Система образования в ФРГ более двадцати лет находится в
процессе обновления. Каждая партия понимает его по-своему, каждая федеральная
земля защищает свои интересы. В результате всех усилий качество школьного образования
падает. Светлана
Погорельская, Бонн.
Заложница
федерализма
Система образования в ФРГ более двадцати лет находится в
процессе обновления. Каждая партия понимает его по-своему, каждая федеральная
земля защищает свои интересы. В результате всех усилий качество школьного образования
падает
«Астрид —
гимназистка, отличница. Но боюсь, в новой школе ей придется остаться на второй
год», — Стефан, отец семейства, грустно вздыхает. Преподаватель вуза — один из
многотысячной армии служащих, меняющих место жительства в связи со сменой
работы. На этот раз его путь лежит с севера на юг страны, из Бремена в Баварию.
«А младший, Бьорн... — продолжает переживать Стефан, — он получил рекомендацию
в гимназию, но здесь, в Бремене. Баварцы могут ее не признать. Ах, сколько
проблем со школой!»
Проблем в системе народного образования нынешней Германии
действительно хватает. И главная — федерализм. «Шестнадцать федеральных земель
— шестнадцать школьных систем» — этот популярный слоган отражает реальную
ситуацию, которую одни считают манифестацией культурного многообразия, другие —
политического эгоизма. В каждой федеральной земле свои министерства, порядки,
свои — подчас очень амбициозные — представления о «правильной школьной
политике», причем нередко кардинально меняющиеся вместе со сменой глав
земельных правительств. Школьные тесты показывают, что разрыв в уровне знаний
между учениками одного возраста в разных федеральных землях достигает года.
Именно на такой срок отстает среднестатистический школьник из северного Бремена
от своих ровесников в южной Баварии, если речь идет о математике или знании
родного языка. Переезд родителей из «худшей» по уровню школ федеральной земли в
«лучшую» может обернуться для детей вынужденным второгодничеством.
Федерализм немцы уважают. Различия федеральных земель
коренятся в истории страны. Католические области юга и запада Германии всегда
сдержанно относились к централистским амбициям протестантской Пруссии.
Федерализм считается столпом современной немецкой демократии, более того,
залогом как внешне-, так и внутриполитической стабильности Германии. Однако
когда речь заходит о школах, родители, особенно те, чья работа связана с
переездами, меняют мнение.
Школьный вопрос — больная тема, она затрагивает большинство
граждан. В современной Германии с ее стремительно уменьшающимся средним классом
и растущей пропастью между богатыми и бедными лишь незначительная часть
родителей может обеспечить своим детям обучение в частных школах. Большинство
детей учатся в государственных школах разного уровня. После окончания общей начальной
школы детей в возрасте десяти лет распределяют по успеваемости в самые простые
(основные) и реальные школы, а также в гимназии. Были школы, где дети учились
вместе, но в разных классах. Сейчас появились совместные школы. Там после
десятого класса наиболее успешные учатся еще два или три года, чтобы сдать на
абитуру – сертификат зрелости, дающий право на высшее образование. Реформа
школ, оптимизация учебного процесса — эта тема давно уже стала важнейшим
предметом политического противостояния. Не исключено, что она прозвучит и в
ходе предстоящей предвыборной борьбы за канцлерский пост.
Лидирует Бавария
В последние годы пришло осознание, что раздробленность
школьной системы вредит не только уровню образования, но в долгосрочной
перспективе и единству страны. Опубликованные в июле и в октябре этого года
результаты исследований показывают, что немецким школам так и не удалось
преодолеть проблемы, которым ужаснулась Германия в 2000 году, впервые приняв
участие в международном тесте школ PISA: по его результатам страна оказалась на 21-м месте. Разрыв
между югом и севером по-прежнему велик, успеваемость детей из обеспеченных
семей по-прежнему лучше, чем их необеспеченных ровесников, и посещают они
лучшие по качеству школы.
В 2000 году, после шока от результатов PISA, немецкие политики в голос
заговорили о кардинальной школьной реформе, о восстановлении равенства шансов
для детей из всех социальных слоев. В стране начали публиковать ежегодные
«Сообщения о ситуации в образовании».
В 2004 году министры федеральных земель, отвечающие за
вопросы образования, науки и культуры, впервые приняли общие по стране
образовательные стандарты для начальной школы, следом стандарты для средней
школы, а в конце октября нынешнего года наконец и стандарты для учеников,
сдающих на абитуру. Они определяют, какими знаниями должны располагать
школьники по обязательным математике, физике, химии, биологии и иностранному
языку. Остальные предметы по-прежнему остаются в компетенции федеральных
земель, а иной раз и отдельных школ.
Принятие стандартов для получения абитуры открыло путь к
унификации выпускных экзаменов в масштабах страны. Правда, это не означает, что
экзамены во всех школах будут проводиться в одно время — федеральные земли пока
не приемлют такой атаки центра на свои права и предпочитают сами определять
сроки. Тем не менее это прогресс по сравнению с временами, когда каждая
гимназия могла разрабатывать собственные экзаменационные задания для
выпускников. С 2017 года к выпускникам всей страны будут предъявляться
идентичные требования. Выравнивание абитур важно потому, что в ряде
специальностей высшего образования, в частности в медицине, распределение
учебных мест между соискателями проходит не на основании вступительных
экзаменов (их в немецких вузах вообще нет), а централизованно на основании
результатов абитуры. Комиссиям, распределяющим учебные места, приходилось
нелегко: официально абитуры считались равными, на деле же абитура классической
гимназии в Мюнхене по качеству далеко опережала абитуру, сданную в общей школе
в проблематичном районе Гамбурга или Бремена. Поэтому при сравнении абитур в
масштабе страны при равных предпосылках баварские выпускники получали на балл
больше бременских. Равнозначные задания должны устранить эту практику, причем
консерваторы ХДС/ХСС, опасаясь, что такие стандарты понизят уровень южных
земель, устами своего спикера по вопросам образования Альберта Руппрехта уже
потребовали, чтобы «стандартом при разработке таких заданий служила Бавария, а
не Бремен».
Мигранты тянут вниз
Есть и другие особенности, мешающие улучшению ситуации в
школах. Они напрямую связаны с политической культурой современной Германии.
Иной раз педагоги просто боятся назвать очевидные проблемы: а вдруг их
неправильно поймут?
Как, например, сказать, что самыми плохими по результатам
оказываются школы, где преобладают дети из семей турецких, африканских и
ближневосточных иммигрантов? Данные исследований налицо, но тот, кто проведет
причинно-следственную взаимосвязь между уровнем школы и количеством детей
мигрантов, рискует быть публично обвиненным в расизме. Именно это случилось в
октябре нынешнего года с социологами, прокомментировавшими результаты первого
всегерманского теста начальных школ.
Берлинский Институт обеспечения качества образования,
проводящий по поручению правительства проверки и сравнительный анализ школ
страны, установил, что десятилетние дети по большей части не справляются с
целями, поставленными образовательными стандартами для их возрастной группы.
Самыми лучшими оказались начальные школы в деревнях консервативной Баварии,
самыми плохими — школы мультикультурных, переполненных иммигрантами
городов-земель: в Бремене и Берлине каждый четвертый, а в Гамбурге каждый пятый
школьник не справился с тестами по математике, письму и чтению. Даже хорошо
успевающий ученик начальной школы Берлина по математике и чтению по-прежнему
отстает от своего ровесника из Баварии как минимум на год.
Поскольку авторы теста, констатировав факты, сознательно не
стали их комментировать, социологи-профессионалы из Карлсруэ провели свое
исследование и напрямую связали слабость городов-земель с проживанием в них
большого количества иностранцев из Африки, Турции, стран Среднего и Ближнего
Востока (в Баварии — 5%, в Бремене — 12%). Именно среди детей иммигрантов
особенно много неуспевающих. Социологи рекомендовали педагогам обдумать этот
факт и разработать меры, которые уже в дошкольном возрасте устранят культурный
дефицит детей, живущих в семьях без немецкого языка, и уравняют их с немецкими
ровесниками.
Однако авторы теста реагировали на это предложение бурно,
забросав социологов политическими обвинениями и поставив их на одну доску с
небезызвестным Тило Саррацином, утверждавшим в свое время, что определенные
категории иностранных сограждан генетически глупее немцев. В ходе разгоревшихся
в прессе дебатов немало педагогов поддержали социологов, требуя ввести
обязательное посещение детских садов для детей иммигрантов.
За и против инклюзии
Неоднозначны и оценки так называемого интегративного
обучения, или инклюзии (так называют его в Германии после принятия в 2006 году
конвенции ООН о правах инвалидов). Интегративное обучение предполагает
включение детей с физическими или умственными проблемами в учебный процесс
обычных школ. Политики однозначно приветствуют это решение, однако среди
педагогов, а в особенности среди родителей, мнения разные. Снова и снова в СМИ
появляются возражения педагогов-дефектологов, буквально умоляющих не
злоупотреблять модной концепцией: она вовсе не экономит средства, а напротив,
обойдется государству даже дороже, чем содержание спецшкол в прежних масштабах.
«В классе двадцать пять учеников, из них пять “особенных” —
ребенок-даун, ребенок с нарушениями слуха, слепой ребенок, аутист и, наконец,
гиперактивный ребенок без знания немецкого языка. Два часа в неделю с каждым из
них занимается коррекционный педагог, в остальное время учитель должен занять
их, чтобы они не мешали учиться остальным детям», — возмущается опытный
педагог-дефектолог на страницах авторитетной газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Истинная инклюзия несовместима с экономией средств. Ведь для
ее успеха обычным учителям нужно пройти курсы повышения квалификации,
приобрести знания в коррекционной педагогике. Каждому из «особенных» детей
необходима поддержка, ориентированная на его индивидуальные способности. Далеко
не все родители «особенных» детей приветствуют их перевод в обычные школы — не
каждая школа может обеспечить им требуемый уровень, не везде есть необходимое
оборудование, да и отношение обычных детей к «особенным» одноклассникам не
всегда доброе.
У родителей же обычных детей инклюзия встречает наибольшее
понимание в начальной школе, в гимназии к ней относятся скорее скептически.
Многие консервативные родители на юге Германии, не задумывающиеся о
морально-социальном значении новых концепций и озабоченные будущим собственных
детей, выступают против инклюзии на уровне гимназий, считая, что это нивелирует
гимназический уровень и потянет их детей вниз. Ведь большинство школ,
работающих по инклюзионной модели, находится именно в тех городах, где обычные
школьники, согласно тестам, показывают самый низкий уровень знаний по стране. В
Бремене, например, только 0,1% четвероклассников направляются в спецшколы для
детей с психофизическими недостатками, остальные обучаются в обычных школах. С
другой стороны, тесты подтверждают, что среднестатистические школьники в этих
городах, уступая своим баварским ровесникам по уровню знаний, значительно
опережают их по уровню так называемых социальных компетенций. А в ряде
профессий, например в педагогике, абитуриенту необходимо обладать именно этими
компетенциями.
Статус в наследство
За прошедшие двадцать лет в школы Германии пришло
имущественное расслоение, которого не было ни в ГДР, ни в старой ФРГ. Западная
Германия, в былые времена называвшая себя гомогенным государством среднего
класса и гордившаяся работающими социальными лестницами, открывавшими путь в
университеты детям неимущих, воссоединившись с ГДР, стала одной из стран, где
успеваемость в школе напрямую связана с социальным происхождением. Преодолеть
эту беду, как показало всегерманское «Сообщение об образовании — 2012», не
удалось до сих пор — социальные статусы становятся наследственными. Из 100
детей интеллигенции высшее образование выбирают 77, из тех же детей, чьи
родители закончили лишь основную школу, в вузы идут 13, а 20% детей вообще не
имеют ни малейшего шанса поступить в университет.
Что принесет немецкой школе ее перманентная реформа?
Солидные родители настроены скорее скептически. «Новое — не обязательно
хорошее», — говорят они, указывая, что высшие по стране результаты, которые из
года в год демонстрируют баварские школьники, связаны, возможно, не с
особенностями школьной политики, а с ее постоянством — у власти в Баварии
бессменно находится консервативная ХСС. Баден-Вюртемберг, вторая южная
федеральная земля, из года в год показывавшая высокие результаты, традиционно
управлялась консервативной ХДС. Лишь на последних выборах к власти пришло
«красно-зеленое» правительство, тут же начавшее реформу школьной системы.
Земля, располагавшая самой лучшей в стране сетью коррекционных школ для
«особенных» детей, сокращает эти школы в интересах инклюзии. Гимназии теряют
право исключать неуспевающих учеников. Учителя гимназий, самый
привилегированный класс учительства, протестуют против сокращения рабочих мест
и перевода их в обычные школы. Насколько оправдает себя проводимая
«красно-зеленым» правительством этой федеральной земли перестройка школы,
покажут будущие тесты. Родителям пока что остается лишь вздыхать: школа в
очередной раз стала разменной монетой политиков.
«Школа должна гарантировать стабильный уровень знаний!» —
жалуется боннский коллега. Обе его дочери получили рекомендации в гимназию,
однако найти подходящую нелегко. В условиях ухудшившейся демографической
ситуации школы буквально соперничают за детей, завлекая их «спортивными
командами», «школьным хором», «вкусными обедами» и «социальной практикой», но
далеко не всех это радует. «Как родитель я хочу знать, — продолжает мой
знакомый, — как выглядит учебный процесс, какова успеваемость учеников, каковы
результаты школьных тестов. А что я вижу вместо этого на их сайте? Гуманитарные
школьные проекты в Гватемале, помощь детям третьего мира и сколько в школе
инклюзионных классов! Это все хорошо и правильно, но разве это главное?»
Светлана
Погорельская
Бонн
Фото: ЕРА,Andrey Bryukhanov, Tanya Vinitsky,
Комментариев нет:
Отправить комментарий