Экономическая несвобода порождает социальную и политическую несвободу, так же как социальная и политическая несвобода способна выпестовать несвободу экономическую. Значение рыночного механизма для роста экономики огромно, но куда важнее осознать непосредственную ценность свободы взаимообмена не только товарами, но и — словами... Амартия Сен
РАЗВИТИЕ КАК СВОБОДА
Введение
Развитие как свобода
Развитие мы понимаем (аргументации этой точки зрения и посвящена наша книга) как процесс расширения реальных прав и свобод, которыми пользуются члены общества. Смещение фокуса в сторону свободы и прав человека контрастирует с более узким толкованием развития, например, отождествлением этого процесса с ростом валового национального продукта, с ростом доходов населения, индустриализацией и техническим прогрессом либо социальной модернизацией. Рост ВНП или доходов населения, разумеется, способен послужить очень важным средством расширения прав человека. Однако степень свободы в обществе определяется также и другими, не менее важными, факторами: социальным и экономическим устройством общества (например, уровнем образования и здравоохранения), наличием политических и гражданских прав (например, права на свободное участие в общественных дискуссиях и расследованиях). Индустриализация, технический прогресс либо социальная модернизация равно могут значительно способствовать расширению прав человека, однако на степень свободы влияют и иные факторы. Если свобода — это то, что наступает вместе с развитием, представляется весьма разумным сосредоточить наше внимание на развитии как на всеобъемлющем предмете, оставив в стороне частные либо специфические способы достижения гражданских свобод. Взгляд на развитие как на расширение основных прав человека подчеркивает важность развития как такового, а не тех выборочных средств, которым, inter alia, принадлежит существенная роль в этом процессе.
Развитие требует устранения главных источников несвободы: нищеты и тирании, скудости экономических возможностей и постоянных социальных лишений, убожества структур, обслуживающих население, а также нетерпимости либо чрезмерной активности репрессивных учреждений. Несмотря на невиданный и повсеместный рост благосостояния, мировое сообщество на современном этапе отказывает в элементарных правах огромному числу — если не сказать, большинству — людей. Иногда отсутствие основных гражданских свобод является прямым следствием экономической нищеты. Нищета отнимает у людей право не голодать и получать достаточное питание, отсекает доступ к медицинскому обслуживанию, необходимой одежде и жилью, к чистой воде и прочим санитарным условиям. В других случаях несвобода тесно связана с неразвитостью социальных учреждений и слабой социальной защитой населения — например, с отсутствием эпидемиологических программ, развитых систем здравоохранения и образования, эффективных структур, поддерживающих мир и порядок в регионе. Кроме того, иногда несвобода порождается авторитарными режимами, лишающими своих поданных политических и гражданских прав, либо становится следствием ограничений, накладываемых властями, на право каждого принимать участие в социальной, политической и экономической жизни общества.
Эффективность и взаимосвязи
Свобода занимает главенствующее положение в процессе развития по двум причинам.
1) Ценность свободы: достижения прогресса оцениваются в первую очередь по состоянию прав человека в обществе — насколько эти права расширились и окрепли.
2) Эффективность свободы: уровень развития непосредственно зависит от свободной деятельности членов общества.
О первой причине, побудившей нас сосредоточить внимание на свободе, т.е. о ее ценности – сказано достаточно. Что касается второй причины— эффективности, то тут нам придется обратить внимание на соответствующие эмпирические связи; в частности, на взаимно обогащающие влияния различных прав и свобод друг на друга. Именно благодаря таким взаимосвязям, о которых мы и будем говорить в нашей книге, свободная и плодотворная человеческая деятельность становится основным двигателем развития. Ибо свободная деятельность является не только «составной частью» развития, она также увеличивает степень свободы в других родах деятельности. Оба аспекта отражены в нашем подходе «развитие как свобода» и объединены эмпирическими связями, которые всесторонне исследованы в данной работе.
Связь между индивидуальной свободой и уровнем социального развития далеко не исчерпывается принципом дополнительности, сколь бы важным последнее обстоятельство ни являлось. То, чего люди способны достичь, зависит от экономических возможностей, политических свобод, развитости общественных движений и условий для получения медицинской помощи, базового образования, а также от социальной поддержки и стимулирования их деятельности. С другой стороны, развитие институциональных структур, обеспечивающих перечисленные возможности, зависит от наличия гражданских свобод, позволяющих беспрепятственно участвовать в общественных выборах и публичных дискуссиях, что в свою очередь способствует развитию этих возможностей. Взаимосвязи такого рода также рассматриваются в нашей книге.
Политическая свобода и качество жизни: некоторые пояснения
Особенности нашего взгляда на свободу как на главную цель развития можно проиллюстрировать простыми примерами. Хотя в полной мере глубина и широта этого подхода станет ясна лишь после более детального анализа (попытка которого сделана в последующих главах), радикальную суть подхода «развитие как свобода» легко продемонстрировать на некоторых элементарных примерах.
Во-первых, в контексте более узкого понимания развития как роста ВНП или индустриализации часто звучит вопрос: способствуют ли развитию определенные политические и социальные свободы, такие как право на политическую деятельность и оппозицию или право на получение базового образования? С более объемной точки зрения на развитие как на свободу такая постановка вопроса обнаруживает непонимание весьма важного аспекта: основные права человека (т.е. право на политическую деятельность, получение базового образования и медицинской помощи) являются неотъемлемыми компонентами развития. Нет нужды заново доказывать взаимосвязь развития и гражданских свобод, приводя в пример опосредованный вклад, который вносят эти свободы в рост ВНП и экономическую индустриализацию. Очевидно, что свобода и права человека способны эффективно влиять на экономический прогресс в целом, и эта взаимосвязь будет подробно рассмотрена в нашей книге. Но хотя эта каузальная связь действительно весьма значительна, права и свободы играют в процессе развития непосредственную роль, важность которой не нуждается в доказательствах с помощью цифр роста ВНП.
Второй пример касается несоответствия между доходом на душу населения (даже после корректировки цен) и правом личности жить долго и жить хорошо. Если говорить о доле ВНП на душу населения, то граждане Габона, Южной Африки, Намибии или Бразилии могут оказаться богаче, чем граждане Шри-Ланки, Китая или штата Керала в Индии, но у последних продолжительность жизни намного выше, чем у первых.
Еще один пример того же рода: известно, что афроамериканцы в Соединенных Штатах относительно бедны по сравнению с белыми американцами, но они много богаче жителей «третьего мира». Почему же тогда все поголовно афроамериканцы имеют меньше шансов достичь зрелого возраста, чем представители многих сообществ «третьего мира», таких как Китай, Шри-Ланка или некоторые районы Индии (с различными структурами здравоохранения, образования и общественных отношений)? Если наш анализ развития годится и для богатых стран, а не только для бедных (а мы утверждаем, что именно так оно и есть), то изучение межгрупповых контрастов в более богатых странах может стать важным подспорьем в понимании развития и отсталости.
Трансакции, рынок и экономическая несвобода
Наш третий пример связан с ролью рынка как составной части процесса развития. Свойство рыночного механизма существенно усиливать экономический рост и способствовать в целом экономическому прогрессу получило широкое — и справедливое — признание в современных исследованиях, посвященных проблемам развития. Но было бы ошибкой считать рыночный механизм исключительно продуктом процесса развития. Как отмечал Адам Смит, свобода обмена и совершения сделок сама по себе является неотъемлемой частью основных свобод, столь ценимых людьми.
Принципиально антирыночная позиция — нечто столь же абсурдное, как запрет на какие-либо беседы между людьми (даже если некоторые беседы откровенно непристойны и причиняют вред другим людям, а то и самим беседующим). Свобода обмениваться словами, товарами или дарами не нуждается в защите и оправдании той пользы, которую она способна принести; она — часть жизни общества и способ его членов взаимодействовать друг с другом (если этой свободой можно беспрепятственно пользоваться). Значение рыночного механизма для роста экономики, разумеется, огромно, но для общества куда важнее, прежде всего, осознать непосредственную ценность свободы взаимообмена — словами, товарами или дарами.
Известно, что запрет на свободное участие на рынке труда становится одним из способов удержания людей в крепостной зависимости, и борьба с такой несвободой важна для современных стран «третьего мира» по тем же причинам, по которым разразилась Гражданская война в Америке. Сама по себе свобода выхода на рынок обеспечивает весомый вклад в развитие, при этом не столь важно, способствует рыночный механизм экономическому росту и индустриализации общества или нет. Похвала капитализму из уст Карла Маркса (в целом не самого большого поклонника капитализма) и характеристика, данная им (в «Капитале») Гражданской войне в Америке как «величайшему событию в современной истории», напрямую связаны с необходимостью свободого заключения трудовых соглашений, противопоставляемого рабству и насильственному недопущению на рынок труда. Как будет показано в этой книге, во многих современных развивающихся странах среди ключевых задач развития значится освобождение труда от явного и скрытого крепостничества, перекрывающего доступ на открытый рынок труда. Подобным же образом барьеры для выхода на рынок товаров часто являются одним из лишений, от которых страдают мелкие земледельцы и производители в обществах с традиционным укладом и свойственными этому укладу ограничениями. Свобода участвовать в экономическом взаимообмене имеет базовое значение для жизни общества.
Подчеркивая важность свободного обмена, которой часто пренебрегают, мы ни в коей мере не отрицаем необходимости всестороннего анализа рыночного механизма с точки зрения его значения и пользы, включая роль рынка в экономическом росте и достижении, при определенных обстоятельствах, экономической справедливости. С другой стороны, следует разобраться, почему погрязшие в лишениях группы в обществе, ориентированном на рынок, остаются отлученными от рыночных благ, а также рассмотреть мнения, в том числе критические, касающиеся образа жизни и ценностей, связанных с культурой рынка. В подходе к развитию как к свободе необходимо учесть и должным образом осмыслить аргументы, поступающие со всех сторон. Трудно представить, чтобы плодотворный процесс развития обошелся без широкого использования рынка, но это не значит, что мы должны автоматически исключить из нашего анализа такие факторы, как социальная поддержка, государственное регулирование или управление, способные, скорее, улучшить жизнь людей, чем ухудшить. Наш подход позволяет шире взглянуть на рынок как явление и охватить большее число его сторон, чем если бы мы лишь защищали рынок либо исключительно подвергали нападкам.
Перечень примеров я позволю себе закончить воспоминанием из моего детства. Однажды днем (в ту пору мне было лет десять) я играл в саду у нашего дома в Дакке (ныне столице Бангладеш), когда в калитку вбежал человек. Он был весь в крови и жалобно стонал – его ударили ножом в спину. То было время общинных беспорядков (индусы и мусульмане убивали друг друга), предшествовавших получению независимости и отделению Пакистана от Индии. Раненый по имени Кадер Мия был мусульманским поденщиком и работал в соседнем доме за мизерную плату в нашем преимущественно индусском районе; нож в него всадил кто-то из местной уличной шпаны. Пока я отпаивал его водой, громко призывая взрослых на помощь, и потом, когда мой отец повез Кадера Мию в больницу, он рассказал нам, что жена отговаривала его идти во враждебный район в столь беспокойное время. Но Кадеру Мию пришлось выйти из дома, чтобы хоть чуть-чуть подзаработать, потому что его семье было нечего есть. Штрафом за это нарушение экономической несвободы стала смерть, наступившая позже в больнице.
Это событие потрясло меня. Оно заставило задуматься о тяжком бремени узко понимаемой идентичности, в том числе идентичности, жестко привязанной к сообществам и группам (мы еще вернемся к этой проблеме). Но в первую очередь это событие указывает на факт экономической несвободы в виде крайней нищеты, которая превращает людей в беспомощных жертв тех, кто покушается на иные виды свободы. У Кадера Мии не возникла бы необходимость отправиться во враждебный район в те ужасные дни, если бы его семья могла прожить без его крошечного дохода. Экономическая несвобода способна порождать социальную и политическую несвободу, так же как социальная и политическая несвобода способна выпестовать несвободу экономическую.
Организации и ценности
Можно привести немало примеров, иллюстрирующих радикальные особенности понимания развития как интегрированного процесса расширения основных и взаимосвязанных между собой свобод. Именно такой подход представлен, исследован и использован в нашей книге с целью изучения процесса развития с позиций, охватывающих экономические, социальные и политические аспекты. Столь широкий подход позволяет также оценить жизненно важную роль различных институтов в процессе развития, в том числе рынка и организаций, с ним связанных, национальных правительств и органов местного управления, политических партий и прочих гражданских объединений, системы образования и условий для ведения открытого диалога и дебатов (включая роль СМИ и других средств коммуникации).
Наш подход позволяет также уяснить роль социальных ценностей и преобладающих нравственных устоев, влияющих на содержание прав и свобод, которыми пользуются люди и которыми они не без основания дорожат. Общепризнанные нормы нередко оказывают влияние на такие социальные параметры, как гендерное равенство, методы воспитания детей, численность семьи и рождаемость, отношение к окружающей среде и прочие явления и процессы. Преобладающие ценности и состояние общественной нравственности имеют прямое отношение к наличию или отсутствию коррупции и к степени доверия, присутствующей в экономических, общественных и политических отношениях. Свободой пользуются с целью приобретения ценностей, но на содержание этих ценностей влияют публичные дискуссии и социальные контакты, которые, в свою очередь, зависят от осуществления права свободного участия в общественной жизни. Каждая из этих взаимосвязей заслуживает самого пристального внимания.
Свобода экономических трансакций обычно становится мощным двигателем экономического роста — этот факт признан практически повсеместно, хотя до сих пор кое-кто рвется его оспорить. Однако важно не только отдать должное рынку, но и оценить роль прочих экономических, социальных и политических свобод в улучшении материальных и прочих условий, в которых живут люди. В ходе нашего анализа мы не сможем пройти мимо даже столь запутанных вопросов, как, например, пресловутая проблема перенаселенности. На протяжении веков о роли свободы в существенном снижении рождаемости высказывались противоречивые точки зрения. Если великий французский рационалист XVIII века Кондорсе полагал, что с «прогрессом разума» рождаемость снизится, поскольку рост общественной безопасности, повышение уровня образования и предоставление большей свободы принимать взвешенные решения ограничат рост населения, то его современник Томас Роберт Мальтус занимал кардинально отличные позиции в этом вопросе. Мальтус утверждал, что «у нас нет оснований полагать, будто что-либо, кроме трудностей в обеспечении жизненных нужд, способно отвратить большинство людей от раннего брака либо лишить их возможности растить здоровое и многочисленное потомство». Сравнительные достоинства этих двух позиций, основанных соответственно на осознанной свободе и экономическом принуждении, будут подробно рассмотрены в этой книге (по моему мнению, доказательства в пользу точки зрения Кондорсе явно перевешивают). Однако следует подчеркнуть, что непримиримость этих двух позиций является одним из многих источников жарких дебатов, которые ведут сторонники и противники свободы в развитии общества на протяжении многих столетий. Этот спор не кончается до сих пор, обретая различные формы.
Институты и инструментальные свободы
В нашей книге мы эмпирическим путем исследуем пять различных типов свободы, именуемых нами «инструментальными». Это (1) политические свободы, (2) экономические возможности, (3) социальные возможности, (4) гарантии прозрачности и (5) социальная защита. Каждая из этих пяти разновидностей прав и свобод умножает потенциальные возможности отдельной личности. Свободы могут также дополнять друг друга. Политика, направленная в целом на расширение человеческих возможностей и основных свобод, обычно осуществляется путем развития этих различных, но взаимосвязанных инструментальных свобод. В последующих главах мы подробнее остановимся на каждом из пяти типов, а также на связанных с ними институтах и их взаимовлиянии. Кроме того, мы рассмотрим роль этих свобод в усилении свободы в целом — свободы каждого жить так, как он считает нужным. С точки зрения «развития как свободы» инструментальные свободы связаны как друг с другом, так и с конечной целью расширения свободы личности в целом.
Анализируя развитие, мы должны обратить внимание не только на цели и стремления, в достижении которых инструментальные свободы играют важную роль, но и на эмпирические связи, пронизывающие эти различные виды свободы, усиливая тем самым их совокупное значение. Заметим, что выявление этих связей более всего необходимо для понимания инструментальной роли свободы.
В заключение
Права и свободы являются не только основной целью развития, но и его основным средством. Уяснив фундаментальное положение о ценности свободы, мы также должны разобраться в особых эмпирических связях, существующих между различными формами свободы. Политические свободы (в виде свободы слова и выбора) способствуют обеспечению экономической безопасности. Социальные возможности (в виде права на образование и медицинскую помощь) облегчают участие в экономической жизни. Экономические условия (в виде возможности участвовать в торговле и производстве) обычно способствуют как личному материальному благополучию, так и накоплению общественных ресурсов для «подпитки» социальных возможностей. Свободы различных видов способны усиливать друг друга.
Эти эмпирические связи придают новый смысл приоритетным ценностям. Если воспользоваться средневековыми понятиями «объект воздействия» и «деятель», то наше сосредоточенное на свободе понимание экономики и процесса развития в значительной степени ориентировано на «деятеля». При адекватных социальных условиях индивидуумы способны эффективно строить свою жизнь и помогать друг другу. И не стоит считать их в первую очередь пассивными потребителями благ, поставляемых хитроумными программами развития. У нас имеются достаточно веские основания, чтобы признать позитивную роль свободной и плодотворной деятельности и даже конструктивной нетерпимости.
Амартия Сен
[1] Амартия Сен ( англ. Amartya Sen; род. 3 ноября 1933, Шантиникетан, Британская Индия (ныне индийский штат Западная Бенгалия) — индийский экономист, внёсший значительный вклад в формулировку концептуальной структуры ежегодных отчётов ООН о развитии человечества и индекса развития человеческого потенциала. Учился в Президенcи-Колледже (Калькутта) и Кембриджском университете (здесь же получил степень доктора). Преподавал в Калькуттском университете (1956—1958), Кембридже (1957—1963, с 1998); Делийском университете (1963—1971); в Оксфорде (1977—1988) и Гарварде (1987—1998). В 1998—2004 гг. возглавлял Тринити-колледж (Кембридж). Президент Международной экономической ассоциации (1986—1989). Президент Эконометрического общества (1984). Президент Американской экономической ассоциации в 1994 г. В 1998 году ему была присуждена Нобелевская премия по экономике «За вклад в экономическую теорию благосостояния». Сен также стал лауреатом премий Ф. Сейдмана (1986) и В. Леонтьева (2000). Сочинения: «Бедность и голод» (Poverty and Famines, 1981); «Возвращение к проблеме неравенства» (Inequality Reexamined, 1992); «Развитие как свобода» (Development as Freedom, 1999).
Лица
представителей самой свободной музыки на фото: Михаил Петровский,
Denis Voroshilov,
Kurt Janssen,
debra grossbaum,
Alexander Toker,
Vivien Marion,
Jerzy Sznajder,
Brian McMillen,
Alok Paleri,
Jože POŽRL,
Bruno Denis
Комментариев нет:
Отправить комментарий