Новости недели

воскресенье, 5 июня 2011 г.

Врать или не врать?


Foto Dan Winters
Правда и ложь. Какое место в жизни человека и общества они занимают? Где пределы правды и лжи? Можно ли прожить безо лжи? Сколько правды может переварить один человек? Удастся  ли выжить, говоря только одну правду?



Вы никогда не задумывались, почему лжи нет среди семи смертных грехов? Тем более, что в  Книге Притчей, где говорится о семи богопротивных вещах она упоминается даже дважды («Лживый язык» и «Лжесвидетель, наговаривающий ложь»). Но уже с  590 года  ложь навсегда (?) исчезает их списка христианских грехов. И православные, и католики безнравственным считают лишь похоть, обжорство, алчность, уныние, гнев, зависть и гордыню. Значит ли это, что на заре человечества врать было опасно для жизни, а к XVI веку произошло нечто делающее опасной уже  правду? Почему тогда родители тратят колоссальные усилия на то чтобы приучить детей не врать? При этом иногда  позволяя себе говорить неправду. Значит ли это, что  врать иногда можно или даже полезно? Тогда с какого времени и в какой степени? Что может считаться благой правдой, а что нет?
Эксперты утверждают, что, вопреки распространенному заблуждению, положения о семи смертных грехах в христианстве просто не существует. И единственное, чего никогда не простит Создатель так это хулу на него самого.  А может, вообще, нужно учить детей правильно врать?
Смертные грехи от wiki
Возможно, ответы на эти вопросы поможет найти эта дискуссия…
Саша Копов: Практика радикальной честности
Я не вру — всю свою сознательную жизнь. Или почти не вру. И недавно выяснил, что это не мое личное изобретение, а известная психологическая практика, полезная для здоровья

Сейчас вранье стало играть какую-то уж совсем декоративную функцию — информационное пространство сегодня настолько насыщенно и открыто (а закрытые его части достаточно легко взламываются), что врать во многих случаях становится просто глупо. Однако это только известному герою Булгакова правду говорить было легко и приятно. Даже если начать с малого и попытаться быть до конца честным хотя бы с самим собой, то, наверное, проще выпить яду, разумеется, при отсутствии под рукой пистолета либо крепкой бетонной стены.
Я давно экспериментирую с честностью в отношениях, и это довольно радикальный опыт. Сначала я практиковал это в основном с близкими. Со всеми моими женщинами у меня был принцип полной открытости. Не уверен, что это правильно, особенно если ты склонен пускаться во все тяжкие. Расскажешь ей, а потом мучаешься: «Нафига ты это рассказал? Сделал дорогому человеку очень больно». И в какой-то момент ты начинаешь спрашивать себя — а зачем ты это сделал? И корректируешь уже не формулировки, а поведение. Я вижу в этом какой-то внутренний прогресс.
Конечно, я знаю многие пары, для которых постоянное вранье — норма жизни, и они даже получают какое-то садо-мазохистское удовольствие, уличая друг дружку и конструируя очередные лживые построения. Такие отношения тоже бывают крепкими и долгосрочными, но почему-то я им не завидую.
Фото Alex Merhy
С возрастом я пошел дальше и постарался быть честным и с малознакомыми людьми. Есть большой шанс в лучшем случае сойти за идиота или провокатора, а в худшем и по фэйсу получить. В любом случае, жизнь стала поинтереснее и поярче, а ненужные люди как-то сами собой отсеялись. Ведь кому понравится, когда на вопрос, чего это я заскучал, следует ответ, что вообще-то я заскучал от получаса выслушивания невыносимо унылого говна, и если вы хотите меня окончательно добить, то давайте еще про ваш дурацкий футбол поговорим.
Но сомнения в правильности такого поведения остались, и я до сих пор не уверен, что делать даже в самых простых ситуациях. Например, приятель показывает на айфонe фото своей новой пассии. Возможные и, в принципе, приемлемые для меня, как для морального урода, честные варианты ответов следующие:
А) Ничего так… («ничего» в смысле «ничто»)
B) Круто! Давно не видел настолько бесвкусной девицы
C) Промолчать
Как тут быть? И я решил попробовать изучить теорию. Тут же нашел в сети соответствующий топик «Радикальная честность». Довольно интересная штука, хотя и придуманная психотерапевтом.
Brad Blenton
Ее автор доктор Брэд Блэнтон утверждает, что основа всех современных стрессов — это ложь, и если практиковать радикальную честность, то можно стать значительно счастливее. У меня нет цели стать значительно счастливее, но интервью с Блэнтоном в Esquire и FAQ у него на сайте я с интересом прочитал, что и вам рекомендую.
«За 25 лет работы психотерапевтом в Вашингтоне, — пишет Блэнтон на сайте radicalhonesty.com. — Я понял, что основная причина всех несчастий людей — это ложь. Я учу своих пациентов говорить правду даже тогда, когда это тяжело дается. Но зато потом они обнаруживают, что у них исчезают симптомы депрессии и тревожности, практикуя радикальную честность, они начинают чувствовать себя счастливее. У них улучшаются отношения в семье, они находят новую работу, которая им по душе. Что происходит? Когда они открываются и делятся с окружающими своими настоящими чувствами и мыслями, они освобождаются из тюрьмы собственного ума, который и является причиной всех стрессов».
Вот это уже ближе к моему пониманию. Выпившие люди, как правило, более коммуникативны и счастливы, а ведь недаром говорят — «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Ведь неспроста появилось приложение «Last Night Never Happened» («вчерашней ночи не было»), которое работает в Facebook и Twitter — с его помощью любители пьяных откровений могут подчистить нежелательные высказывания. Помню, много лет назад я сидел за одним столом с Борисом Гребенщиковым в “Маяке”. И после «привет» решил тут же сообщить ему, что его новый альбом — говно, и это уже совсем не рок-н-ролл. Вот, спрашивается, зачем было обижать человека? Однако БГ, как настоящий буддист, не особенно напрягся. Более того, разговор, который я начал столь шокирующим образом, неожиданно затянулся на всю ночь. Помните, у того же БГ: «О главном не пишут в газетах и о главном молчит телеграф». Так вот, мы говорили как раз на те самые темы, о которых телеграф молчит. И под утро мы оба, очевидно, чувствовали себя на порядок счастливее, чем были в начале ночи. Но имея в виду то количество водки, которое мы приняли на грудь в ту ночь, практика радикальной честности нанесла и некоторый урон нашему здоровью — не душевному, так физическому.
В этой связи на ум пришли строчки Майка Науменко: «Нам всем так важно быть лучше других, умнее, красивее и сильнее других / И, если хочешь, ты можешь быть лучше меня». Вот все-таки в чем штука. Пока ты не достиг этого уровня, когда легко разрешаешь другим быть лучше себя, то вся твоя так называемая «честность» будет не более, чем инфантильным и себялюбивым эпатажем.
Всего 45 комментариев Показать всеКомментировать 
Дорогой Саня, как же ты хорошо сказал " легко разрешать другим быть лучше себя", с удовольствием прочитала твой текст)))
Эту реплику поддерживают: Степан ПачиковКатерина Инноченте
Наташ, а как иначе жить? Помрешь от тоски. Я вот сейчас сижу и смотрю в окно. Пастух пригнал с горы штук 50 коз. Пара-тройка заберутся ко мне во двор. Он придет их выгонять и скажет немного виновато "Хэлло". И я ему скажу "Савади каб" И мы оба улыбнемся. О каком вранье тут может идти речь?! :)
Iryna Sukhanenko 11:39 Сегодня Ссылка
Foto Alex Merphy
Верю! И это не по Станиславскому, а по моему внутреннему убеждению( к сожалению иногда ну очень глубокому) Спасибо!
И Вам спасибо, Ирина! Думаю, что наш следующий шаг - избавляться от внутренних убеждений :)))
"В любом случае, жизнь стала поинтереснее и поярче" - Саша, мне кажется, в этом ключ. Просто есть разные способы. Кто-то на горных лыжах катается, кто-то в бизнесе рискует, кто-то медитирует, кто-то ЛСД кушает, кто-то использует психотерапевтические методики (свои или чужие). Понятно, что "депрессии проходят, состояние улучшается". Нормально совершенно. Главное тут, мне кажется, соблюсти баланс между своим естественным желанием "жить ярко" и чувствами других людей.
Взрослых, сильных людей (вроде Б.Г.) можно для Вашего удовольствия и потрепать Вашей же "правдой" (Вы же понимаете, что на самом деле не "его альбом - говно", а просто альбом Вам лично не понравился, а я, например, могла бы быть в восторге), но вот - дети и старики...  Ага?
Эту реплику поддерживают: Илья Катулин
Катерина, способов-то куча. А выход ОДИН :)
Foto D`or
У меня скверный характер. Я законченный и гипер-безответственный эгоист и всегда уверен, что я прав и все знаю, в том числе и наперед. Особенно про то, как вам жить. Злой циник и мизантроп на алкогольной почве. Готовый клиент более ортодоксальных коллег доктора Блэнтона. Берите меня таким, каким я есть, или не берите, а я пока в очередной раз постараюсь измениться. И, если вдруг, я стану хоть в чем-то лучше, то в очередной раз повышу внутренний уровень радикальности своей честности. Но пока, вместо нарезки правды-матки, стоит просто помолчать.
Катерина, а как Вам мой выход? Я мнений не волонтирую (стараюсь, по крайней мере, хотя и я тоже человек, и не все всегда получается), но когда спрашивают -- не вру. 
Катерина, мне кажется, что "открыто говорить свое мнение" (особенно когда спросили)  "никогда не врать" и "быть честным - перед собой и другими" - это три совершенно разных  модели поведения. Я даже как-то не очень и понимаю, как их можно спутать между собой (если только нарочно, для оживляжу :)) Второе - просто невозможно (и если человек продолжает настаивать, так он как раз-таки и врет :)) Первое - временами требует изрядного мужества и (отдельно) умения говорить откровенно, не оскорбляя при этом собеседника (даже если он сам спросил). Третье - от слова "честь". Никаких "взрывов мозга" и "яркой и интересной жизни" тут и близко не предполагается. Сильная позиция с очень высокой долей ответственности. Мало кому по плечу.
Где-то так, ИМХО... :)
Второе, конечно, невозможно. Мне кажется здесь с этим никто и не спорил. Да и со всем остальным тоже согласна полностью. Меня несколько поразили следствия, описанные Сашей -- те самые взрывы и яркость. Я не наблюдала никаких особенных взрывов, просто приходится дополнительно потеть, чтобы даже клиентам, от которых ты зависим материально, донести правду в максимальном виде, при этом их не обидев. Непросто, но возможно. Я поэтому никаких особенных взрывов не испытываю, зато испытывала удовлетворение. 
Илья Катулин 11:57 Сегодня Ссылка
Саша, уважаю и ценю ваш подход, тем более в таком непростом деле, как личностные качества. Честно заявляю об этом сразу, чтобы комментарий не превратился в осуждение или, не приведи Господь, наставление.
Мне кажется, что результативность (а честный ответ - это "прямая дорожка" без "увиливаний" в стороны, чистый результат) далеко не всегда приветствуется в жизни. Простой пример: представьте, если бы в спектаклях или фильмах (особенно в хороших) все герои были бы предельно честными и "работали на результат" - следить за ними было бы... скучно. Интересно наблюдать как человек проходит разные стадии сомнений, опасений, лжи (преднамеренной и непреднамеренной), само- обмана, и прочие "недостатки" личности. То же и в жизни, ведь как говорил классик, "Вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры... ...и каждый не одну играет роль".
Зачастую честный ответ может разрушить чью-то жизнь (как это и произошло в фильме кадр из которого иллюстрирует статью). Поэтому все же необходимо учитывать "контекст" (это и отличает человека от самого честного его изобретения - компьютера). В человеке слишком многое построено на наслаждении от процесса, нежели чем на результате как таковом.
Еще раз повторюсь, ваша позиция мне очень нравится, сам стараюсь быть честным (хотя бы с самим собой), потому, наверное, и оставил этот комментарий.  :)
Илья, спасибо. Вы глубоко это поняли. Я постараюсь уточнить мой пойнт, который несколько размазался в публикации. "Пока ты внутренне не дорос, до чего-либо, - твоя честность - это банальное хамство" Нафиг никому ненужное. Будь честным с собой и все дела :) До наступления этого момента, реально, лучше молчать.
Foto Maks
Саша, а как Вы определяете для себя то "что-либо", до которого Вы дорастаете, и тот момент, когда это происходит? Является ли "что-либо"  статической категорией, неким моментом истины, просветлением, после которого честность уже точно не хамство и быть им не может?
По-моему, что в эту реку нельзя войти дважды. То, что мне кажется правдой сегодня, завтра может превратиться в ложь и хамство. И не потому что ситуация изменилась. Я сам изменился, "дорос до чего-либо" нового. Мысль произнесенная уже есть ложь, как известно:)
Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте
Евгений, даже не знаю, как это у других происходит. Я ем чеснок и я знаю, что это чеснок. По-чесноку :)
Мы же меняемся, наш язык пипец-как несовершенен . Если бы я мог использовать в своем лексиконе фразу "Сегодня я сделал доброзло!" может я бы и смог Вам ответить.
У меня это происходит довольно просто: я стараюсь по-возможности сомневаться в том, что говорю. Жаль, молчать не всегда получается, хотелось бы больше. "Только в молчании слово" - тоже БГ:)
Эту реплику поддерживают: Степан ПачиковКатерина Инноченте
Молчание, друзья, это вообще отдельный разговор. Мы тут все-таки пытаемся обсуждать высказывание правды vs неправды. То есть по-любому высказывание. А молчание -- оно немного в другой категории. Хотя часто -- лучший выход, никто не спорит. 
Саша Копов 12:01 Сегодня Ссылка
Foto Darkman
Катерина, я, к сожалению, не смог найти такого баланса. Мне нравится именно взрывать мозг некоторым симпатичным  людям.
У меня скверный характер. Я законченный и гипер-безответственный эгоист и всегда уверен, что я прав и все знаю, в том числе и наперед. Особенно про то, как вам жить. Злой циник и мизантроп на алкогольной почве. Готовый клиент более ортодоксальных коллег доктора Блэнтона. Берите меня таким, каким я есть, или не берите, а я пока в очередной раз постараюсь измениться. И, если вдруг, я стану хоть в чем-то лучше, то в очередной раз повышу внутренний уровень радикальности своей честности. Но пока, вместо нарезки правды-матки, стоит просто помолчать. К тому же особых стрессов и депрессий у меня на этой почве нет.
Саша, "взрывать мозг" для Вас первично по отношению к "правде", не так ли? Никакой объективной правды (особенно в тех областях, из которых Вы привели примеры) просто не существует в принципе. И что же Вы в таком случае "режете в глаза"? Вы можете быть сколько угодно циником и мизантропом, но ведь не дурак же! :))
Есть такая вещь, как "не бояться высказать свое мнение" (об этом Млада ниже говорит) - так это же совершенно другая вещь!
Foto Volchitsa_a
И, кстати, (мое собственное наблюдение, на объективность не претендую) - именно "законченные циники и мизантропы" чаще всего бросают колбасу бродячему псу, переводят через дорогу заблудившуюся старушку, дают чирик трясущемуся от похмелья пьянчуге и покупают гамбургер замызганному беспризорнику у Макдональдса.
Немного бравируете, нет?
"Мама, ты уже час грузишь меня совершенно неинтересными мне проблемами здоровья - своего и твоих дряхлых подружек. Лучше бы ты помолчала..."
"Деточка, все твои рисунки точно такие же, как миллионы других рисунков таких же наивных деточек. Зря ты старалась их рисовать и мне их подарила. Я их нынче же выброшу в помойку".
Ага?
Эту реплику поддерживают: Степан ПачиковИра Макарова
Катерина, ну что я могу сказать? БРАВО! Готов подписаться под всеми Вашими словами. Я не знаю, зачем нужна честность. Просто расскажу реальную историю. У меня как-то ночевал Свин. Легендарная личность. Панк №1 всего Земного Шара. С утра он отправил свою басистку Мяфу и мою гламурно-буржуазную жену в магазин. "Жабы, за вином!"
Мы сидели с ним на кухне и говорить-то в общем было не о чем. О чем могут говорить два старых малознакомых панка? Но Свин оказался очень интеллигентным и скромным. (Нам уже с утра Мяфа сообщила: "Блин, Свин, редкостно скромный! Даже в раковину на кухне с утра вам не нассал!"
И он, после многих минут молчания, задал мне вполне вежливо-светский вопрос: "Сань, а чем ты занимаешься?" Я честно ответил: Занимаюсь контрабандой компьютеров из Синга, а потом ими здесь спекулирую. Бизнес."
Свин помолчал минуту и сказал: А-а... Ну и мудак.
Вы не поверите, но в этот же день я прекратил этим заниматься :)
Foto internetlive.ru
Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков
Отчего же, Саша, поверю! Я же про это и говорю: спарринг равных по "взрыванию мозга" может быть вполне конструктивным для обоих.
P.S. Зачем же в кухне? Для этого есть раковина в ванной! :)
Эту реплику поддерживают: Степан ПачиковМлада Стоянович

:) Уй-й, Катерина, как бы я хотел знать, что есть "КОНСТРУКТИВНО".

Ну это наверное, когда все идут вперед. Вот так, приблизительно :)) :
(это Горький, Клим Самгин и там на странице песня)
http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/zhizn-klima-samgina/zhizn-samgina-3-6.htm

Замечательная какая статья и интересное наблюдение. Но нужно обладать смелостью. Я себя часто ловлю на том, что хочу сказать то что думаю, но я  часто так и поступаю.С другой стороны, всегда ли нужно говорить эту правду людям, зная, что ты можешь их этой правдой оскорбить, унизить, и вовсе не потому, что они хуже тебя, просто они другие и нет в этом их вины. Поэтому разрешать другим быть лучше себя - странное какое-то высказывание.  Значит, Вы себя постоянно сравниваете с другими, развивая в себе комплексы, вместо того что бы радоваться их успехами, завидуете им, а потом  отпускаете с мыслью - Да, ладно, я сегодня добрый, пусть они будут лучше чем я? Зачем сравнивать, все мы люди, но все мы разные.
А вообще, можно просто избегать людей, которым необходим лгать. И общаться только с теми людьми, с которыми ты можешь быть искренним, не опасаясь за свою физиономию. С другой стороны, что Вы скажете о лжи и чувстве такта?

О лжи и чувстве такта никто лучше Шелдона из Теории Большого Взрыва не скажет))

Млада, я считаю, что не лгать - это довольно странная вещь. Для этого надо быть гипер-асоциальным. Если ты можешь себе это позволить, то флаг тебе в руки. Либо ты должен быть настоящим гуру. Но если ты по-настоящему мудр, то тебе-то и говорить не захочется :)
Короче, сложная штука - я в ней и сам не разобрался
Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков


Я опытным путем установил, что врать, в принципе, невыгодно - построив одно вранье, нужно подкреплять его опорами из мелкой лжи, и это очень утомительное занятие.
Но говорить правду - всем и всегда, уже пережив период юношеского максимализма, мне кажется не очень уместным. Если вам кажется, что альбом БГ - говно, то, что изменит в вашем знании тот факт, что вы сообщили об этом самому БГ? А ему, каким бы буддистом он ни выглядел, это неприятно (в пофигизм не верю, любой негатив - удар по самооценке). А если вы цените его, как музыканта, то не разумней ли просто никак не комментировать неудачную его работу (неудачи случаются у всякого - это раз, то, что кажется вам неудачным, может нравится другим людям - это два, а кто мы такие, чтобы претендовать на абсолют - это три). Если я не могу сказать людям приятную правду - то предпочитаю не говорить ничего. Хотя, конечно, темперамент подводит - могу ляпнуть, не подумав. Но при этом я осознаю, что это выходит за рамки того поведения, которое я взял себе за образец. "Не вру" для меня означает также "Без комментариев".
Кстати, не верю я и в пьяного, который якобы выговаривает некую трезвую правду. Алкоголь изменяет сознание, как и любой другой стимулятор - "правдой" пьяный треп является далеко не всегда. Предположу, что он вообще правдой не является.
Эту реплику поддерживают: Игорь ВечеребинКатерина Инноченте

Очень точное наблюдение, Константин. Это всего-лишь навсего нетрезвое состояние ума. Оно подразумевает искренность, в самом дурацком смысле этого слова. Я даже хотел напечать крупно слово "МОЛЧИ!" и повесить на стенку перед собой. Почему-то этого не сделал. Вообше никак не могу с гордыней справиться. Вроде как и вижу её со всех сторон - а не выходит :(
Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Саша, а это уже другой интересный вопрос: как сдерживать свой темперамент, не причиняя себе вреда. У меня рецепта нет))

Я бы сказал так: 
другой интересный вопрос: как сдерживать свой темперамент, ЧТОБЫ не причинять себе вреда. :)
Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин

Константин, согласна со всем, кроме пьяного трепа. Я немало в своей жизни бизнес-информации набрала, пока люди со мной пьяно и искренне трепались. 

Катерина, разумеется, алкоголь снимает какие-то блокировки, и то, что принято утаивать, выговаривается (также как и то, что хочется выговорить, но нужен повод) . Я однако имею ввиду "правду" из сферы чувств: нравится-не нравится, люблю-ненавижу.  Формат кухонной беседы, а не делового ужина.

Foto Alex Merphy
Ну это само собой! Выпил и -- люблю :))) 
Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин
"А если вы цените его, как музыканта, то не разумней ли просто никак не комментировать неудачную его работу"
Многие музыканты (художники, писатели) хотят слышать правдивые и негативные оценки их творчества, как бы это не было тяжело и неприятно. Другое дело, что очень тяжело заставить себя говорить человеку класса и уровня Кисина: "Женя, ты сегодня играл скучно". И самое трудное это решить - имеешь ли ты право высказывать свое мнение :) Думаю, что сам факт высказывания имеет для Жени значение. Цель это высказывания в том, что "меня не достигло" и пусть Женя сам после этого решает, хотел ли (хочет ли) он меня (таких как я) достигнуть или ему "по барабану"
PS: сейчас прийдет СашаС и все ... поставит на место :)

Степан, тут мы можем запросто завязнуть в частностях. Большинство творческих людей, с которым я общался, желают все-таки не критики, а восторгов (не исключаю, что я не прав, с музыкантами, например, я общаюсь только по работе). Если же речь о друзьях, то... но, тут начинаются частности еще более частные, потому что есть друзья и друзья. Если я считаю, что друг (чем бы он ни занимался) понимает, что я, критикуя, желаю ему добра, а не пытаюсь сплясать на его самолюбии джигу, то стараюсь свое мнение высказывать. Если же нет, то... отделываюсь шутками. Все определяется ситуацией, отношением к собеседнику - многим.
Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Степан, у Жванецкого есть такой диалог
- Я посмотрел твой концерт.
- Ну?
- Ты не обидишься?
- Нет.
- Честное слово?
 -Честное слово.
Foto stihi.ru
- Вот я все и сказал.

Это-то понятно! Но признайтесь, что сформулировать почему не понравилось много труднее, чем "почему понравилось". И музыканту интересны именно доводы, а не сам факт оценки. 
Попробуйте объяснить Петросяну или - хуже того! - Задорнову, почему мне их концерты и шутки кажутся убогими. Ну ладно, с шутками и с юмористами я еще справлюсь, так как считаю себя теоретиком юмора:), но объяснить Жене Кисину что мне не понравилось в его выступлении (Женя, это просто пример! Мне все понравилось!) мне не просто трудно, а - боюсь - невозможно. Ну не говорить же ему, что он играл эту вещь слишком хорошо :)

Iryna Sukhanenko 16:16 Сегодня Ссылка
Саша, по- моему мы несколько смешали понятия. Честный ответ на поставленный вопрос и честное мнение, о котором никто не спрашивает. В первом слкчае- это может быть очень неприятно и тяжело, но поднимает самооценку, а вот во втором- это может быть и хамством, и жлобством.
Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин

Блестяще.
Хотя, знаете, Саша, я заметила, что когда говоришь правду самому себе, то автоматически начинаешь щадить окружающих. Не тем, что начинаешь им врать, нет. Просто вместо слов меняются поступки.  Да, собственно, Вы об этом сами и написали:
"Сделал дорогому человеку очень больно». И в какой-то момент ты начинаешь спрашивать себя — а зачем ты это сделал? И корректируешь уже не формулировки, а поведение. Я вижу в этом какой-то внутренний прогресс.

К сожалению, Катя, поняв, далеко не все начинают корректировать поведение. Мне кажется в этом суть проблемы. Потому что понимают и признаются себе в том или ином многие, а вот меняются в связи с этим пониманием и признанием единицы.
Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Конечно. Перемены требуют работы над собой. Это вообще процесс долгий и трудный. И он никогда не кончается. А хамство -- это просто, да. 
Эту реплику поддерживают: Игорь ВечеребинИлья Катулин
Хорошая статья. (Честно! :)
Очень интересно было читать обсуждения.
Годах в 80-х ЛешаС учил нас понятию "интеллектуальной честности". Я это понял тогда как это способность не только говорить (в основном - себе) горькую правду, но и умение понимать когда ее говорить. То есть это не просто умение говорить правду, но способность напрячь свой интеллект для того, чтобы понять надо ли ее говорить и как правильно ее сказать. (Не уверен, что смог сформулировать, но - как смог)


Foto Volchitsa_a



Комментариев нет:

Отправить комментарий