Новости недели

суббота, 17 марта 2012 г.

Царство кальки


По данным OOH только на часть из 500 млрд. долл мирового рекламного бюджета можно решить проблему планетарного голода, придать принципиально новое ускорение научно-техническому прогрессу…  Вместо этого подражание, повторение, пародия, плагиат, заимствование. Мир находится на пороге новой реальности...



Звезда и смерть постмодерна


 «Каждый год мировой бюджет на рекламу составляет 500 млрд. долларов. Исследование ООН показали, что даже 10% этой суммы было бы достаточно, чтобы вполовину сократить голод на Земле». («99 центов»).
На самом деле Бегбедер привирает, «кормя» голодающих за сто долларов в год в расчёте на человека. Однако сейчас не об этом. Включите телевизор и дождитесь первого же рекламного блока. С вероятностью 99% вы увидите очередной клон «тети Аси, которая приехала» - и клон расскажет вам, как чудовищно эффективен новый стиральный порошок, как прекрасна его новая упаковка, и сколь феерично выгодны новые цены.
Дело в том, что стиральные порошки и моющие средства традиционно занимают верхнюю строчку в списке самых рекламируемых товаров. Они оккупируют около 10% рекламного времени – именно за бегбедеровские 50 млрд. На них нельзя накормить половину голодающих – но это заметно больше всего бюджета Украины. Производители порошка – а не какой-нибудь «Майкрософт» – стабильно существуют на первой-второй позиции в рейтинге крупнейших рекламодателей.

С чем связана такая склонность белой стирающей субстанции к самопиару? Примерно с тем же, с чем и эпические рекламные битвы двух одинаковых коричневых газировок. По сути, последний технологический скачок в стиральном деле случился лет сорок назад – с введением энзимов. Бесфосфатные порошки появились два десятка лет назад – однако это было связано всего лишь с ухудшением стирающих качеств в угоду экологии. В итоге технологический уровень всех крупных производителей порошка совершенно одинаков – при равной себестоимости качественные характеристики совершенно идентичны. Мегапорошков, которые радикально лучше, чем раньше, и неумеренно превосходят конкурентов за те же деньги, в природе просто не наблюдается. Не имея качественного превосходства, производители должны делать ставку на рекламу, маркетинговые ухищрения, предаваться брендингу и изощряться с «дизайном». Короче говоря, потребителя погружают в постмодернистскую гиперреальность. Ничто так не воплощает в себе суть постмодерна, как телевизионная пачка стирального порошка.
При этом порошок – крайний, но типичный пример. Экономика эпохи постмодерна за пределами электроники и биотеха – это мир упаковок.
Технологическая «волна» 80-х, сформировавшая нынешний мир, была достаточно слабой - и при этом «электронный» всплеск произошёл посреди болота, куда мир успешно сполз с конца 60-х. Сравним, например, сорокалетие между 1930-м и 1970-м, и такой же период между 1970-м и 2010-м. В первом случае мы видим появление ядерного оружия и атомной энергетики, выход в космос, распространение реактивной авиации, появление первых компьютеров, лазеров, мазеров и массы менее бросающихся в глаза нововведений. Между 1980-м и 2010-м столь бурного прогресса отнюдь не наблюдалось.

При этом, перестройка 40-60-х откровенно уступала по масштабам технологическим скачкам, связанным с первой и второй промышленными революциями. Между 1880-м и 1920-м мир заполучил почти всё, что составляет костяк нынешней цивилизации - самолёт, автомобиль, радио, лампочку Эдисона, электрический холодильник, трамвай, троллейбус, тепловоз и электровоз, теплоход, кинематограф, танк, полностью искусственные (не на основе природных) полимеры, практичное автоматическое оружие, антибиотики, рентген. Звукозапись была изобретена в 1878-м, телефон в 1876-м, «классическое» телевидение в 1923-м. Действительность, как мы её знаем, сформировалась именно тогда, когда была доработана напильником в 1940-х-1960-х, и в лучшем случае слегка подкрашена после середины 80-х.
Вся постиндустриальная экономика, по сути – лишь побочный эффект либо низких темпов прогресса как таковых, либо ситуации резкого «сброса пара». Если технологического преимущества нет ни у кого, наступает царство маркетинга во всех его буйных проявлениях. Если у вас нет ничего действительно выдающегося технически – вам остаётся только продавать «мечты» и пытаться содрать с потребителя деньги за лейбл.

При этом маркетинговый костыль – лишь наиболее эффектная деталь «экономики упаковок». Если вы не можете предложить ничего эксклюзивного за эксклюзивные деньги – вам остается только удариться в финансовые спекуляции, где такие деньги пока есть. Отсюда – а вовсе не от блажи ФРС – гигантское раздувание финансового сектора. Отсюда и деиндустриализация – ибо в погоне за ускользающей прибылью промышленность дрейфует в Китай. Параллельно торжествует средневековая логика – «если мы не можем изменить орудие, мы изменим человека, который его держит». Отсюда расцвет HR-менеджмента и все ужасы коучинга, тренинга и тимбилдинга.
При этом огромная часть «креативного класса», столь заметная в нынешней реальности, обслуживает маркетинговый «костыль» и HR-подпорку. Огромная часть среднего вообще – обслуживает гипертрофированный финансовый сектор.
Корни культуры постмодерна лежат ровно в том же грунте. «Официальный» старт постмодерна совпал со сползанием с технологического пика середины столетия (1969), а его золотое время наступило к началу 80-х.
Отрицание рациональности и самого факта наличия рациональной истины (есть только «общепринятые суждения»), отрицание прогресса – совершенно обычное следствие низких темпов технологического развития. Столь же тривиальны цитатность, аллюзии и эклектизм. Мир генерирует новые смыслы, меняясь материально. Если среда обитания в своих базовых характеристиках неизменна, остаётся лишь оперировать старыми смыслами – смешивая и взбалтывая. «Смерть автора» становиться неизбежной. Это, практически, возвращение к средневековым реалиям анонимного и вторичного творчества.

Таков наш мир – на свой лад, довольно комфортный. Однако ему осталось жить не больше десятилетия. Прямо передо мной на полке стоит учебник биологии, купленный десять лет назад – и за эти десять лет он устарел примерно на треть. Технологический и научный прогресс, после десятилетий застоя, снова раскручивается. Направления, старт которым был дан в 50-60-х, достигают зрелости. Прогнозы вновь отстают от реальности.
Это едва осознаётся у нас – наше технологическое время словно застыло в 80-х – но это объективный факт.
Можно посмотреть на результаты гонок роботизированных машин, организуемых DARPA. В 2004-м году ни одна из 15-ти машин не дошла до финиша, а максимальное достижение сводилось к семи милям – из 132-х запланированных. В 2005-м 4 машины из 23-х прошли всю дистанцию. Состязания 2007 года были перенесены в специально построенный городок. В 2009-м скорость передвижения роботов в "населенной" городской среде достигла уже 50 км/ч. В 2010-м году роботизированные автомобили отнюдь не самой передовой Италии прокатились через всю Евразию от Пармы до Шахая, а немецкие «аппараты» нормально перемещались в общем трафике по улицам Берлина.
При этом подобная прыть не ограничивается чисто электронным «анклавом». В 2004 году технология «мысленного управления» и считывания мыслей находилась в зачаточном состоянии (первые эксперименты – в конце 90-х). Сейчас появились технологии, позволяющие «извлекать» из мозга произвольные слова. Зрительный образ был считан с мозга в 2008-м.
В 1999-м гиперзвуковые прямоточные реактивные двигатели, потенциально способные достичь 17 скоростей звука, работали 70 секунд на водороде. Сейчас они работают вдвое дольше на керосине – при том, что достаточно долго считалось, что это вообще невозможно.

Наблюдается и причудливый феномен – массовый исход героев сети и электроники в космос. Спектр «космонавтов» простирается от Элона Маска, одного из создателей системы PayPal, отправившего на орбиту первый частный космический корабль, до разработчика DOOM и Quake Джона Кармака, отправившего ракету на границу ближнего космоса, имея за душой в приложении к космосу лишь семь работников.
И это – лишь одно из сотен перспективных направлений. В следующие тридцать лет мир изменится так же, как он изменился между 1940-м и 1970-м. Хотя в долгосрочной перспективе тенденция к снижению темпов НТП будет неизбежно продолжаться – нас ещё ждёт новая технологическая волна, и она будет величественной.
Мир постмодерна будет мёртв через десяток лет. Что придёт ему на смену? Это будет мир новой рациональности (хотя и не вполне классической). Это будет мир, где экономика Бегбедера и стирального порошка канет в лету. Это будет индустриальный мир – где производство будет безусловно доминировать над финансовым сектором. Это будет мир, где самыми «индустриальными» будут наиболее развитые страны.
Речь, таким образом, пойдёт о формировании «нового пролетариата». При этом масса классического среднего класса уменьшится. Креативному классу в его нынешнем виде уже не будет места в новой реальности - удельный вес и влияние нынешних героев дня пойдёт вниз. Реальность будет механизирована и рациональна – и в ней потребуется совсем другой креатив.
Заодно это будет мир однозначных истин, жестких разделительных линий – во многом гораздо менее терпимый и куда более суровый.
Эпоха постмодерна заканчивается – наступает неомодерн, или, если угодно, постпостмодерн.
Евгений Пожидаев


 Проект "Небеса обетованные" на фото a3artist

Материалы по теме:

Бегбедер Ф. 99 франков (очень краткий конспект) 


Комментариев нет:

Отправить комментарий