Новости недели

четверг, 22 марта 2012 г.

Провал православной реформации

Противостояние России и Украины в политике и экономике похоже достигает критической черты и в духовной сфере. О причинах кризиса в Украинской православной церкви Московского патриархата на "Украинской правде" В. Коцюба.




Провал православной реформации 

Для того, чтобы понять процессы, которые в настоящее время происходят в Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), нужно знать, что происходит в Русской православной церкви в целом (РПЦ). Потому что Киевская митрополия, невзирая на ее автономный или зависимый статус, находится в юрисдикции РПЦ. В действительности причины конфликта намного более глубоки, чем подковерная борьба за власть на киевской кафедре. Консервативная часть РПЦ пытается остановить процесс православной реформации, который начался с Киева. 

Хочет ли УПЦ МП автокефалии? 

За последний месяц появились многочисленное количество сюжетов и публикаций, посвященных противостояниям в УПЦ Московского патриархата. Подавляющее большинство из них однотипные и базируются на тезисах: в Киевской метрополии действует две конкурирующих группы – "москвофилов" и "автокефалистов"; одна из них тяготеет к Москве, другая требует расширения автономии в управлении. Конфликт угрожает перерасти в очередной раскол. То есть, если следовать этой логике, то выходит, что часть УПЦ МП вместе с митрополитом Владимиром (Сабоданом) готова отделится от РПЦ. 

Ни один из экспертов почему-то не отметил, что в течение целого месяца "периода полураспада УПЦ" ни одного выразительного комментария не сделал патриарх Кирил (Гундяев). Как-будто "расколы" и борьба с ними, – это что-то будничное и повседневное для русского православия. И это при том, что сами участники конфликта (или их сторонники) активно использовали "раскольническую" риторику в споре. 

В действительности те, кто делают из митрополита Владимира "раскольника", грешат против истины. В 1992 году нынешний глава УПЦ и был переведен на киевскую кафедру, чтобы не позволить создания в Украине Поместной православной церкви. Можно допустить, что за 20 лет Владимир радикально изменил свое мнение и вот теперь, прикованный к инвалидной коляске, решил возглавить движение "подальше от Москвы". 

Факты свидетельствуют о другом. За последние два десятка лет своего служения глава УПЦ не обмолвился о возможности изменения статуса УПЦ. Напротив, любые попытки представителей УПЦ Киевского патриархата наладить конструктивный диалог относительно возможности объединения в единую Украинскую церковь, отбрасывались. 

Позиция Киевской митрополии была и остается жесткой: УПЦ МП не признает ни каноничности Киевского патриархата, ни его обрядов, требуя от руководителей КП покаяния и самороспуска. За что митрополит Владимир получал благодарности как от патриарха Алексея ІІ (Ридигера), так и от Кирилла (Гундяева). 

Кризис миссионерства 

Формулировка "хула Святого Духа", которое 21 февраля 2012 года было применено Синодом УПЦ относительно главного "мятежника", секретаря митрополита Владимира Александра (Драбинко), из позиции церковной догматики являются "смертным грехом". Следующий шаг – провозглашение анафемы (отлучение от Церкви). 

Что же так испугало одесско-донецкое "политбюро" в составе синода УПЦ в лице 35-летнего отца Александра? Наивно допускать, что секретарь митрополита мог стать причиной раскола. Да и сколько епископов его поддерживали – один-два из свыше шестидесяти? И что он мог бы сделать: создать еще одну православную деноминацию в Украине? Получить автокефалию? Это выглядит смешно, хотя бы с позиции того, что многомиллионная УПЦ КП уже 20 лет напрасно добивается такого признания от других православных церквей. 

"Самостийництво", в котором обвиняют определенную часть клира УПЦ МП, связанно не с их попытками добиться автокефалии. Это значительно более широкое движение внутри Русской православной церкви, направленное на ее реформирование. Сегодня имеется неопровержимый факт: РПЦ потеряла миссионерский потенциал. Ей некуда дальше ни распространяться, ни развиваться. 

Последнее приобретение случилось в 2007 году при патриархе Алексии ІІ, когда состоялось объединение РПЦ из РПЦ заграничной. И это на фоне значительной утраты позиций в силу разных причин в Средней Азии, на Кавказе, в Украине, Прибалтике, Центрально Восточной Европе и самой России (Татарстан, Башкирия). Предлагалось несколько путей популяризации русского православия. Первый. Его рациональная адогматизация и либерализация проповеди, общедоступность для всех, прежде всего для молодежи. Что-то наподобие протестантизма в картинках. 

Эту миссию активно педалирует протодьякон Андрей Кураев. Это ему принадлежат фразы: "Братишка, Христос воскресе!", "Если вы будете любить друг друга, то однажды вы сможете поговорить с Виктором Цоем. Лет через сто, сидя на облаке и свесив ножки…" и тому подобное. Второй путь – прорабско-архитектурный. Чтобы увеличить количество верующих, нужно построить больше церквей. Эту позицию лоббирует патриарх РПЦ Кирилл, например, поддержав идею строительства в Москве 200 новых храмов. 

Но то, что это тупиковый путь, понимал еще Алексий ІІ, который в декабре 2003 года констатировал, что в сравнении с православным ренессансом 90-х происходит падение практической религиозности: церкви в запустении, и чем больше будет церквей, тем меньше в них будет ходить людей. Логика покойного патриарха понятна: увеличение храмов увеличивает лишь количество священнослужителей, а не парафиян. 

Наконец, третий путь – провести обновление всей церковной жизни и уклада: демократизовать управление и модернизировать богослужение. Именно здесь и прячутся основные причины новейшего конфликта так называемых "автокефалистов" и "москвофилов" из УПЦ. 

Церковь для людей против Церкви "самой-в-себе" 

Уже сто лет в РПЦ продолжается спор о том, нужно ли реформирование богослужебного языка и церковного устава. Волны "обновленчества" накатывались в 1906 году, 1917-1918 годах, первой половине 90-х годов прошлого века, бьют в церковный причал и сегодня. Современные молодые реформаторы из УПЦ МП пытаются донести элементарную мысль к ревнителям средневекового московского православия: основной преградой для привлечения верующих является проведение церковных служб малопонятным церковнославянским языком . 

О чем в 1995 году не без иронии писал архиепископ РПЦ Михаил (Мудюгин), предлагая рядовому русскому верующему перевести фразу: "Яко еще и молитва Моя во благоволении их, пожерта быша при камени судии их. Услышатся глаголи мои яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде" (Пс 140:5-7). 

Опыт УПЦ Киевского патриархата и украинских греко-католиков, реформы, Римо-католической церкви после ІІ Ватиканского собора в 60-х годах ХХ века продемонстрировали, что понятность церковной службы способствует привлечению народа к активной религиозной жизни. Возможно, кто-то не знает, что нынешний русский патриарх Кирилл был духовным учеником митрополита времен СССР Никодима Ротова (1929-1978). Сам епископ Никодим принадлежал к партии "реформаторов" и пытался сделать богослужебные тексты более понятными для верующих. Он собственноручно перевел их на русский язык. 

Ротов искал точки сопркосновения с католиками, перевел на русский "Духовные упражнения" Игнатия Лойоли, основателя, ордена иезуитов, и как говорят, постоянно занимался духовностью иезуитов. Но для патерналистской России любые реформистские идеи выглядят враждебными, в отличие от той же Украины, где существует большая религиозная свобода. 

Как бы это парадоксально не звучало (особенно с украинской точки зрения), но в России многие смотрят на Кирилла как на "анти-православного" патриарха, настоящее духовное чадо епископа Никодима, обвиняя его в благосклонности к церковному либерализму и приверженности "ойкуменизму". 

Дело в том, что в РПЦ существует мощное реакционное движение настоящего мракобесия, которое находит своих сторонников как среди русского, так и среди украинского епископата. Это те, кто верят в масонско-сатанинскую силу персональных идентификационных кодов, паспортов, Евросоюза и США. Вот как отзывался о Кирилле лишенный сана прежний чукотский архиерей Диомид (Дзюбан), противник штриховых "кодов": "Хороший еретик– это либо искренне покаявшийся, либо мертвый". 

Тем-то и можно объяснить молчание патриарха РПЦ по поводу ситуации в Киевской митрополии. Потому что и одесский Агафангел (Саввин), и донецкий Илларион (Шукало) являются, как говорится, представителями этого оппортунистского православного движения с обостренным и болезненным неприятием всего "инославного". Молчаливый выбор Кирилла в интересах последних показал его слабым руководителем, который решил отказаться от неотложных реформ для выживания Церкви в интересах ее стагнации. 

Трещины "Русского мира" 

Эволюция во взглядах митрополита Владимира (Сабодана) заметна в том смысле, что за время пребывания на киевской кафедре он понял необходимость введения в более широкое употребление в церковной жизни народных языков – украинского, русского. Конечно, Кириллу это доносят как "грех" против "Русского мира", где все должно быть унифицировано под "церковнославянский" стандарт. 

Причем крайне неубедительные аргументы звучат от поборников "старины глубокой", защищающих церковнославянский богослужебный язык: потому что это красиво, потому что это таинственно, потому что отсутствуют надлежащие переводы текстов на русский и украинский. Воюя за сомнительную эстетику и церковнославянский магизм, его сторонники не замечают того факта, что, по данным социологов, в России всего 1% (!) граждан будут добросовестно придерживаться Большого поста. В Украине – треть верующих. 

В Молдове все больше людей начинают переходить в парафии Румынской православной церкви, потому что службы там проводятся на румынском (молдавскоо) языке, который понимают все, кроме "этнических россиян". Против "московского" стандарта недавно взбунтовались священники Болгарской православной церкви в Софии, попросив болгарского патриарха Максима лишить парафии святого Миколая русского игумена, который проводит "московизацию" церковной жизни. Первое, что сделал русский «казачок», – упразднил чтение Евангелия на болгарском языке. 

Это лишь единичные, но яркие факты бесперспективности продвижения идей "Русского мира" за пределы России. Противостояние в УПЦ МП засвидетельствовало, что уже сами клирики опираются "русскому обмирщенню". К сожалению, история ничему не учит консерваторов из РПЦ, которые уже несколько раз за немногим более 400-х лет ее существование доводили русское православие почти до полного уничтожения. 

Ярослав Коцюба, для УП 


Перевод esquiredigest 


Фото: Natalya Korolkova, Юрий Криливец, fetaaa, Ir Ma, Dmitry Larin, Юра Мартыненко


Комментариев нет:

Отправить комментарий