Как
мозг реагирует на музыку? Простой ответ известен — науке об этом ничего
не известно. Точнее — нет никаких точных, выверенных данных практически
ни о чем. Начиная с того, что мозг вообще очень сложно и непонятно
устроен, заканчивая тем, что музыка бывает очень разной. Различна и
реакция мозга на музыку.
"Физика и анатомия музыки", отрывок 9, "Музыка мозга", "Braine music", коварные спецслужбы и мелкие жулики.
"Музыка мозга"
Как мозг реагирует на музыку? Простой ответ известен — науке об этом ничего не известно. Точнее — нет никаких точных, выверенных данных практически ни о чем. Начиная с того, что мозг вообще очень сложно и непонятно устроен, заканчивая тем, что музыка бывает очень разной. Различна и реакция мозга на музыку. Сложно выделить какие- то закономерности.
Музыка может вызывать физическое наслаждение у человека: у него бегут мурашки по спине, он испытывает радость. Примерно такое же наслаждение, как от вкусной еды, занятия сексом, приема некоторых наркотиков. Выделяются вещества, эндорфины и аналогич- ные им, которые напрямую воздействует на центры наслаждения. Это экспериментально доказано. Ну и что?
В данном разделе я опущу описание многочисленных экспериментров и "экспериментов", проводимых учеными и "учеными" над детьми и взрослыми, которые исследовали, какие разделы мозга активизируются при прослушивании различных видов музыки, тишины, ритмов и пр. Также опущу описание и скандального "Эффекта Моцарта" - описания "якобыэкспериментов", подтверждающих, что от музыки Моцарта дети растут умненькими и послушными, с шелковистыми волосами и крепким анусом. Все это бред, как не сложно догадаться. Вспомните, хотя бы, фильм (или книгу-прототип) Кубрика "Заводной апельсин". И закончим на этом.
А коснусь я одного из частных вопросов, косвенно связанный с восприятием мозгом звуковых колебаний, — вопроса о внутренних (собственных) частотах головного мозга, ну и музыки, само собой.
В настоящее время выделяют следующие диапазоны собственных (внутренних) частот головного мозга (просто приведем информацию, которая есть в любом учебнике):
1) бета-диапазон (13–45 Гц) — фаза активного бодрствования. Бета- волны доминируют в мозге в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем окружающий мир или сосредо- точены на решении какой-то текущей проблемы. Данные волны, как правило, связаны с бодрствованием, сосредоточенностью, исследова- тельской деятельностью и, в случае их переизбытка, с беспокойством, страхом и паникой;
2) альфа-диапазон (8–13 Гц) — фаза неглубокого расслабления. аль- фа-волны возникают тогда, когда мы закрываем глаза и начинаем пас- сивно расслабляться, не думая ни о чем. Колебания в мозге при этом замедляются, и появляются «всплески» альфа-волн. Если мы продол- жим погружение в расслабленное состояние без фокусировки своих мыслей, такие волны начнут доминировать во всем мозге, и мы вой- дем в состояние приятной умиротворенности и легкой расслабленнос- ти, именуемое иначе альфа-состоянием. Возможно, данное состояние является нейтральным (бездеятельным) состоянием мозга. На элект- роэнцефалограмме здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть призна- ком беспокойства, стресса, нарушения в деятельности мозга или болез- ни. У людей, имеющих пониженный уровень активности альфа-ритма, обычно нарушается способность к полноценному отдыху;
3) тета-диапазон (4–8 Гц) — фаза так называемого быстрого сна, полудремы. Волны данного диапазона появляются тогда, когда спо- койное бодрствование переходит в сонливость (колебания в мозге ста- новятся более медленными и ритмичными). Тета-состояние называ- ют еще «сумеречным», так как в нем человек находится между сном и бодрствованием, и длится оно всего несколько минут. Часто тета- состояние сопровождается видением неожиданных, сноподобных об- разов, яркими воспоминаниями. Такое почти неуловимое состояние долгое время оставалось малоисследованным, поскольку было трудно зафиксировать его на более-менее продолжительный промежуток времени (большинство людей засыпают, как только в их мозге появляет- ся сколько-нибудь заметное количество тета-волн). Такое состояние человека является любимым состоянием для гипнотизеров и других манипуляторов нашим сознанием;
4) дельта-диапазон (0,5–4 Гц) — фаза глубокого сна. Дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон (эти волны еще медленнее, чем тета-волны). Большинство из нас при доминировании в мозге дельта-волн находится либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии (например, под действием наркоза).
Все внутренние частоты (точнее — полосы частот) головного мозга, амплитудно-частотные характеристики альфа- и других ритмов стро- го индивидуальны и находятся при этом в определенном частотном диапазоне, общем для всех людей. Если мы хотим попасть в резонанс с какими-то частотами головного мозга конкретного человека, нам придется или тщательно подбирать частоту воздействия, или брать данные о внутренних частотах, полученные от самого же пациента.
После данных исследований, работая над идеей биологической обратной связи, ученые разработали приборы, осуществляющие сти- муляцию головного мозга через электрические датчики, наушники и стробоскопы. Оказалось возможным навязывание мозгу человека ритмов, характерных для разных состояний сознания: сна, бодрство- вания и др. С помощью современных электронных приспособлений довольно легко вызывается состояние «сверхобучения» («подпорого- вого программирования»). В таком состоянии человек является чрез- вычайно восприимчивым, например, к запоминанию новой информации. Однако здесь есть по крайней мере один нюанс. Если, активно воздействуя на мозг человека с помощью тех же электродов, с помощью которых у не- го снимали электроэнцефалограмму, явно удается каким-то образом влиять на отдельные частоты, частотные полосы головного мозга (эта методика называется «нейробос» — neurofeedback), то по поводу мо- делирования частот головного мозга с помощью аудиозаписей, в том числе с использованием бинаурального слушания, существуют самые разные мнения.
На современном мировом рынке имеются сотни всевозможных разновидностей аудиозаписей для самостоятельного — в домашних условиях — «подпорогового программирования» (с целью более успеш- ного изучения языков, отучения от курения, снятия стресса, избавле- ния от лишнего веса, настройки на различные жизненные ситуации).
Однако я считаю, что к таким методикам стоит относиться край- не осторожно. Механизм и последствия подобного рода вмешательств в работу мозга на сегодняшний день слабо изучены. Одно дело погружать человека в сон, совсем другое дело — активировать каким-либо образом какие-либо центры головного мозга. Это понимают и добро- совестные психиатры и наркологи. В настоящее время кодирование пациентов от приема алкоголя или наркотиков по этой методике (методика включает в себя кодирование не только с помощью аудио- сигналов, музыки, но и с помощью различных визуальных рядов) практически не используется, несмотря на относительно высокую эф- фективность. В случае «срыва» у пациента могут активизироваться его внутренние психологические особенности: шизоидность, аутизм и пр. Тем, кто настойчиво стремится к прослушиванию музыки, активирую- щей мозговую деятельность, могу порекомендовать следовать школам с тысячелетними традициями в этой области: индийской (йога) или китайской.
Мы помним, что внутренние частоты головного мозга лежат вне вос- принимаемого человеком акустического диапазона. Человек не может слышать частоты ниже 20 Гц; вообще говоря, без использования объек- тивных и/или «субъективных» гармоник он не слышит и звуки ниже 50 Гц. Вроде бы получается, что мы никак не можем с помощью акус- тических сигналов попадать в резонанс с ритмами головного мозга. Но, рассуждая о бинауральном слухе (то есть о том, как человек слышит звуки обоими ушами), мы убедились, что человек замечательно слы- шит «субъективные» гармоники звука. И самая сильная «субъективная» гармоника — разностная гармоника, получаемая за счет вычисления разницы частот звуков, поступающих в одно и другое ухо. Если в одно подается звук частотой 100 Гц, а в другое — 120 Гц, появится явственный звук частотой 20 Гц, а эти частоты близки или совпадают с внутрен- ними частотами (полосами частот) головного мозга. Экспериментируя со звуками, так можно «попасть» в любую внутреннюю частоту, полосу частот головного мозга. Это легче всего сделать с помощью стробоскопов и других визуальных воздействий, но можно и с помощью звуков. Еще один способ выделения низких частот из звукового сигнала — исполь- зование различных модуляций, амплитудных или частотных. Вибрато или тремоло, когда чуть-чуть дрожит звук по громкости или по высоте тона.
Кто же хотел напрямую воздействовать на частоты нашего голо- вного мозга и зачем? Предположу, что это были люди чисто гуманис- тической направленности, и приведу лишь несколько примеров из множества. (Но вначале небольшое замечание: хотя проводится зна- чительное количество экспериментов, разрабатываются многочислен- ные методики в области «музыки мозга» (brain music), основная (если не 100%) часть из них относится к коммерческим направлениям, а не к академической науке; а за наши (ваши) деньги нас (вас) убедят в чем угодно.) Ученые из Университета г. Торонто (Канада) совместно с коллегами из отдела психиатрии Университетской сети здоровья в 2005 году приступили к исследованию воздействия на человека «музыки мозга». Целью их экспериментов было помочь людям, страдающим бессонни- цей. Для создания такой «музыки» требовалось изучить внутренние ритмы головного мозга человека, выяснить, какие ритмические рисун- ки и звуки способствуют релаксации и, как следствие, погружению в сон.
Сейчас в медицине принято считать, что «музыка мозга» — это нефармакологический метод лечения некоторых видов нарушения сна, вегетативных и тревожных расстройств, депрессий, алкоголизма, наркомании, а также метод повышения адаптивных возможностей здоровых людей. Не совсем корректное определение, но хоть какое-то. Суть метода — прослушивание пациентом (или здоровым человеком) аудиозаписи с музыкой, полученной путем преобразования электроэн- цефалограммы, снятой с его собственного (!!!) головного мозга, в музы- ку с помощью специальных методов компьютерной обработки (ампли- тудного или частотного модулирования основного сигнала (музыки) информацией с электроэнцефалограммы)). Полагают, что это прослу- шивание способствует изменению (улучшению?) функционального состояния всего организма. «Музыка мозга» для каждого конкретного человека строго индивидуальна, поскольку составляется на основе его личных ритмов.
То, что с помощью данного метода можно воздействовать на мозг, весьма вероятно, хотя научно и не доказано. Но очень сложно предска- зать долгосрочные последствия таких воздействий.
Подобные эксперименты проводились и в нашей стране, в Сомно- логическом центре Минздрава РФ, клинике психиатрии им. С.С. Кор- сакова и других местах. Опять-таки, оценка этих экспериментов спе- циалистами, не имеющими отношения к коммерции, а имеющими отношение к академической науке, неоднозначна. Непонятно чем воз- действуем, непонятно на что воздействуем, результаты тоже не очень понятны. «Дергаем Диавола за хвост».
БАЙКА ПРО СЕКРЕТНЫХ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ
Следующую историю я бы воспринимал как байку. Хотя сам и ус- лышал ее от члена-корреспондента РАН году в 2003-м. Уважаемый че- ловек, к тому же большой юморист, он в Звездном городке занимался экспериментами с летчиками-испытателями и космонавтами. Спе- циальность у него была «инженерная психиатрия». Однако никаких письменных свидетельств описанных экспериментов я не видел.
Направленность экспериментов с внутренними частотами голо- вного мозга не всегда гуманитарная, и даже чаще всего не гуманитарная или не совсем гуманитарная. Обширные и тщательные эксперименты такого типа в нашей стране были проведены на летчиках-испытателях и космонавтах. Летчики-испытатели, как всем известно, должны пилотировать самолеты, которые могут в любой момент развалиться; к тому же они испытывают во время полетов большую физическую нагрузку. Их специально обучают быть готовыми к нестандартным ситуациям. Но человек в любом случае нервничает перед полетом, находится в состоянии стресса, что является не самым хорошим со- стоянием для адекватного реагирования на внештатные ситуации. Лучше всего, если летчик-испытатель во время полета будет спокой- ным, адекватным, оптимистичным и наполненным энергией. Неплохо это и после полета. Например, поедая дома борщ, летчик-испытатель может шутить.
Исследователи, работавшие в области инженерной психиатрии и в других смежных областях, снимали электроэнцефалограмму у лет- чика в состоянии покоя и сравнивали ее с его же электроэнцефалог- раммой перед полетом, видели различия и начинали делать летчику психологические внушения, которые, как мы знаем, обычно приводят к прямо противоположным результатам. Принимать какие-то успо- коительные таблетки перед полетом нельзя, они могут вызвать за- торможенность, стимуляторы, наоборот, могут привести к излишней резкости в принятии решений. Кому-то пришла в голову гениальная мысль — почему бы не подавать в голову же ранее снятую электро- энцефалограмму. То есть сняли у спокойного человека электроэнце- фалограмму, а перед полетом через те же контакты — подаем. Опыты дали прекрасные результаты — летчики приходили в уравновешенное, рабочее состояние.
Методика хорошая, но технически неудобная, так как нужно цеп- лять на голову множество датчиков, да и вообще все это громоздко. И тут другому гениальному человеку (фамилий мы, наверное, никогда не узнаем, потому что они засекречены, тсс...) пришла в голову идея наложить индивидуальную электроэнцефалограмму конкретного человека на музыку. Не преобразовать, а именно наложить, модули- ровать. Сдвигая частоты или амплитуды чуть правее или ниже, мож- но использовать и отдельные щелчки, короткие звуковые импульсы. Возможно модулировать любую музыку, главное — чтобы она была приятна конкретному человеку. Все это индивидуально, и на другого человека музыка, модулированная чужой электроэнцефалограммой, практически не действует. Чтобы попасть в резонанс, надо с большой точностью подбирать частоты. В зависимости от того, какого эффекта хочется достичь, можно промодулировать музыку индивидуальной электроэнцефалограммой, снятой в нужном состоянии. В частности, летчикам-испытателям давали слушать модулированную музыку, приводящую их в сконцентрированное, спокойное состояние.
Но, и мы все об этом догадываемся, спецслужбами проводились
Физика разные эксперименты. Сон, гнев, радость, покой... Слушаешь джаз и не понимаешь, что с тобой происходит, — то тебя клонит в сон, то хочется кого-то убить. Знай: это тебя кодируют. Лучше немедленно обратись в психиатрическую лечебницу.
Есть еще одна особенность воздействия акустических и прочих сигналов определенной частоты — повышение гипнабельности. Если человека нужно завербовать или спровоцировать на какие-то действия, с помощью определенной фоновой музыки можно повысить степень внушаемости и доверия к собеседнику. Когда мы попросим диск-жокея поставить такую музыку в кафе — музыка будет воздействовать только на того, на кого она настроена, и ни на кого другого. Если вы чувствуете в ресторане, и даже дома, что вас кодируют, — немедленно вылейте суп на вашего собеседника и бегите в ближайшую больницу.
Вывод из всего вышеперечисленного достаточно очевиден. С помощью воздействия музыки и звука скорее всего как-то можно менять психическое состояние человека. А поскольку мозг влияет на все состояние человека, то звук может оказывать значительное воздействие, лечить или вызывать болезни, психические либо соматические. Рассуждать о том, плохо это или хорошо, все равно что говорить, полезна таблетка или не полезна. В каком-то случае полезна, а каком-то и нет. Как скальпель, которым можно делать операцию, а можно убить человека в подворотне. Вероятно, самое безопасное использование модулированной музыки в настоящее время — лечение бессонницы, если вы, конечно, верите в эффективность этой методики. Все остальное достаточно опасно.
Алексей Насретдинов
http://www.snob.ru/profile/23533/blog/53840
Комментариев нет:
Отправить комментарий