Обострение конфессионального противостояния набирает силу. Русская православная церковь (РПЦ) выступает в защиту христианского мира и против христианофобии. О взаимосвязи экономики, политики и религии.
Христианофобия – мировая тенденция или ложная тревога?
В Русской Церкви говорят о растущей христианофобии в мире. Эксперты утверждают, что каждые 5 минут в мире христианин погибает за свою веру. Что это такое, где грань между политическим и религиозным конфликтом, где сегодня притесняют христиан, и как сократить притеснения христиан?
Этапы гонений
Проблема притеснения христиан не нова. За две тысячи лет не было ни одного периода, когда бы во всем мире христиане чувствовали себя в безопасности. В течение многих веков после эпохи мученичества относительную стабильность в мире сохраняли христианские империи, но они чисто физически не могли обеспечить безопасность тем христианам, которые находились далеко за пределами их территорий и сферы влияния.
С началом секуляризации постепенно стала снижаться роль христианства и в до тех пор христианской Европе. Атеистические режимы XX века носили ярко выраженный антихристианский характер, взаимоотношения их с христианством носили характер гонений. Падение богоборческих режимов не изменило общей обстановки, секуляризация продолжалась и продолжается.
Закономерным результатом стал уже в 2003 году отказ упоминать христианство в европейской конституции, которая позиционируется в качестве подчеркнуто светского документа. В 2009 году Европейский суд потребовал вынести религиозные символы (распятия) из школьных классов. Позже это решение отменили, так как итальянцы смогли доказать, что кресты являются символами итальянской культуры и не могут оскорблять чувства неверующих и иноверцев.
Не приходится удивляться и нарастанию межрелигиозных конфликтов в нехристианских регионах. Ислам, будучи молодой и сильной мировой религией, является основным цивилизационным конкурентом христианства. По сравнению с традиционно христианскими общество мусульманское значительно в меньшей степени подверглось процессу секуляризации, религиозное самосознание населения достаточно, а в ряде регионов — крайне высоко. Ближний Восток и Северная Африка — регионы, где интересы христианства и ислама особенно пересекаются, в первую очередь из-за наличия смешанного населения. Ситуация обостряется тем, что христиан в этом регионе — меньшинство.
Христианско-исламский конфликт: два взгляда на проблему
Реальность существующей проблемы трудно поставить под сомнение, достаточно обратить внимание на постоянную эмиграцию христианского населения из ближневосточного региона. Палестина, Ирак, Ливан, Египет… христиане покидают эти территории, и это тревожный сигнал. Так, например, глава Женевского центра по изучению стран арабского и средиземноморского мира (CERMAM) исламский ученый Асни Абиди считает, что уход христиан с Ближнего Востока означает конец арабской истории.
В последние месяцы о гонениях на христиан стали говорить громче. Прокатившаяся по ряду арабских стран революционная волна естественным образом задела религиозные и национальные меньшинства. 1 января 2011 года в коптском храме в Александрии произошел теракт. 7 и 8 мая в египетском городе Гиза подожгли две коптские церкви, столкновения между мусульманами и христианами привели к человеческим жертвам.
Между тем, ситуация на Ближнем Востоке весьма далека от однозначности. И христиане, и мусульмане неоднократно подчеркивали, что подобные столкновения являются плодом грубых провокаций и целенаправленной политики стравливания групп населения со стороны третьих сил. В частности, по этой причине на следующий же день после теракта 1 января христиане и мусульмане вышли на улицы Александрии, демонстрируя единство египетского народа. После майских инцидентов многие простые жители Египта говорили и о том, что не желают становиться заложниками борьбы Запада с арабским миром.
В других странах простые жители также зачастую не видят противоречий со своими соотечественниками из числа иноверцев. Самый наглядный пример: в палестинской партии «Хамас» присутствуют депутаты-христиане. Также в Ливии местные христиане, по словам служившего там священника Русской Православной Церкви о. Захарии Керстюка, не подвергаются никакой дискриминации.
Как сообщил ПРАВМИРУ руководитель ливанской паломнической службы Holy Doors араб-христианин Михаил Мушреф, в Ливане значительно более проблемными являются взаимоотношения не между мусульманами и православными, а конкретно с католическим (читай: западным) миром.
Таких примеров можно приводить множество, но, тем не менее, количество христиан на Ближнем Востоке стремительно сокращается, увеличивается и число преступлений против них.
Реакция Русской Православной Церкви
После инцидентов в Гизе Святейший Патриарх Кирилл обратился с посланием к коптскому патриарху Шенуде III:
«Русская Православная Церковь уже не раз возвышала свой голос в защиту христиан в тех странах, где они испытывают притеснения и нарушения своих основополагающих прав на жизнь и религиозную свободу. И ныне мы призываем власти Египта, лидеров исламских общин страны, международное сообщество решительно и недвусмысленно положить конец насилию в отношении христианского меньшинства, исторически присутствующего на египетской земле».
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в свою очередь призвал мировое сообщество консолидироваться вокруг проблемы притеснений христиан: «Христианофобия, выражающаяся в покушениях на жизнь и права наших собратьев по всему миру, приобрела в последние годы системный характер… Только поставив тему защиты прав христиан в мировую повестку дня, прилагая к ее решению постоянные усилия, можно избежать трагедий, подобных произошедшей в Гизе».
В ряде интервью и выступлений владыка подчеркивал, что ситуация в Египте и, шире, на Ближнем Востоке является всего лишь частью более широкого процесса.
«Дискриминация приобретает очень ярко выраженные формы и большие масштабы в целом ряде мусульманских стран. Достаточно упомянуть об Ираке, где большое количество христианских семей было вынуждено покинуть страну уже после смены власти, вспомнить Пакистан, где совсем недавно был убит министр-христианин. Христиан убивают и в такой стране, как Индия, в некоторых регионах Филиппин, в целом ряде других государств», – сказал митрополит Иларион в интервью «Российской газете», подчеркнув, что в Европе эта проблема слишком долго замалчивалась.
Каждые пять минут в мире умирает за веру один христианин
24 июня в Отделе внешних церковных связей прошла пресс-конференция митрополита Илариона на тему «Преследование христиан – случайность или закономерность?».
30 мая, как рассказал владыка, Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление, посвященное положению христиан в разных частях света, в т.ч. на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В начале июня митрополит Иларион участвовал в международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог» в Венгрии. Там приводилась статистика, согласно которой каждые пять минут в мире за веру умирает один христианин, а каждый год насильственной смертью в ходе межрелигиозных конфликтов умирает 105 тысяч христиан.
В октябре 2010 года, как рассказал председатель ОВЦС, Комиссия епископских конференций Европейского Союза отметила, что, по крайней мере, 75% всех преследований по религиозному признаку совершается по отношению к христианам. В начале этого года были опубликованы данные международной правозащитной христианской организации «Open Doors», согласно которым преследованиями подвергаются 100 миллионов христиан.
В ряде стран, где христиане составляют меньшинство, как отметил владыка, отсутствует реально действующая система их защиты. В Пакистане закон о богохульстве зачастую применяется для притеснения христиан, в Ираке из 1,5 миллионов христиан, бывших при Саддаме Хусейне, осталось меньше половины.
«По сути, поставлено под угрозу существование христианства в ближневосточном регионе», заметил глава ОВЦС.
Отвечая на вопрос о положении христиан на Балканах, владыка отметил тяжелую ситуацию в Косово. Христиане либо изгнаны, либо находятся на осадном положении. Владыка рассказал о христианах, живущих на территории храма, охраняемого международными войсками. У одной из женщин дом находится на другой стороне улицы, но уже четыре года она не может туда зайти, потому что, выход за охраняемую церковную ограду связан с риском для жизни.
По словам иерарха, Русская Православная Церковь неоднократно предлагала свою помощь Сербской Патриархии: можно было бы направить русских монахов и монахинь в косовские монастыри, и сам факт их присутствия был бы демонстрацией силы и заступничества Русской Церкви.
Отвечая на вопрос о положении русского прихода в Иране, владыка ответил, что русский приход в Иране вполне благополучен, но большинству местных христиан в стране приходится испытывать трудности.
Ислам или исламский экстремизм?
Между тем, митрополит Иларион подчеркнул, что ислам и исламский экстремизм — далеко не тождественны друг другу. «Я хотел бы подчеркнуть, – заметил он, – что ислам является мирной религией… Преследования исходят не от умеренных мусульман, а от тех радикалов, от которых страдают и сами мусульмане».
В крупнейшем исламском университете Аль-Азхар, где делается акцент на умеренный ислам и проповедуется толерантность по отношению к лицам других религий, выражают обеспокоенность происходящей ситуацией. Русские мусульмане также выразили озабоченность в связи со сложившей обстановкой и направили письмо в университет Аль-Азхар.
Отдельно владыка отметил, что российский опыт сосуществования различных конфессий на территории страны может быть полезным для всего мира: «Нам есть чем поделиться с нашими братьями и сестрами в других странах».
В своем докладе владыка особенно подчеркнул значение религиозной грамотности в сложившейся ситуации, следствием недостатка которой является религиозный экстремизм.
Еда в обмен на свободу вероисповедания?
Митрополит Иларион обратил внимание на то, что европейские организации уже сделали ряд заявлений по проблеме притеснения христиан, однако, по его мнению, «мы не должны сегодня ограничиваться заявлениями и соболезнованиями, а мы должны предпринимать конкретные действия».
В числе таких действий владыка назвал создание системы защиты христиан от преследований. «Прежде всего, необходимы информационные структуры, которые будут заниматься мониторингом преступлений, совершенных на почве религиозной нетерпимости». Также, по мнению иерарха, важна консолидация христиан различных направлений в этом вопросе. По мнению владыки Иллариона, в данном случае стоит задача не выявить различия между христианскими конфессиями, как это происходит в богословском диалоге, а, напротив, сконцентрировать внимание на общих целях и взаимопомощи.
Отвечая на вопрос о прошедшей конференции на Ямайке, глава Отдела отметил, что это мероприятие было организовано Всемирным советом церквей и было выдержано в рамках политкорректной риторики. В частности, в одном докладе говорилось об исторической вине христиан перед мусульманами, а современная проблематика была обойдена стороной.
На данный момент, по словам владыки, мы находимся в стадии подготовки системы помощи христианам. Ни один из проектов пока не осуществлен.
Владыка предложил решение проблемы политическими и экономическими методами: «В резолюции Европарламента говорится о необходимости создания конкретного механизма оказания влияния на те страны, где христиане подвергаются преследованиям. Я думаю, что этот механизм можно свести к краткой формуле: экономическая и иная помощь взамен на гарантии безопасности религиозных меньшинств».
Новые крестовые походы Запада
После доклада митрополит Илларион ответил на вопросы журналистов. От портала «Православие и мир» поступил вопрос: «Известно, что после введения войск США в Ираке обострились отношения между местными мусульманами и христианами. С чем, на Ваш взгляд, это связано? Есть ли грань между политическими противостояниями разных этносов разного вероисповедания и религиозными противостояниями?»
Иерарх ответил, что проследить эту грань четко удается не всегда. «Иной раз те, кто участвуют в межэтнических конфликтах, прикрываются религиозными лозунгами и внушают себе и окружающим, что они борются за свою веру, тогда как они борются за свои национальные, этнические или местечковые интересы».
Говоря конкретно о вмешательстве Соединенных Штатов в Ирак, митрополит Илларион выразил уверенность в том, что это «вмешательство отнюдь не способствовало созданию атмосферы мира и толерантности в стране, а, напротив, обострило те межэтнические и межрелигиозные противоречия, которые существовали и раньше, но находились под спудом».
«К сожалению, – отметил владыка, – мы должны признать, что вмешательство западных держав, в особенности военное вмешательство, жертвами которого становятся представители мирного населения, не только очень отрицательно воспринимается мусульманским населением, но ударяет косвенным образом и по христианскому населению стран. Потому что этих христиан начинают ошибочно воспринимать как союзников интервентов. Те военные действия западных держав, которые продиктованы не христианскими ценностями, а чисто политическими мотивами, воспринимаются как своего рода Крестовый поход христиан против мусульман, и те действия, которые предпринимают радикальные мусульмане против христиан, воспринимаются актами возмездия за то, что происходит, как своего рода ответные действия».
Вместе против террора
В конце пресс-конференции по просьбе представителя портала «Православие и мир» митрополит Илларион прокомментировал совместные акции христиан и мусульман, например, после теракта в Александрии.
«Думаю, что очень важно, чтобы представители разных религий как можно чаще выступали вместе. Даже просто сама картинка, на которой люди будут видеть христианского иерарха рядом с мусульманским духовным лидером, будет вносить некий умиротворяющий элемент. Если будет делаться какое-то совместное заявление, то, безусловно, оно будет положительно влиять на ситуацию. Потому что верующие должны видеть своих духовных лидеров, находящихся в диалоге с представителями иных религиозных традиций. Это будет способствовать делу консолидации и делу примирения.
Другое дело, что ислам очень многолик. В исламе очень много разных течений и разных направлений, и не всегда ясно, кто является духовным лидером для той или иной группы. К сожалению, сегодня определенную силу в некотором регионе мира набрал тот фундаментализм, который, прикрываясь исламскими лозунгами, причиняет людям зло. И в этом смысле важно, чтобы духовные лидеры ислама очень жестко заявляли свои позиции — так, как это делает, например, университет Аль-Азхар, так, как это делают российские исламские лидеры — и постоянно напоминали всем людям, в том числе и своим верующим, о том, что ислам — это религия мирная, которая призывает к мирному сосуществованию людей разных религиозных вер».
Остается надеяться, что осуждение фундаментализма мусульманскими духовными лидерами будет услышано и воспринято.
Мария Сеньчукова
http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/10909-xristianofobiya-mirovaya-tendenciya-ili-lozhnaya-trevoga.html
http://ibigdan.livejournal.com/8918219.html#cutid1
ОтветитьУдалить