"Конечно, кинематограф оказал влияние на театр вообще, и абсолютизировать
это влияние в данном случае не следует. Однако для Мейерхольда и
Станиславского это был повод (один среди прочих) заново поставить вопрос
о теле актера, о принципах выразительности и о границе сцены." О. В. Аронсон
Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского?
Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. М.: РГГУ, 2007, c. 410-423
Противопоставление концепций Вс. Мейерхольда и К.С. Станиславского уже давно стало общим местом, когда речь заходит об истории театра XX века. Это один из тех сюжетов, без которых невозможно вообразить конкретные события, происходившие в российском театре в период до и после Октябрьской революции. К тому же, полемика тех лет во многом дала искусству два принципиально разных образа театра и его дальнейших перспектив. Мы не собираемся еще раз воспроизводить всю ту ситуацию, в результате которой ученик Станиславского, молодой актер Московского Художественного театра Мейерхольд, выступил против своего учителя и пришел к идее Условного театра. Для нас важнее то, как в последовательном развитии теоретических позиций одного и другого проявилось принципиальное отношение к пониманию образа в современном искусстве. Можно сказать, что, реформируя язык театра, каждый из режиссеров добился радикализации вопроса о принципах существования искусства в современном мире. Если мы исходим не из исторической перспективы, в которой «новатор» Мейерхольд преодолевает ограниченность «психологического» театра, а обращаемся к тому, что связано с трансцендентальными условиями понимания театра или, говоря еще более обобщенно, с условиями возможности искусства, как и с проблемой образов, выходящих за рамки любой возможной репрезентации, то вся ситуация выглядит отнюдь не однозначно. Тогда «консерватор» Станиславский в своей системе актерской игры оказывается уже не столь психологичен, а авангардный, устремленный в будущее Мейерхольд сегодня видится куда меньшим новатором.
Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. М.: РГГУ, 2007, c. 410-423
Противопоставление концепций Вс. Мейерхольда и К.С. Станиславского уже давно стало общим местом, когда речь заходит об истории театра XX века. Это один из тех сюжетов, без которых невозможно вообразить конкретные события, происходившие в российском театре в период до и после Октябрьской революции. К тому же, полемика тех лет во многом дала искусству два принципиально разных образа театра и его дальнейших перспектив. Мы не собираемся еще раз воспроизводить всю ту ситуацию, в результате которой ученик Станиславского, молодой актер Московского Художественного театра Мейерхольд, выступил против своего учителя и пришел к идее Условного театра. Для нас важнее то, как в последовательном развитии теоретических позиций одного и другого проявилось принципиальное отношение к пониманию образа в современном искусстве. Можно сказать, что, реформируя язык театра, каждый из режиссеров добился радикализации вопроса о принципах существования искусства в современном мире. Если мы исходим не из исторической перспективы, в которой «новатор» Мейерхольд преодолевает ограниченность «психологического» театра, а обращаемся к тому, что связано с трансцендентальными условиями понимания театра или, говоря еще более обобщенно, с условиями возможности искусства, как и с проблемой образов, выходящих за рамки любой возможной репрезентации, то вся ситуация выглядит отнюдь не однозначно. Тогда «консерватор» Станиславский в своей системе актерской игры оказывается уже не столь психологичен, а авангардный, устремленный в будущее Мейерхольд сегодня видится куда меньшим новатором.
При этом нельзя не обратить внимание на то, что в то время, когда формируются идеи «системы» у Станиславского, а Мейерхольд делает свои первые постановки, уже во всю силу заявляет о себе новый вид зрелища - кинематограф. Оба режиссера оказываются крайне внимательны к тому новому типу образов, завораживающих аудиторию, что открываются именно благодаря кино.
В начале века кинематограф предстает как обновленный тип площадного театрального зрелища. Он еще не воспринимается как новое искусство, но уже захватывает внимание больших аудиторий. Когда Мейерхольд обращается к балагану, к итальянской комедии масок dell'arte, то уже в этом виден шаг навстречу публике, уставшей от засилья «томительно-скучных пьес», заполонивших русскую сцену. Примерно в те же годы Станиславский в постановке «Синей птицы» Метерлинка использует кинематографические эффекты. Сулержицкий, вместе с которым Станиславский ставил этот спектакль, писал прямо: «Значительной долей своего успеха феерическая постановка „Синей птицы", приведшая в такой восторг зрителей, обязана именно кинематографу. Наши опыты удались, и мы думаем в дальнейшем уделять еще больше внимания кинематографу при постановках»1.
Однако это было еще неопосредованное, натуральное использование кинематографа. В последующие годы обращение к кинематографу стало важной составляющей для обоих режиссеров в развитии ими концепций техники актерской игры. Интересно, что оба относились к кино отрицательно, но, пожалуй, во многом именно благодаря ему они создали свои уникальные методики подготовки актеров - биомеханику и психотехнику.
Конечно, кинематограф оказал влияние на театр вообще, и абсолютизировать это влияние в данном случае не следует. Однако для Мейерхольда и Станиславского это был повод (один среди прочих) заново поставить вопрос о теле актера, о принципах выразительности и о границе сцены. Таким образом, кинематограф выступает не столько в своей исторической и технологической ипостасях, сколько как модель грядущей образности, позволяя увидеть ее зачаточные элементы уже там, где они еще не осознавались в полной мере. Глядя ретроспективно, можно утверждать, что «консервативная» система Станиславского оказалась для века кино куда более современной, чем «новаторство» Мейерхольда. Это парадоксально, ибо Станиславский, в отличие от Мейерхольда, не мыслил категориями будущего.
Вернемся заново к различию в театральных системах режиссеров. Уже классическими стали упоминания о критических выпадах Мейерхольда в адрес натуралистического театра и театра настроения, чему был привержен Московский Художественный театр. Оспаривая «правдивость» на сцене, Мейерхольд выступает за условность. Его Условный театр был призван возродить утраченный античный театр, всеобщий театр действия и празднества. Критикуя МХТ за иллюзорность, в которой мимесис понимается как копирование жизни, режиссер провозглашает театр, где «зритель ни одной минуты не забывает, что перед ним актер, который играет, а актер - что перед ним зрительный зал, под ногами сцена, а по бокам декорации. Как в картине: глядя на нее, ни на минуту не забываешь, что это краски, полотно, кисть, а вместе с тем получаешь высшее и просветленное чувство жизни. И даже так: чем больше картина, тем сильнее чувство жизни»4.
Путь Мейерхольда от Условного театра к биомеханике, таким образом, оказывается совершенно естественным, поскольку, разрушая отождествление зрителя с происходящим на сцене, нельзя не прийти к депсихологизации актерской игры. А радикальная депсихологизация требует превращения актера в марионетку, в идеальный организм - тело не имеющее ничего «внутреннего» и обладающее чистой выразительностью 8.
Что касается «психотехники» Станиславского, то долгое время она интерпретировалась именно как техника внутреннего переживания, техника эмоций, а не тела. С этим связаны многие недоразумения в понимании системы Станиславского его последователями - даже такими великими, как, например, Михаил Чехов. Действительно, в отличие от откровенной антимиметической биомеханики, психотехника располагает к интерпретации в терминах подражания и имитации, что и делает Михаил Чехов, нивелируя тем самым тот по-настоящему радикальный экспериментальный посыл, какой несла в себе система.
Станиславский пытается замкнуть театр на актере, причем актере не изображающем (подражающем), а производящем эмоцию. «Актерская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене. Это есть искусственное раздражение периферии тела»11. Это уже не просто актерская техника, которая базируется на определенном наборе приемов, но это и не «подлинное переживание»: это переживание превращенное. Иначе говоря, актерская эмоция возможна только при наличии приемов, но всегда приему дополнительна. Внимание к этим слабым аффективным состояниям, выпадающим из привычных рамок актерской игры-репрезентации, есть внимание к тому, что Станиславский обозначает как «я есмь». Необходимым условием обнаружения этих слабых моментов оказывается сцена.
В своем понимании переживания и вопреки своей же риторике Станиславский оказывается если и не антипсихологичен, как Мейерхольд, то уж точно непсихологичен. Он постоянно стремится к тому, чтобы сделать из актера психический механизм, способный находить адекватные формы представления для подвижного и изменчивого чувства. «Правда», по Станиславскому, оказывается не в правдивости соответствия реальности, а в нахождении театральных элементов (приемов актерской игры), заставляющих верить происходящему, то есть, при полном осознании условности сценического действия, переживать эмоцию, настроение, чувство, или все то, что описывается словами «я есмь», - ситуацию присутствия. Это присутствие правдивее любого правдоподобия: «Создание на сцене состояния „я есмь" является результатом свойства желать все большей правды, вплоть до абсолюта»12.
Станиславский, таким образом, вовсе не противостоит условности театра, но начинает с нее. Мейерхольд явно недооценивал тонкий антинатурализм системы Станиславского, которого самого раздражало вынужденное правдоподобие декораций. Он мечтал отказаться от них вовсе, но полагал, что в ситуации, приближенной к естественной, актерам легче исполнять знаменитые процедуры «если бы» и «предлагаемые обстоятельства», провоцируя эмоциональную и аффективную память. Он мечтал о таких гениях, которые без художника, режиссера, без всякой посторонней помощи могли бы передавать всю силу образа одним своим появлением на сцене.
Другим важным моментом является то, что для Станиславского приемы театральной игры - это, прежде всего, отношение с другим (частный случай - «я» как свой другой), а не представление себя - коммуникация, а не репрезентация. Конечно, в коммуникации участвуют и слова, и фальшивый наигрыш, и штампы, но его интересует в первую очередь то, что за ними, еще точнее - между ними, в невидимом пространстве перехода от одного читаемого жеста к другому, в своеобразном монтажном стыке. Отсюда стремление ограничить сценическую подвижность актеров, усадить их, лишить текста, а в упражнениях - знаменитое сидение на руках.
«На сцене надо смотреть, ходить, говорить иначе - лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому, что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют и на общее состояние актера на сцене»14. Здесь сразу обращает на себя внимание парадоксальное на первый взгляд противопоставление жизни и природы. Что значит «нормальнее, чем в жизни»? В каком смысле человеческая жизнь «ненормальна», если мы сравниваем ее с природой? Ответ, исходя из всего ранее сказанного, может быть таков: в своей повседневной жизни человек является заложником стереотипов поведения, он постоянно играет, постоянно на сцене, хотя и не замечает этого; его действия и реакции уже шаблонны, он уже марионетка, и если он тянет их с собой на театральные подмостки, то там (в свете рампы) они проявляют всю свою фальшивость. Именно стремление подражать повседневной жизни на театральной сцене приводит к «мышечным потугам». «Подражать» в данном случае значит «быть как в жизни», то есть изображать, представлять. Задача, однако, иная: быть лучше, чем в жизни, то есть выводить на свет только те состояния, которые еще не прочитываются в качестве приемов. Это можно по-другому назвать случайностями в игре, случайностями, в которых проявляют себя силы присутствия - или «правда» в терминах системы. Микроправды существования не закрепляются телом актера в момент их проявления, хотя впоследствии зачастую становятся источником собственных штампов, то есть находят для себя некоторую форму мышечной памяти и даже - языка мышц. Этот язык неизбежно возникает, создавая форму зрелища, но задача системы в том, чтобы обнаружить возможность предъявления все новых и новых микродвижений для «несговорчивых чувств». Для этого необходимо учиться у природы (например, у кошек), учиться расслаблению мышц. Только расслабленные мышцы дают возможность проявиться случайности, через которую переживание проникает в представление, создавая ситуацию «я есмь»15.
Его теоретический посыл оказался гораздо радикальней возможностей театра самого по себе. В своей теории актерской игры он вышел за пределы театральности. Зритель и рампа стали для него явными ограничителями. Неслучайно возникновение Первой студии МХТ, где режиссер мог преподавать свою систему молодым актерам, а акцент со спектакля был перенесен на репетицию. К этой работе он был привязан куда больше, чем к режиссуре спектаклей. Однако его психотехника так и осталась несостоятельной в качестве школы актерской игры (сколь бы многие актеры ни называли себя его учениками и последователями), поскольку она построена на эффектах, которые абсолютно нивелирует зрительный зал. И вопросы о том, как сделать переживания видимыми, не облекая их в штампы представления, и как неизбежное обращение актера к штампам связать с таким состоянием, которое заставит зрителя отрешиться от условности театральной игры, так и остаются нерешенными. Ответ Станиславского (постоянные ежедневные психотехнические упражнения для открытия новых и новых приспособлений) недостаточен для него самого, признающего, что «техника рождения приспособлений не богата средствами»16, что все равно «ярко блестят на сцене подсознательные приспособления»17, в то время как достигнутые путем упражнений на репетициях (приспособления осознанные) блекнут.
Когда речь заходит об эмоциональной памяти, например, то это не только связь воспоминания и переживания с памятью тела актера, но еще и отбор (кадрирование) воспоминаний, из которых не все способны стать образами или быть воспроизведенными. Воспоминания, повторяясь, производят вновь и вновь переживание - вот основа образа, который вносит случайные отклонения в шаблоны повседневных действий и ритуалов общения 18. Для этих образов нет зрителя, поскольку все они - отклоняющиеся, ускользающие, случайные - являются теми силами присутствия, которые располагаются между знаками репрезентации. Это слабые аффекты тела: в отличие от трюков биомеханики, к примеру, они не могут найти в театре способ своего предъявления. Даже для «идеального зрителя» их все равно недостаточно. Необходима еще и выстроенность аффектов (серия повторов), их отбор, структурирующий целое, - то, что Станиславский называет соответственно «сквозным действием» и «сверхзадачей». Это является необходимым условием проявления образа-переживания или образа-воспоминания вместо образа-представления 19.
Это подводит нас к одной из основных идей Станиславского: через театр мы (для него актеры прежде всего) соприкасаемся с имманентностью самого существования. Говоря иначе, «сцена» - необходимый элемент нашего повседневного сосуществования с другими людьми, а вовсе не то место, где начинается театр. Театр с его театральностью, но куда больше кино с его театральностью завуалированной приближают нас к «присутствию», когда многочисленные и обычно не замечаемые случайности каждодневного опыта становятся вдруг ощутимыми и проявляются те силы (общие образы-переживания), которые формируют «я» в не меньшей степени, чем индивидуальные представления. Эти силы открывают стираемый индивидуальным «я» опыт гетерогенной общности, опыт общности-в-образе, который, в отличие от коллективного действия, искомого тотальным театром, располагается в самом перцептивном ап-парате нашего тела 20.
Для Станиславского крайне важен момент становления не актером, но человеком, сингулярным (частным) существованием вне политики репрезентации. В этом смысле, он находится в непримиримой полемике с Мейерхольдом. Эта полемика уже не касается собственно театральных проблем. Речь идет о претензии политики, искусства, культуры (сил репрезентации) стереть «человеческое» (аффективную коммуникацию тел). Тот «универсальный» театр, который мыслит Станиславский, в отличие от тотального театра Мейерхольда, ориентирован не на прекрасное представление, а на мимолетное переживание, связывающее людей друг с другом крепче, нежели любые социальные и политические общности, нежели любое искусство.
О. В. Аронсон
1 Л.А. Сулержицкий. Сборник статей. М., 1970, с. 373.
2 В.Э. Мейерхольд. Статьи. Речи. Письма. Беседы. Т. 1. М.: «Искусство», 1968, с. 316.
3 См. об этом нашу книгу: О. Аронсон. Метакино. М.: „Ad Marginem", 2003, с. 159-172.
4 В.Э. Мейерхольд. Цит. соч., т. 1, с. 141-142.
5 Там же, т. 2, с. 487.
6 Там же.
7 Подробнее о связи дионисийской концепции античного театра Вяч. Иванова и театральных экспериментов в первые годы Советской власти см.: Э. Над-точий. Рождение и смерть тотального театра // Синий диван. Журнал под редакцией Елены Петровской, 2003, № 2.
8 Сам Мейерхольд, однако, в своих высказываниях о Гордоне Крэге предостерегает от интерпретации последнею в том духе, что «Крэг против актера на сцене, в пользу марионетки» (В.Э. Мейерхольд. Цит. соч., т. 1, с. 168). Напротив, как неоднократно подчеркивает Мейерхольд, речь идет о теле актера, о становлении его тела марионеткой, или, говоря словами Крэга, «сверхмарионеткой».
9 Отвечая на упреки Таирова в антипсихологизме, Мейерхольд пишет: «Теперешний новый зритель (я говорю о пролетариате), наиболее способный, на мой взгляд, освободиться от гипноза иллюзорности, и именно при том условии, что он должен (и я уверен, что будет) знать, что перед ним игра, пойдет в эту игру сознательно, ибо через эту игру он захочет сказать себя как содействующий и как созидающий новую сущность, ибо для него живого (как для новою, в коммунизме уже переродившегося человека) всякая театральная сущность лишь предлог время от времени провозглашать в рефлекторной возбудимости радость нового бытия» (В.Э. Мейерхольд. Цит. соч., т. 2, с. 46).
7 Подробнее о связи дионисийской концепции античного театра Вяч. Иванова и театральных экспериментов в первые годы Советской власти см.: Э. Над-точий. Рождение и смерть тотального театра // Синий диван. Журнал под редакцией Елены Петровской, 2003, № 2.
8 Сам Мейерхольд, однако, в своих высказываниях о Гордоне Крэге предостерегает от интерпретации последнею в том духе, что «Крэг против актера на сцене, в пользу марионетки» (В.Э. Мейерхольд. Цит. соч., т. 1, с. 168). Напротив, как неоднократно подчеркивает Мейерхольд, речь идет о теле актера, о становлении его тела марионеткой, или, говоря словами Крэга, «сверхмарионеткой».
9 Отвечая на упреки Таирова в антипсихологизме, Мейерхольд пишет: «Теперешний новый зритель (я говорю о пролетариате), наиболее способный, на мой взгляд, освободиться от гипноза иллюзорности, и именно при том условии, что он должен (и я уверен, что будет) знать, что перед ним игра, пойдет в эту игру сознательно, ибо через эту игру он захочет сказать себя как содействующий и как созидающий новую сущность, ибо для него живого (как для новою, в коммунизме уже переродившегося человека) всякая театральная сущность лишь предлог время от времени провозглашать в рефлекторной возбудимости радость нового бытия» (В.Э. Мейерхольд. Цит. соч., т. 2, с. 46).
11 Там же, с. 66-67.
12 Там же, с. 316.
13 См.: там же, с. 452.
14 Там же, с. 214.
15 Интересно в этой связи сравнить отношение к животному у Станиславского, который видит в нем полноту присутствия, разрушающего условность, и Мейерхольда, которого в животном интересует лишь красота его ритмических движений: «Актера, о котором мы будем говорить <... > мы будем называть „прекрасный зверь", который хочет показывать свое искусство звериное, свои движения прекрасные, показывать свою ловкость, показывать свою красоту, блеск поворотов головы или блестящий жест, или блестящий прыжок, или восторг, который он имеет выразить в прекрасном каком-то движении» (В.Э. Мейерхольд. Лекции. 1918-1919. М: «ОГИ», 2001, с. 186).
16 К.С. Станиславский. Цит. соч., с. 451.
17 Там же, с. 443.
18 См.: там же, с. 352-353.
19 Станиславский в этом пункте близок концепции образа Анри Бергсона, развиваемой последним в книге «Материя и память». Для Бергсона образ не есть «образ чего-то»: он не есть изображение. Именно образы (образы-аффекты, образы-воспоминания) материальны, по Бергсону, а не сами вещи. Впоследствии бергсоновская теория образов будет использована Жилем Делёзом в его концепции кино, предъявляемого как некий план имманентности современного существования (см.: Ж.Делёз. Кино. Пер. с фр. Б.Скуратова, научная редактура и вступ. статья О. Аронсона. М.: ,Ad Marginem", 2004).
20 Интересно, что в 30-е годы антагонист Станиславского Сергей Эйзенштейн, прочтя английский вариант тогда еще не опубликованной по-русски книги Станиславского «Работа актера над собой» (An Actor's Prepare. Elizabeth Reynolds Hapgood, trans.), находит неожиданно продуктивное для своей теории восприятия сопоставление системы Станиславского с духовными упражнениями Игнатия Лойолы (см.: С.М.Эйзенштейн. Станиславский и Лойола // Киноведческие записки, 2000, №47).
21 Мейерхольд говорит. Записи 1934-1939 годов. - В кн.: А. Гладков. Мейерхольд. Т. 2. М.: «СТД», 1990, с. 323.
http://ec-dejavu.ru/s-2/Konstantin_Stanislawski.html
Фото Coruja Nsengiyumva, Boris Nisenbaum, Александр Войнов, Luba Mikhailova, Мария Каменская, Anna Karpyuk, Philippe Halsman, Анна Волкомор, Другие танцы, Артем Мордовин,Любовь Церелунг
Здравствуйте, дамы и господа! Вы срочно нуждаетесь в личном кредите, коммерческом кредите или в кредите для запуска проекта или для покупки дома или автомобиля, или вам нужен кредит для каких-либо других целей? Если да, я посоветую вам связаться с Sunshine Financial Group через {Email: sunshinefinancialgroupinc@gmail.com} или {WhatsApp: +447903159998}.
ОтветитьУдалитьSunshine Financial Group - это комплексная фирма по оказанию финансовых услуг, призванная помочь вам улучшить ваш долгосрочный финансовый успех. Наши индивидуальные программы разработаны для того, чтобы помочь расти, защищать и сохранять ваше благосостояние, предоставляя индивидуальное обслуживание и опыт.
Причина, по которой вам следует обратиться в Sunshine Financial Group;
- Вы можете подать заявку на кредит в любое время и в любом месте по своему усмотрению
- Вы можете занять от 1000 евро до 20 миллионов евро
- получить кредит в течение 24 часов
- Никаких скрытых платежей.
- Годовая процентная ставка 3%
- Вы получаете возможность выбрать дату погашения, еженедельно, ежемесячно или ежегодно в течение 1-30 лет.
- Ваша кредитная сделка с нами на 100% безопасна.
Если вам было трудно получить кредит на акции в местных банках или других финансовых институтах, не беспокойтесь, потому что эта компания помогла многочисленным лицам и организациям, которые столкнулись с финансовыми трудностями во всем мире. Когда вы подаете заявление в Sunshine Financial Group, вы подаете заявление в доверенную компанию, которая заботится о ваших финансовых потребностях. Вы будете заботиться обо всем процессе.
Если вам нужен срочный кредит, пожалуйста, напишите на электронную почту или номер ниже для получения дополнительной информации о кредите.
Адрес электронной почты: (sunshinefinancialgroupinc@gmail.com)
Контакты WhatsApp: +447903159998
Подходящий кредит для всех