"Без музыки жизнь была бы ошибкой", - изрек Фридрих Ницше. Что такое музыка на самом деле? Каково ее место в жизни человека? К ответам на эти и подобные вопросы нас приближает интервью с Брэнфордом Марсалисом.
Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis) о "проблемах" современного джаза
Из интервью еженедельнику Seattle Weekly (14 сентября 2011 г.):
«Вы ставите старые записи, и они всегда звучат лучше. Почему они лучше? Я стал слушать больше классики, и это окончательно утвердило меня в мысли, что самым важным и самым сильным элементом музыки является её мелодическое содержание.
У меня в друзьях много обычных людей. Потому что это важно. Когда общаешься на темы музыки только с музыкантами и обсуждаешь, что хорошо, а что плохо, не получается взглянуть на вещи более широко.
Читаешь рецензию на что-нибудь, и какой-нибудь парень из Нью-Йорка говорит: «Это самая важная музыка с таких-то и таких-то пор». А когда взглянешь на вещи более широко, то думаешь: «Да ладно, неужели действительно можно называть «важным» то, что большинство людей вообще не слышали?»
С тех пор, как я стал замечать, что творится во внешнем мире – а это началось, когда я вёл «Вечернее шоу» на телевидении – я пришёл к осознанию того, что нас вообще очень мало кто знает. И смысл не в том, чтобы стремиться к известности; вопрос лежит в контексте той музыки, которую я играю… что именно привлекает в музыке обычных людей и можем ли мы использовать это что-то в собственной музыке?
Когда простые люди слушают записи, есть определённые вещи, на которые они обращают внимание. Прежде всего, как звучит для них эта музыка. Если ценность музыкального произведения базируется на глубоком музыковедческом анализе, вы обречены на неудачу. Потому что народ, покупающий диски, ни черта не смыслит в музыкальной теории. Когда они включают Kind of Blue и говорят, что им это нравится, я всегда спрашиваю: а что именно понравилось? И люди описывают свои ощущения на физическом уровне, на интуитивном уровне, но никогда на уровне музыкальной теории.
Классическая музыка во многом находится в той же ситуации, что и джаз, разве что в классике уровень качества больше всё же базируется на музыке, чем на иллюзии в который раз придуманной новизны. Только и читаешь в дискуссиях о джазе: «Это ново? Это прогрессивно?». Послушайте, есть всего лишь несчастные двенадцать нот. Что нового вы хотите из этого получить? Неужели вы искренне думаете, что сыграете то, что до вас ещё никто не играл?
Поэтому главное, что меня заботит – хорошо ли это? Мне всё равно, есть ли в этом новизна. На свете так мало хорошего, что когда это хорошее действительно встречается, удивлению нет предела.
Классическая музыка во многом находится в той же ситуации, что и джаз, разве что в классике уровень качества больше всё же базируется на музыке, чем на иллюзии в который раз придуманной новизны. Только и читаешь в дискуссиях о джазе: «Это ново? Это прогрессивно?». Послушайте, есть всего лишь несчастные двенадцать нот. Что нового вы хотите из этого получить? Неужели вы искренне думаете, что сыграете то, что до вас ещё никто не играл?
Поэтому главное, что меня заботит – хорошо ли это? Мне всё равно, есть ли в этом новизна. На свете так мало хорошего, что когда это хорошее действительно встречается, удивлению нет предела.
В джазе часто бывает так, что его аудитория состоит лишь из студентов музыкальных училищ и самих джазовых музыкантов, которые увлечённо обсуждают, насколько виртуозно и изобретательно играет их коллега. Ни слова о содержании и эмоциональной составляющей, ни слова о том, есть ли в этом любовь».
http://kcin-kcin.livejournal.com/178754.html#cutid1
Фото:Tanya Vinitsky, http://www.toledoblade.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий