в администрации президента — с 2000 по
2005 год, сначала начальником экспертного управления, потом старшим референтом
президента. Говорить об этом включенном наблюдении власти пока не хочу, но было
очень тяжело. Хотя без этого опыта я вряд ли смог бы написать «Сословную
структуру постсоветской России».
Говорить не от
абстрактных идей, а «от жизни», от социальной реальности, от опыта, в том числе
и личного, — это стиль. Симон Кордонский как будто нарочно прошел все слои этой
самой «социальной реальности», то и дело упираясь в ее парадоксы и странности.
Его несколько раз исключали из Томского университета, он скитался по советской
Сибири без прописки и работы, писал на заказ диссертации и ремонтировал
квартиры. Рассказывают, что сам Егор Лигачев (в 80-е годы член Политбюро ЦК
КПСС, отвечавший за идеологию. — «РР») приказывал «этого еврея на работу не
брать». Кордонский прибился к сильнейшей с СССР школе полевой социологии
Татьяны Заславской, изучал и алкоголизм на селе, и партийную структуру на
местах, читал лекции о том, «как устроена жизнь», даже кагэбэшникам.
Благодаря
социологическим семинарам к перестройке он уже был хорошо знаком с кругом
будущих реформаторов — Чубайсом, Гайдаром, Авеном и другими, видел, как
готовился переход к капитализму, как «из-за предательства ряда высших
руководителей партии» ГКЧП вдруг стало фарсом, а не китайским или чилийским
вариантом.
Кордонский
принимал участие в спешном написании первых либеральных законов, но в
правительство Гайдара идти отказался. Зато потом на пять лет попал в
администрацию президента Путина, откуда, впрочем, умудрился уйти по собственной
воле. С ворохом наблюдений и вопросов.
— В 2002 году
появился закон «О системе государственной службы РФ», — рассказывает он. —
Потом закон «О государственной гражданской службе». По закону — и вопреки
Конституции — создавались категории людей с выделенным статусом. У меня что-то
копошилось в башке: я не понимал, зачем это. Я задавал вопросы серьезным людям,
собирал семинары, ученых — толку никакого. Пересказ западных теорий. А потом у
меня в голове сошлось: вот эти законы о системе госслужбы — это создание новой
социальной структуры.
Про Кремль и
сословия
— Сословия — это
группы, создаваемые государством для решения своих задач. Вот есть внешняя
угроза — значит, должны быть люди, которые ее нейтрализуют, военные. Есть
внутренняя угроза — значит, внутренние войска и милиция. Есть космическая
угроза — должны быть космические войска. Есть природная угроза — есть служба
Роспотребнадзора. Сословия — это не профессии, там могут быть люди разных
профессий. Сословия есть в любой социальной системе. Это доклассовая штука.
Классы возникают на рынке естественным путем, а сословия создаются
государством.
Если у власти
классовая структура, появляется механизм согласования интересов между классами.
Называется это демократия. Появляется парламент как ее оформление. У демократии
очень прикладная функция: согласование интересов богатых и бедных. А в
сословной системе механизм согласования интересов — собор. Съезды КПСС — это
были соборы: представители всех сословий собирались раз в четыре-пять лет и
согласовывали свои интересы. — А в чем разница?
— Разница — в чем
интерес. Если есть рынок, возникают классы. Отношения между классами нужно
регулировать. Появляются законы, регулирующие эти отношения. Появляется
судебная система. А в сословной системе это все — лишнее. Там нет рынка, а есть
система распределения. Наверху находится какой-то человек, называется он
президентом, генсеком или монархом — неважно. Он верховный арбитр. Ведь все люди,
которым распределяют ресурсы, считают себя обиженными. В нашей стране есть два
типа жалоб: много взяли и мало дали. И все жалобы обращены наверх, к верховному
арбитру. Пишут ему и ждут, что он там решит. А арбитр должен навести
справедливость, наказать тех, кто берет не по чину, и выдать ресурсы тем, с
кого много взяли или кому мало дали. Сейчас ресурсами являются власть, финансы,
сырье и информация. Государство концентрирует эти ресурсы у себя и распределяет
по социальным группам, которые само же и создало.
— Зачем нужны эти
группы?
—
Упорядоченность. Для власти очень важно, с кем имеешь дело. Приходит к тебе
человек с двумя судимостями, который занимает должность в исполнительной власти
субъекта Федерации. А кто он? Как себя с ним власть должна вести? Введение
законов о госслужбе совпало с изгнанием судимых из системы власти. Изгнали
всех, кто имел судимость. Разделили: есть сословие маргиналов, ограниченных в
правах, — вот судимому там и место. А во власти другое сословие, там не должно
быть судимых. Не должно быть совмещения этих статусов.
В 90-е возникло
социальное расслоение. Учителя, врачи, военные — это были советские сословия,
лишенные потока советских ресурсов. И они попали в самый низ иерархии
распределения. Начали формироваться классы богатых и бедных. Сословные различия
между бедными исчезали. Начались движения протеста — забастовки, голодовки.
Нужно было наводить порядок. А порядок в чем заключается? В том, чтобы
накормить, обеспечить обделенных положенными им ресурсами. Для этого нужно было
рынок ужать — ресурсы изъять с рынка, чтобы их можно было потом распределять в
пользу сирых и убогих. Мы последнее десятилетие жили в этом процессе.
Ужатие рынка
началось с «дела Ходорковского»: перевод всех ресурсных потоков в бюджет и
распределение их в пользу как сохранившихся советских групп — бюджетников и
пенсионеров, — так и новых групп. А чтобы распределять, надо знать кому:
учителям полагается столько, врачам — столько, фээсбэшникам — столько.
Сословная социальная структура в нашем государстве нужна именно для того, чтобы
обеспечить справедливое распределение. Ее не было, ее нужно было вновь создать.
И появился закон «О государственной службе». И последующие сословные законы.
И все эти
сословия теперь друг на друга наезжают. Вот прокуратура со Следственным
комитетом чего бодаются? Делят ресурс. Игровой бизнес, например, недавно
делили. Вроде поделили. Идут межсословные войны. Прокурорские с судейскими,
против ментов все выстроились: крышевали менты бизнес — а давайте их сдвинем. И
вот он, закон «О полиции». У всех есть свои интересы на ресурсном поле, всем
нужен увеличивающийся поток ресурсов. И всякое уменьшение количества ресурсов
порождает дефицит, конфликты и стремление к переделу. Здесь и появляются борьба
с коррупцией и ее жертвы — те, кому не повезло, кого назначили козлами
отпущения при изменении порядка в распределении ресурсов.
Но сословная
система в России еще не полностью сложилась: форма есть, а сословного
самосознания не появилось. Ведь должны быть и сословные собрания, и сословная
этика, и сословный суд. Система не доведена до конца — и классы не до конца
разрушились, и сословия не достроились.
Про деньги и
рынок
— У нас же денег
нет. У нас есть финансовые ресурсы. Везде написано, что бюджетные деньги — вне
рамок государственных инвестиционных программ — нельзя инвестировать, они в
конце года списываются. Это не деньги. На них нельзя наваривать. Чтобы можно
было на них наварить, нужно финансовые ресурсы увести в офшор: при пересечении
границы они становятся деньгами. И тогда их можно инвестировать. Поэтому
финансовые ресурсы уводятся в офшоры, там конвертируются в деньги, которые —
уже отмытые — инвестируются внутри страны.
Предпринимателей
у нас тоже нет, а есть коммерсанты, которые рискуют на административном рынке в
отношениях с бюджетом. Это совсем иные риски, чем на рынке. У предпринимателей
риск — что ты разоришься, если товар не купят. А здесь риск — что тебя посадят
и все отберут, если ты не поделишься. Предприниматели не иерархизированы, они
могут быть только богатыми и бедными. А у коммерсантов есть иерархия: есть
купцы первой гильдии — члены РСПП, есть вторая гильдия — «Деловая Россия», и
есть купцы третьей гильдии — члены «Опоры». Это чисто сословное деление,
унаследованное от имперских традиций. Купцы, в отличие от предпринимателей,
работают с бюджетом. Они конкурируют за госконтракт.
Вся коммерция у
нас при бюджете. Почему такая фигня идет с 94-м законом — о госзакупках? Потому
что все от него зависит. Весь крупный бизнес в той или иной степени обслуживает
государство через бюджет. Есть еще мелкий бизнес, бизнес выживания. Но найдите
в любом сельском муниципальном районе предпринимателей, не зависящих от
районного бюджета. Не найдете. Всех вывели под корень. Это и есть
административный рынок: происходит конверсия статуса в деньги. Власть
обменивается на деньги. Вы статус конвертируете в финансовый ресурс, финансовый
ресурс — в деньги, а деньги — опять в статус: покупаете место во власти. А
через статус получаете доступ к ресурсу.
Про коррупцию
— Это очень
интересная процедура, которую называют коррупцией, но которая коррупцией не
является. Дело в том, что сословия у нас по закону не иерархизированы.
Непонятно, кто главнее: правоохранители или гражданские госслужащие, например.
А форма иерархизации — это выплата сословной ренты. В результате выстраивается
иерархия: какие сословия каким платят и как берут. Еще недавно прокурорские
имели очень высокий статус, все им платили. А сейчас их опустили. Почему
гаишнику платят? Не потому, что водитель что-то там нарушил. А потому, что,
выплачивая кэш гаишнику, вы демонстрируете подчиненное положение сословия
автовладельцев сословию людей с полосатой палочкой. Без разговоров же обычно
платят.
Сейчас в
отношениях между водителями и членами властных сословий бунт, и это тоже
феномен сословных отношений: так называемые «синие ведерки» бунтуют против тех,
кому они вынуждены платить, и против тех, кто обладает особыми сословными
правами на передвижение — номерами и мигалками.
— Так почему
все-таки эта коррупция не является коррупцией?
— Коррупцией
называются отношения в классовом обществе. А у нас другие отношения,
межсословные. Сословная рента — это клей, связывающий разные сословия в
целостность: у них же другой связки нет, кроме взаимного обмена рентой. Это не
всегда делается неформально. К примеру, есть процедура лицензирования. Вот
пишет программист программу. Написал — чтобы ее продать, он должен ее
залицензировать в фирме, ассоциированной с ФСБ. Стоимость лицензирования иногда
выше стоимости самой программы. Это тоже форма сбора сословной ренты. Процедуры
лицензирования, аккредитации, разрешения, согласования… За все же нужно
платить.
Сейчас в том, что
называется коррупцией, происходят очень интересные процессы. Посмотрите, на
обычном рынке регулятором является ставка банковского процента, цена денег. А у
нас ресурсную систему регулирует норма отката. Ведь если за деньги надо
платить, то надо платить и за ресурсы, то есть откатывать их часть в пользу
того, кто ресурсы распределяет. Норма отката — аналог банковского процента в
ресурсной экономике. Не будет отката — система не будет крутиться. А норма
отката регулируется репрессиями против тех, кто берет не по чину. Все это
прекрасно осознают. Но проблема в том, что, в отличие от ставки банковского
процента, сейчас у этих репрессий нет «единого эмиссионного центра». Поэтому
норма отката растет, а экономика стагнирует. Правило сословной системы — бери
по чину. А сейчас очень многие не по чину берут.
— Так нужно
бороться с такой коррупцией?
— Это очень
опасно! Это же не коррупция, это форма связи социальной системы. Чрезвычайно
опасно! Помните узбекское дело 86–87-го годов? Начали, как сейчас, бороться с
коррупцией — с тех пор там война идет: Гдляны-Ивановы всякие сломали социальную
структуру, начался бардак, который длится до сих пор.
Про поместья
— Какая у вас в
квартире дверь? Металлическая? Замки стоят хорошие? Вот вы запираете дверь и
оказываетесь в замкнутом пространстве — оно ваше, личное. Поместье — это не
место, это социальное пространство, замкнутое, огороженное. Все эти дачи — это
строительство поместий. Вы заметьте, как они строятся. Первым делом забор.
Потом дом как самообеспечивающаяся система: генератор автономный, канализация
автономная, вода из своей скважины. У нас страна — система вложенных поместий.
Что такое глава администрации региона? Это помещик, посаженный верховной
властью, как при царе. Функция его — обеспечить, чтобы подданные правильно
голосовали.
— Но это же не
его собственность.
— Так и в царские
времена была не его. И это не имперский помещик, а постсоветский. Имперский
помещик был напрямую зависим от императора. А у нас сейчас возникла система
вложенных друг в друга поместий: президент назначает губернатора, губернатор
фактически назначает глав муниципальных образований, которые в свою очередь
назначают своих вассалов. И каждый вассал выступает помещиком по отношению к
нижестоящему вассалу.
Про власть
— Система,
которую вы описываете, устойчива?
— Пока есть поток
распределяемых ресурсов. Поток уменьшается — начинается дефицит. Он сплачивает
систему до определенного предела, но когда предел пройден, она ломается. Так
развалился Советский Союз. Если бы отпустили цены на два года раньше, СССР,
вероятно, выжил бы — ресурсов было достаточно, но система ценообразования была
неравновесная: мясо на рынке стоило восемь рублей, а в магазине — два рубля.
Если бы сделали восемь рублей, не было бы дефицита мяса. Как только ресурс
выводится на рынок, устанавливается рыночная цена и равновесие. В СССР
держались до последнего, поэтому цены пришлось отпускать Гайдару. Хотя все
документы были в ЦК подготовлены еще в 89-м году.
— А у нас сейчас
дефицит чего?
— Власти.
— И куда она
делась?
— Растворилась.
Найдите человека, который решит любую проблему. Нету его. Обдерут как липку, а
проблему не решат. Еще и подставят. Есть рынок имитации власти.
— А кого
слушаются?
— А никого.
Исходят из собственных интересов. Понимаете, есть «в реальности» и есть «на
самом деле». В реальности во власти все места заняты, а на самом деле власти
нет. Все ищут, кому дать. Непонятно, к кому обратиться, чтобы решить проблему.
Все спрашивают: у кого сейчас власть? А ее нет. Дефицит.
— А можно
«отпустить цены на власть»?
— Это значит
свободные выборы. А в выборах некому участвовать, потому что народа нет.
— Обычно этим
занимаются политические партии.
— У нас нет
политических партий. Есть сословные имитации. В России свободный рынок власти —
это развал государства. Куда Чечня денется, как вы думаете? Или дальневосточные
регионы?
— А в Советском
Союзе был дефицит власти?
— Пока была КПСС,
дефицита власти, похоже, не было: каждый мог получить свой кусочек власти в
результате торга.
— Почему же
сейчас не так?
— КПСС нет. Из
«Единой России» исключили — и что? А при КПСС исключение из партии — это
социальная смерть. В СССР понятно было, как делать карьеру: вступил в комсомол,
потом в армию, пришел из армии уже членом партии, поступил в вуз, попал в
партком вуза, оттуда в райком, оттуда на хозяйственную работу. А оттуда как
повезет: либо в партийную иерархию, либо в контрольную — в прокуратуру, комитет
народного контроля. И по этой лесенке можно было забраться на самый верх. А
сейчас нет таких лифтов. Люди заперты в низах. Есть корпоративные структуры
типа «Роснефти» или питерских, но в них нет динамики. Вы заметили, сколько лет
люди сидят у власти? Нет межсословного лифта. А как депутаты сейчас маются!
Кому-то повезло — пошел в Совет Федерации. Кто-то спустился на региональный
уровень. А остальным куда? Межсословной мобильности нет. Люди заперты в своих
клетках.
— И когда дефицит
власти исчезнет?
— Может быть, он
исчезнет с президентскими выборами. Но если Путин не пойдет на репрессии, он не
восполнит дефицит власти. Ему нужно будет продемонстрировать власть. А это
можно только репрессиями по отношению к своему кругу. Иначе ему не поверят. У
Путина проблема: та команда, которую он сформировал, распалась, у людей свои
бизнесы. А все остальные смотрят к себе в карман, и Путин для них — просто
ресурс. И ему, как мне кажется, сейчас просто не на кого опереться. Помните,
несколько лет назад на какое-то совещание к Путину по металлургии не приехал
владелец металлургического комбината. Путин говорит: «Ах, он заболел? Пошлите к
нему докторов». И поехали к нему доктора с погонами. Еле выкрутился мужик. Это
была власть, была регулируемая репрессиями норма отката.
— А откуда вообще
берется власть?
— Она появляется
сама по себе. Такая вот метафизическая субстанция. Вроде материальная, а вроде
и не материальная. Передается из рук в руки. А нету — так и передавать нечего.
Вот передал Путин Медведеву власть формально, а ее нету: на самом-то деле
ничего не передал, пустышку. И откуда взять — непонятно. Власть — это
консолидация противоречивых стремлений, а сейчас нету поля консолидации. Все
замкнулись в поместьях и охраняют их, чтобы, не дай бог, не потерять.
Про митинги
— Это обычный
русский бунт, только в необычной среде. Помните, у нас бюджетники, пенсионеры
протестовали против монетизации льгот? Люди были обижены тем, что у них
отбирают статусный ресурс, конвертируя его в рубли. У сегодняшних протестующих
инстинктивная реакция: люди обижены, что их не уважают. Они думали, у них есть
избирательный ресурс, а им, как им кажется, показали фигу. И власть теперь
думает, как компенсировать это нарушение социальной справедливости.
— Зачем?
— Так
несправедливость же допущена. Вот власть и пытается восстановить справедливость.
Но не знает как.
— Но почему
именно сейчас?
— Так дефицит же
власти. Ну какой «тандем»? Не может быть двух верховных распорядителей ресурсов
в одном ресурсном государстве. Из-за дефицита власти теряется управляемость. И
чтобы восстановить управляемость, власть вынуждена сейчас отпустить вожжи.
Ресурс информации был монополизирован, сейчас идет его демонополизация.
— А зачем
подделывали голоса?
— Паника была.
Десять лет создавалась «Единая Россия» как политический механизм. Каким бы
плохим он ни был, он обеспечивал законодательный процесс, законы принимались
дурацкие, но как-то все было организовано. И вот в результате конкуренции во
власти и сопутствующего конкуренции дефицита политический механизм сломался. У
«Единой России» нет конституционного большинства, а во многих региональных
заксобраниях нет и простого большинства. А сейчас надо будет принимать кучу
законов. И очень им хотелось избежать этой ситуации.
— Может, в
результате появится политика?
— А нет групп,
чьи интересы можно было бы представлять. Вот этих, которые на площадь вышли? У
них нет ничего общего, кроме обиды. Политическая партия — это институт
классового общества. Партии представляют интересы богатых и бедных. А у нас нет
богатых и бедных, у нас совсем другая социальная структура. И представительство
осуществляется совершенно другим образом. На эту Думу возложены парламентские
функции, которые она в принципе не может выполнять. Это еще не сословный собор,
но это и не парламент.
Но не думаю, что
эта турбулентность критическая. Экономика нормальная, цены на нефть высокие.
Дырки заткнуть есть чем. В регионах абсолютное спокойствие. Сейчас власть
вынуждена будет договариваться, потому что нужно обеспечить явку на
президентские выборы.
Про интеллигенцию
— В том мире
российском, который сейчас возник, есть логика, но нет места интеллигенции. Вы
заметили, как бесятся все наши интеллигенты? Они лишние в этой системе.
Массовый настрой уехать — это симптом того, что не нужны ни журналисты, ни
писатели, ни деятели кино. Все можно импортировать. Кто вас читает? Такие же,
как вы. А в Союзе «Литературную газету» читали все. И Театр на Таганке знали
все. И «Иронию судьбы» смотрели все. А сейчас этого «пространства
интеллигентности» нет.
Интеллигенция —
это представители всех сословий, которые используют свои профессиональные
знания для рефлексии положения и фиксации несправедливости. И эту свою
рефлексию интеллигенция адресует власти, обращая ее внимание на тех, кто
обделен при распределении ресурсов. Эта триада «народ — власть — интеллигенция»
— диагностический признак сословного общества: власть заботится о народе, народ
благодарен власти за заботу, а интеллигенция болеет за народ и обращает
внимание власти на его беды.
Сейчас, как мне
кажется, триада разрушается. Прежде всего потому, что интеллигенция не хочет и
не может признать сословную структуру и выработать соответствующие сословные
идеологии. В результате разрушается представление о социальном времени,
интегрирующее сословия в целостность социальной структуры. У нас как у
государства сейчас нет предвидимого будущего, одно воспроизведение настоящего.
Новые сословия разобрали ресурсы и предполагают, что так будет продолжаться
вечно. А вечность не предполагает рефлексии.
Интеллигенция
существует только в триаде с властью и народом. Если нет власти, то нет ни
интеллигенции, ни народа. Народ — это интеллигентский конструкт. Интеллигенция
существует, потому что она болеет за народ, потому что власть его обижает. А в
отсутствие власти исчезает место интеллигенции и народ распадается на отдельных
реальных людей со своими проблемами.
Правда, у нас
власть очень интеллигентная: властные люди воспринимают страну как объект для
преобразований, а не как реально существующий организм. Сплошное торжество
абстрактной схемы над жизнью.
Про роль личности
в истории
— Что? Роль
личности в истории? Нет такой роли. Не одни, так другие. Возникает ситуация —
появляется человек. Среда выделяет его, выталкивает. От конкретных людей мало
что зависит. Особенно в нашей системе. Может появиться разве что очередной
Пугачев.
— И сейчас может
появиться?
— Сейчас нет
основания для пугачевщины. Все же при местах, все при потоках каких-то. Кроме
интеллигенции. В стране же, в общем, все нормально — идет естественный процесс:
что бы власть ни делала, внизу формируются реальные собственники и
соответствующий им рынок. Есть решаемая проблема легализации этого рынка. И
тогда, вполне возможно, мы сможем без больших потрясений перейти к более-менее
нормальной экономике. Рынок же не создается, он формируется. И сейчас под этим
зонтиком — нефтяным, газовым — формируется реальная экономика, в разных
регионах разная. Так и должно быть, это естественный процесс.
Вот люди на
Болотной говорят: давайте сделаем «как там». Но если начнутся большие
потрясения, вполне возможно, что этот естественный процесс в очередной раз
остановится. А на самом деле «как там» может получиться, только если ничего не
делать. Как Примаков. Вроде бы он ничего не делал, а последствия дефолта очень
быстро удалось снять. Как? А хрен его знает. Сама система выстроилась.
— И как все будет
развиваться, если ничего не делать?
— Будем
существовать. Ну, не выполняются поручения президента, премьера, ну, никто их
не слушает, они чего-то пишут наверху, а внизу все само по себе происходит — и
дай бог, чтобы так оно и было. Только само по себе. Если не мешать, само все
устаканится.
— А ваши студенты
ходят на митинги?
— Ни одного не
знаю, который бы ходил.
— А они
интеллигенция?
— Пытаются ей
быть. У меня заключительная лекция по интеллигенции на третьем курсе. Обычный
вопрос: а вы себя интеллигентом считаете? Я говорю: да, конечно. Обычная жалоба
в конце курса на меня и мне же: сломал картину мира. Спрашивают: что нам теперь
с этим знанием делать?
— И что вы
отвечаете?
— Говорю: это
ваши проблемы.
Юлия Вишневецкая
Источник: Эксперт
Комментариев нет:
Отправить комментарий