Новости недели

понедельник, 16 июля 2012 г.

Джаз и кино


ken_burns_jazz.jpg 18.25 KbЗнаете ли вы, что изданный в Лондоне в 1981 году справочник «Джаз в кино» упоминает 3724 (!) фильма, в которых звучит джаз? Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы..."ДЖАЗ" (реж. Кен Бернс) - это сериал поразительного качества, это грандиозная панорама музыкальной истории Америки..". Тим Пейдж, "Вашингтон пост". Скачать видео.

Совершенно очевидно, что в течение прошедших с момента издания справочника двух с лишним десятков лет, количество такой продукции значительно увеличилось.
Джаз и кино – различные области творчества, но их объединяет многое. Оба появились на свет примерно в одно и то же время, так что мы вполне можем считать их ровесниками. Правда, первый киносеанс братья Люмьеры провели в 1895 году, в то время как точкой отсчета джазовой хронологии принято считать 1917 год, когда “Original Dixieland Jazz Band” записал первую джазовую пластинку. Кстати, тогда слово jazz писалось по-другомуjass. И кино и джаз в то время были причислены к низкому жанру искусства.
Интенсивное слияние этих жанров началось уже в самом начале эпохи немого кино. В каждом кинотеатре стояло фортепиано, на котором, глядя на экран, играл тапер – музыкант, способный импровизировать. Можно сказать, что кинозалы стали кузницей мастерства большинства джазовых пианистов.
jazz_kino_2.jpg (9.61 Kb)
Наиболее полноценное и плодотворное сотрудничество кино и джаза началось в эпоху звуковых фильмов. Первая премьера такой ленты состоялась 6 октября 1927 года. Это был музыкальный фильм, который назывался - “The Jazz Singer”. Несколькими годами позже режиссер Дэдли Мерфи представил публике два фильма, где впервые в главных ролях были заняты знаменитые джазовые музыканты: в киноленте “St. Louis Blues” царила Бесси Смит, а в “Black And Tan” заправлял Дюк Эллингтон со своим оркестром.
Экранным символом эры свинга был оркестр Гленна Миллера. Два музыкальных фильма, в которых он снимался – “Sun Valley Serenade” (1941) и “Orchestra Vives” (1942) стали классикой жанра.
В 1945 году на экранах появился фильм “Jivin’ In Bebop”. Эта лента увековечила оркестр Диззи Гиллеспи, который играл уже не свинг. В фильме звучали “Ornithology“, “Night In Tunisia” и другие темы, ставшие классикой стиля.
После окончания Второй мировой войны кинорежиссеры заметили, что джаз отлично подходит не только к детективам, но и к психологическим лентам, равно как и к фильмам о современной молодежи. Особая экспрессия была выражена в фильме Джона Кассаветcа “Shadows” (1960), саундтрек для которого создал Чарльз Мингус. Несомненную художественную ценность представляют фильмы “Anatomy Of A Murder”(1959) и “Paris Blues” (1961), где звучит музыка Дюка Эллингтона.
jazz_kino_1.jpg (7.78 Kb)
Многие киномастера продемонстрировали на экранах свою любовь к джазу. Больше других – Вуди Аллен (кстати, и сам неплохой джазовый кларнетист). Интересен его фильм “Sweet And Lowdown”. Это игровая лента, рассказывающая о легендарном гитаристе эпохи свинга Эммете Рэе, сравнимом с Джанго Рейнхартом, но незаслуженно забытом. Главную роль в фильме исполнил Шон Пенн, который столкнулся с непростой задачей. Дело в том, что до сих пор этот голливудский «плохиш» никогда не играл на гитаре, а на экране ему пришлось имитировать исполнение нескольких десятков композиций. Около тридцати! Неудивительно, что за эту роль актер был номинирован на «Оскара».
Вершиной документалистики, посвященной джазу, стал не имеющий аналогов фильм “Jazz”. Это современный сериал, автор которого – известный американский документалист Кен Бернс. Смета многосерийного двадцатичасового фильма, посвященного истории джаза, составила 13 миллионов долларов.
История любви кино и джаза, не сомневаюсь, еще не раз порадует наши глаза и уши.
Перепечатано с изменениями, оригинал статьи на сайте журнал Jazz-квадрат.
Кен БернсКен Бернс (род. 29.07.1953) - известный американский кинорежиссер-документалист. Создал монументальные многосерийные фильмы об истории бейсбола и об истории Гражданской войны в США. Его проект "Джаз" - гораздо более масштабен. "Это более крупный проект, потому что он должен быть таким", утверждает режиссер. 
Серия 1. "Приворотное зелье" (Зарождение джаза - 1917)
История джаза начинается в 90-ые годы девятнадцатого века в Новом Орлеане, где, казалось, сам воздух наполнен музыкой марширующих оркестров, креольскими мелодиями, ариями итальянских опер... 
Из этого сочного многообразия родились синкопированные ритмы рэгтайма, щемящие звуки блюза - все то, что совсем скоро, на заре нового века, назовут словом "джаз". Пока мало кто слышал эту музыку, ее играют только чернокожие музыканты, и лишь в заведениях района красных фонарей, Сторивилля. 
Но в 1917 году Сторивилль закрывают, музыканты уезжают искать счастья в Чикаго, а оркестр под названием "Ориджинал Диксиленд Джаз Бэнд" записывает несколько пьес, мгновенно ставших хитами. "Джазовая лихорадка" охватывает Америку. Наступает двадцатый век, и вместе с ним - эпоха джаза...
Луи Армстронг
Серия 2. "Дар" (1917-1924)
Начинаются "бурные двадцатые" - сухой закон и подпольные забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы - десятилетие, вошедшее в историю как "век джаза". У джаза отныне две Мекки, два полюса, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. 
Здесь живут и творят два гиганта: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители... В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг...
Бенни Гудмен
Серия 3. "Наш язык" (1924-1929)
В Америке - бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни Гудмен. На песнях "королевы блюза" Бесси Смит возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи. 
И без того огромная популярность клуба "Коттон" в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, - отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр - "Вест Энд Блюз" - открывают новую страницу в истории джаза.
Серия 4. "Великий утешитель" (1929-1934)
Во времена Великой депрессии джаз - единственная отдушина для подавленной и растерянной Америки. Луи Армстронг совершает переворот в самом понятии популярной музыки и становится первой звездой американской эстрады. Лучшие танцзалы Гарлема покорены новым танцем "линди-хоп" в исполнении оркестра Чика Уэбба. 
Музыка Дюка Эллингтона перешагнула жанровые рамки и достигла таких высот, что критика объявляет Эллингтона новым Стравинским. Турне Бенни Гудмена ознаменовано блестящим выступлением в Лос-Анджелесе. Звуки его биг-бэнда свели с ума сотни людей, пришедших в зал "Паломар". Теперь они не просто танцуют ночи напролет - они свингуют, ведь наступает Эра Свинга.
Серия 5. "Свинг: чистое наслаждение" (1935-1937)
Отныне у джаза новое имя - свинг. Под музыку своих кумиров - Томми Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера - молодежь отплясывает джиттербаг, этот рок-н-ролл 30-х. 
Билли Холидей, самая талантливая и трагичная певица века делает первые шаги в джазе. А в Чикаго, выступая плечом к плечу на одной сцене, Бенни Гудмен и Тедди Уилсон совершают революцию и доказывают, что джаз не признает расовой дискриминации. 
Бенни Гудмен и Чик Уэбб сражаются в знаменитой "Музыкальной битве века" 11 мая 1937 года. Четыре тысячи танцоров, до отказа наполнившие гарлемский танцзал "Савой", становятся очевидцами грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмена стали именовать "королем свинга".
фото
Лестер Янг
Серия 6. "Свинг: безудержный праздник" (1937-1941)
Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу и Колмену Хокинсу. На джазовой сцене появляется все больше женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны критики и коллег. 
Но именно в это время Элла Фитцджеральд становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Уэбба, и начинает головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки - Карнеги-холле.
Сестры Эндрюс
Серия 7. "Свингуем в ногу со временем" (1940-1942)
Вторая мировая война докатилась и до Америки. Джаз, это дитя борделей, еще недавно бывший изгоем, вдруг оказывается важным стратегическим оружием. Боевой дух солдат поднимают музыка Гленна Миллера и сестер Эндрюс, оркестранты вступают в действующую армию или записывают "диски во имя Победы". 
Но пока вся Америка марширует под звуки "Американского патруля", в Гарлеме трубач Диззи Гиллеспи и саксофонист Чарли Паркер начинают играть в совершенно новой манере: быстро, нервно, порой хаотично.
Диззи Гиллеспи
Серия 8. "Посвящение хаосу" (1943-1945)
Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки "Черные, коричневые, бежевые". 
Благодаря Луи Джордану становится популярной музыка, которую вскоре назовут "ритм-энд-блюз", а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление - би-боп. Когда о них узнает широкая публика, джаз станет другим.
Чарли Паркер
Серия 9. "Риск" (1945-1949)
Наступает эпоха "холодной войны". Она отражается в джазе рваными, ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями "би-бопа" и - бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей... Но у молодежи появляются новые кумиры - поп-музыка и Фрэнк Синатра
Луи Армстронг создает оркестр "Все звезды" - с белыми музыкантами, и в 1949 году его концерты в Новом Орлеане запрещают расисты. В то же время продюсер Норман Гранц требует равного отношения ко всем музыкантам. Гастроли его "Джаза в филармонии" продемонстрировали всей Америке не только блестящий джаз, но и шаткость расовых барьеров.
Элла Фитцджеральд
Серия 10. "Неотразимое очарование" (1949-1960)
Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису и его утонченному, элегантному "Модерн джаз квартету" би-боп выходит на качественно иной уровень. 
В Калифорнии появился густой и сочный "кул джаз", а Дейв Брубек создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер Time Out. В 34 года Чарли Паркер умирает от смертельной дозы героина. Его соратник Майлз Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам.
Телониус Монк
Серия 11. "Приключение" (1956-1960)
Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт "отцов и детей". Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хитпарадах царит Элвис Пресли, но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воэн, гений саксофона Сонни Роллинс и ярчайшая звезда эпохи - Майлз Дэвис. Его талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ "крутого парня" - новый тип звезды. 
С началом "тревожных шестидесятых" приходит вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна и Орнета Колмена. Это - освоение и завоевание новых территорий, и это... уже совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз - или?...
Майлз Девис
Серия 12. "Шедевр к полуночи" (1960 - наши дни)
Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи владеет рок-музыка. Многие джазмены - например, блестящий саксофонист Декстер Гордон - уезжают в Европу. Другие - Чарльз Мингус, Арчи Шепп и Джон Колтрейн - ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока рождается "фьюжн" - новый, ставший фантастически популярным, саунд. 
В 1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис: классическое музыкальное образование, умение импровизировать "по науке" и играть что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых высотах популярности.
Джон Колтрейн
http://jazz-jazz.ru/?category=video&altname=ken_burns_jazz_2001
На всякий случай ) 
Профиль (25.09.11 - 15:49) - Гном: Если кому-то еще нужно, зеркало на Народ.ру: 1 серия http://narod.ru/disk/654288000/01%20cd.avi.html 2 серия http://narod.ru/disk/654397000/02%20cd.avi.html 3 серия http://narod.ru/disk/654565000/03%20cd.avi.html 4 серия http://narod.ru/disk/654779000/04%20cd.avi.html 5 серия http://narod.ru/disk/654954000/05%20cd.avi.html 6 серия http://narod.ru/disk/655052000/06%20cd.avi.html 7 серия http://narod.ru/disk/655170000/07%20cd.avi.html 8 серия http://narod.ru/disk/655380000/08%20cd.avi.html 9 серия http://narod.ru/disk/655603000/09%20cd.avi.html 10 серия http://narod.ru/disk/655812000/10%20cd.avi.html 11 серия http://narod.ru/disk/655965000/11%20cd.avi.html 12 серия http://narod.ru/disk/656134000/12%20cd.avi.html
Фото Michael Portelance, Елена Яных, http://ololo.fm, Википедия

Комментариев нет:

Отправить комментарий