
Основа благополучия – правильная семья
Американские, а вслед за ними и английские учёные высказали
предположение, что более счастливые подростки вырастают и становятся более
богатыми взрослыми. Исследователи не открыли чего-то нового: и до них многие
западные социологи указывали: чтобы стать успешным, надо родиться в успешной
семье.
Несколько дней назад журнал Time выпустил статью о том, что делает
человека успешным (в современным понимании – зарабатывающим приличные деньги).
Издание ссылается на несколько исследований американских и английских учёных.
Национальная Ассоциация учёных, занимающихся проблемами
подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers)
провела наблюдение за несколькими тысячами подростков. Юные люди, которые были
больше других довольны своей жизнью, к 29 годам, как правило, имели и больший
доход. Оценка уровня ощущения себя счастливым проводилась по 5-балльной
системе. Те, кто набрал максимальный «балл счастья», в 29 лет в среднем
зарабатывали на 8 тысяч долларов в год больше, чем те, кто оценил свой уровень
в 1 балл.
Исследование американцев развили английские учёные из
Университетского колледжа Лондона (University College London) и Уорикского
университета (University of Warwick).
Англичане опирались на большую выборку – наблюдение за 10 тысячами подростков в
рамках национальной программы «Add Health»
(«Здоровье подростков»). Оказалось, что те, кто в подростковом возрасте были
очень мрачными и угрюмыми, зарабатывают на 10% меньше своих сверстников.
Нового в обоих исследованиях не очень много – лишь чуть-чуть
количественных оценок. Скорее, новость об этих отчётах дала повод в очередной раз
задуматься, что делает человека успешным (богатым и знаменитым). Западный мир
копается в этой теме уже около 100 лет, как только в нём появилась идея
«общества равных возможностей». Результаты этих исследований не слишком
утешительны для представителей «простого народа» – в терминах нынешнего времени
нижнего и нижнего среднего классов – их шансы на попадание в истеблишмент
минимальны даже сегодня.
В 2002 году я написал в журнал «Paradox» статью на эту тему (кстати,
вечная память этому журналу, наилучшему, пожалуй, научно-популярному СМИ в
России за последние 15 лет). В ней я собрал несколько западных исследований о
связи успешности и гениальности с происхождением и даже генетикой. В немного
сокращённом варианте вот этот текст.

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ?
Долгое время считалось, что интеллекта и немного упорства
достаточно для успешного восхождения по служебной лестнице, будь то бизнес,
искусство или наука.
Французский психолог Бине в 1905 году создал первый тест,
определяющий уровень интеллекта (УИ). К настоящему времени подобных тестов
создано более полутора тысяч. И каждый из них претендует на эксклюзивность и
чистоту эксперимента. Хотя сам собой напрашивается вопрос: действительно ли так
точен результат тестирования, если каждый год приходится выдумывать все новые
способы определения УИ?
Ещё в 1921 году группа американских психологов под
руководством профессора Макмаона начала наблюдать за тысячью мужчин и женщин,
чей УИ в детстве превышал 140 баллов (так называемая «черта гениальности»).
Когда протестированным исполнилось 50 лет (это был 1956 год), подвели итог.
Около 700 человек с полным правом можно было отнести к «среднеуспешным»,
примерно 100 человек добились больших успехов, остальных 200 испытуемых можно
было с полным правом считать неудачниками. Равные по интеллекту, они не
добились равного в жизни. Почему?

«ПРАВИЛЬНАЯ» СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К КАРЬЕРЕ
Исследования Макмаона показали, что главным фактором,
способствующим продвижению по жизни, оказался не интеллект, а мотивация со
стороны родителей. 85 человек из 100, добившихся успеха (ставших руководителями
крупных предприятий, владельцами собственного крупного дела, видными учёными и
политиками), на первое место поставили влияние родителей. Еще 10
«счастливчиков» отметили покровительство со стороны ближайших родственников.
Сменивший Макмаона в этом исследовании психолог Бреннан пришел к выводу:
главное – правильное образование и соответствующая семья. Именно правильное
образование, а не просто хорошее. Важно предугадать спрос рынка на определенных
специалистов в ближайшем будущем. Так, в США в первой трети века такой
профессией был юрист, позднее – психолог, экономист, в наше время – специалист
по компьютерным технологиям. Другими словами, определенное время требует
соответствующих «героев».
«Правильная» семья, по словам Бреннана, – это хорошо
зарабатывающий отец, но не менее важна и престижность его профессии, что
предполагает наличие нужных связей. И ещё – наличие в семье не более двух
детей.
Опрос же «неудачников» показал, что главными препятствиями
на их пути к удачной карьере стали отсутствие помощи со стороны родителей или
каких-либо покровителей, необходимость зарабатывать деньги в раннем возрасте, а
также быстрые (до 23 лет) женитьба или замужество.
ЖИЗНЬ ПО «ЗАКОНУ ПЕТРУШКИ»
Ну а какое все же место занимает интеллект на пути к
карьере? Бреннан на основе длительных исследований на первые места поставил
«правильное» образование, личные отношения и связи. И только четверым фактором
– интеллект. Исследования, проведенные им в конце 70-х годов, показали, что
около 40% высокопоставленных управленцев в США и Великобритании (они руководили
фирмами, чей ежегодный оборот превышал 20 млн. долларов) обладали УИ ниже
среднего уровня. Своим студентам Бреннан говорил: «Я назвал это законом
«Петрушки», когда каждый служащий продвигается вверх до тех пор, пока не
исчерпает своих возможностей и не окажется на посту, где он безнадежно
компетентен». На смех студентов он добавлял, что им этот закон не покажется
смешным, когда они неизбежно будут иметь таких шефов.

К похожим выводам в 1988 году пришла группа французских
психологов во главе с профессором Бернаром. Они проанализировали
интеллектуальный уровень ста видных политиков и бизнесменов Франции. И пришли к
выводу, что шестидесяти двум из них, приди они устраиваться на работу
инкогнито, предложили бы в лучшем случае место мелкого клерка.
Многие психологи сходятся во мнении, что в 90-е годы
ситуация несколько изменилась. Ещё одним фактором, влияющим на продвижение по
служебной лестнице, стала социальная компетенция. То есть умение разбираться в
людях, работать с коллективом и коммуникабельность. «Знания и интеллект сегодня
позволяют сделать только первый шаг к успеху. Связи и личные знакомства
начинают продвигать индивидуума на иерархических ступеньках выше среднего, а между
этими двумя высотами (если только можно признать первые шаги высотой) лежит
именно наличие социальной компетентности». Это мнение известного немецкого
социопсихолога Шмидта, также проводившего исследования на тему интеллекта и
карьеры.
Еще в 1926 году канадский физиолог Ганс Селье заметил, что
люди, добившиеся высокого положения в обществе, чаще подвержены сердечным
заболеваниям и стрессам, чем их менее удачливые собратья. Поначалу это явление
списали на всем понятные причины: повышенную утомляемость удачливых
карьеристов, ненормированный рабочий день и прочее.

И только в 1985 году группа американских кардиологов под
управлением профессора Джона Рэя пришла к выводу, что предрасположенность к
коронарным заболеваниям и жизненный успех неким образом взаимосвязаны. Они
назвали таких людей «личностью типа А». Ими было замечено, что такие субъекты
уже с детства излишне амбициозны, агрессивны, беспокойны, чрезвычайно озабочены
временем и сроками исполнения определённых задач. Рэй установил, что «личность
типа А» имеет втрое больший риск пережить сердечный приступ, чем личности
других типов, менее агрессивные и одержимые успехом.
В настоящее время на основе работ этой группы кардиологов
медики приходят к выводу, что у удачливых карьеристов, нацеленных на жизненный
успех, гормональные изменения в организме носят иной характер, нежели у других
людей.
Так, в начале 90-х годов американский физиолог Элизабет Юинг
опубликовала интересные данные. В частности, в них говорилось, что примерно у
0,5% людей в организме существенно увеличено производство эпинефрина,
называемого также адреналином (у обычных людей этот гормон вырабатывается в
ответ на угрожающую ситуацию), а также кортизола, вещества, повышающего
кровяное давление и уровень сахара в крови.
Но самое интересное, что, по результатам наблюдений Юинг, в
эти полпроцента людей наиболее часто попадали бизнесмены, спортсмены и…
преступники-рецидивисты. Большинство их характеризовались Юинг как «личности
агрессивные, с притуплённым чувством опасности, но вместе с тем с очень
аналитическим складом ума».
До сих пор ученые не могут прийти к выводу, что заставляет
организм таких людей усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Некоторые
объясняют это дисфункцией надпочечников, другие – наследственностью, третьи –
наличием определенного гена.

ПРАВИЛЬНЫЕ ГЕНЫ
Связь генетики и гениальности заметили не только иностранные
социологи и психологи, но и их российские коллеги.
Так российские учёные из Института мозга РАМН и
Психологического института РАО провели следующий эксперимент. Они на протяжении
нескольких лет исследовали близнецов на втором полугодии их жизни и выяснили,
какой вклад вносят наследственность и факторы среды в формирование пяти
обобщённых черт темперамента: активности, агрессивности, раздражительности,
общительности и чувствительности к наказанию. В исследовании приняли участие
170 здоровых детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев (45 монозиготных и
40 дизиготных пар) из Москвы.
Напомним, что у монозиготных близнецов наследственный
аппарат абсолютно идентичен, а у дизиготных – несколько различается. Исходя из
этого, ученые могли предположить, что высокий коэффициент корреляции
(сходства), близкий к единице, в паре монозиготных близнецов свидетельствует о
генетическом происхождении признака (в нашем случае – какой-то черты
темперамента), а в паре дизиготных близнецов – о формировании того же признака
под влиянием среды. Для исследования использовали известный опросник «День
ребёнка», составленный Ж.Баллейгиером. Этот опросник позволяет оценить
особенности семейного окружения, поведения и темперамента младенца по 42
шкалам. Однако в этом исследовании ученые принимали во внимание только шкалы,
оценивающие характеристики темперамента. Опрашивали, разумеется, матерей
близнецов.

В результате обработки и анализа данных учёные выяснили, в
какой мере генетика и среда влияют на формирование пяти интегральных черт
темперамента: агрессивности, раздражительности, активности, чувствительности к
наказанию и общительности.
Оказалось, что первые три черты темперамента находятся под
жёстким генетическим контролем: агрессивность поведения младенца во втором
полугодии жизни на 94% определяется его генотипом, активность – на 89%,
раздражительность – на 85%.
Чувствительность к наказанию, зависимость от матери и страх
перед незнакомыми людьми почти в равной мере зависят от генотипических
особенностей (51%) и факторов среды (49%). То есть родительское воспитание и
влияние семейной среды могут изменить эти биологически обусловленные черты.
Наконец, общительность формируется в основном под влиянием среды, которую
создают родители (87%), и лишь в незначительной мере зависит от генотипа
младенца.
Получается, что акулы бизнеса (и других сфер деятельности
человечества) становятся таковыми не благодаря окружающей обстановке (старый
тезис о конкуренции с окружающими), им эти качества «передают» родители. А ведь
агрессивность и активность – это как раз те критерии, которые и позволяют
называть человека «акулой».
Комментариев нет:
Отправить комментарий