Доказать утверждения мистиков невозможно, поэтому они говорят, что последователь должен себя каким-то образом изменить, чтобы понять то, что скрыто от обычных людей. Некоторые люди берутся себя изменять в надежде, что когда-нибудь им откроется истина…
Зачем человеку мистицизм?
Зачем людям вера в бога, в одухотворённость природы, в тонкие тела, в способности, выходящие за пределы чувственных и рациональных возможностей? Способна ли мистика дать человеку то, что он в ней ищет, чем она вредна? Об этом я буду рассуждать в статье.
Сначала о том, что такое мистицизм. В широком смысле это истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. Мистицизм лежит в основе религии, но многие авторские воззрения философов тоже являются мистическими по своей сути, хотя назвать их религией сложно (идеалистическая концепция Платона, например). Доказать утверждения мистиков невозможно, поэтому они говорят, что последователь должен себя каким-то образом изменить, чтобы понять то, что скрыто от обычных людей. Некоторые люди берутся себя изменять в надежде, что когда-нибудь им откроется истина. Мы обсудим увлечение всякими таинственными, скрытыми штуками, недоступными для простых людей, вроде меня. В этом смысле я противопоставляю мистицизм научному познанию, результаты которого могут быть проверены, и которые можно опровергнуть.
Причины увлечения мистицизмом
При ответе на вопрос, зачем люди интересуются скрытыми вещами, напрашивается ответ, что они не могут удовлетворить свои потребности с помощью «открытого» знания, добываемого наукой, регистрируемого органами чувств или логически выводимого из опыта.
Защита от страданий
Избавление от неприятных переживаний (страха, прежде всего страха смерти, обиды, зависти, чувства неполноценности, фрустрации и т.д.). Здесь я касаюсь только психологических страданий, не упоминая о физических. Хотя то, что я скажу, можно с некоторой поправкой распространить и на физические страдания (болезни).
Человек ищет покоя и восстановления гармонии. Мистицизм привлекает человека тем, что обещает открыть ему нечто настолько значимое, по сравнению с чем все его проблемы – даже смерть – покажутся ему ничтожными и перестанут его беспокоить. Более того, может происходить своеобразный уход из реальности: как люди уходят в компьютерные игры, так кто-то (не говорю, что все мистики или даже большинство) могут уходить в воображаемый мир, наполненный чудесами, божественной благодатью, мир правильный, справедливый и т.д. Они построили нереалистичные ожидания об этом мире, он никак не хочет соответствовать их представлениям о добре и справедливости, поэтому они компенсируют этот недостаток в воображении. Мистицизм еще тем привлекателен для таких людей, что, в отличие от науки, предлагает окончательное решение их проблем.
Некоторые мистические идеи служат рационализацией различий стартовых возможностей людей. Например, учение о перевоплощении душ согласно религиозной заслуге при прошлой жизни оправдывает рождение человека в богатой или бедной семье, здоровым или больным, принадлежащим той или иной касте. Тут можно по-разному рассуждать, почему такие верования закрепились. Можно считать, что это правящие группы придумали такую веру, чтобы оправдать своё привилегированное положение. А можно считать, что это мистическое учение придумали сами лишённые чего-то ради утешения. А, может, и то и это. Короче, всем выгодно, все остались довольны.
Я здесь не хочу рассуждать о религии как о социальном явлении. Я только пытаюсь обобщить индивидуальные мотивы людей, увлекающихся мистицизмом.
Ошибки познания
Мы слышим слова, например, любовь, добро, зло, справедливость, благо и т.д. Все эти понятия описывают свойства какого-то поведения. Но мы можем решить, что это все какие-то сущности, вещи, отрицая их процессуальный характер. Не находя воплощения этих вещей в реальном мире, мы начинаем считать, что они находятся в мире идеальном, представляют собой «идеи вещей» как думал Платон.
Человек видит вокруг себя разрозненные вещи. Но в то же время, эти вещи неукоснительно подчиняются физическим законам. Вещи, внешне кажущиеся разными, обнаруживают общую природу (пар, вода, лёд, снег). Это подталкивает к тому, чтобы искать такие закономерности и в масштабах Вселенной. При строгости и логической аккуратности процедур такого познания образуются лучшие научные достижения. При недостаточности исходных данных и логических ошибках появляются мистические учения о первопричине движения и первовеществе (такие теории были модными в Древней Греции).
Управление
Люди хотят, чтобы моральные принципы, которые они разделяют, были разделяемы и всеми остальными людьми. Как этого добиться? Если эти принципы рациональны, то общество будет их разделять естественно, на основе соглашения. Мы согласны, что воровать нехорошо, поэтому не занимаемся этим массово. Но есть спорные моральные нормы. Например, что муж должен содержать жену, что можно любить только одного человека и т.д. Когда человек разделяет эти культурные стереотипы, чувствуя, что они плохо объяснимы рационально, появляется желание объяснить их иррационально, мистически, освятить эти нормы божественным авторитетом или просто заявить, что «такова природа человека и общества». Если и окружающие будут мистически толковать эти спорные моральные нормы, управление ими будет более эффективным.
Я лучше, чем ты
В основе увлечения мистическими учениями может стоять желание получить удовольствие от чувства гордости за свой богатый духовный мир, истинные убеждения и т.д. Мне доводилось встречать людей, у которых влечение к такому удовольствию зашкаливает. Это выглядит так: ты спрашиваешь у него о каких-то бытовых вопросах, а он отвечает что-то типа: «Ну, я всё больше увлекаюсь духовной жизнью, на то, о чём ты спрашиваешь, обращаю мало внимания». В той или иной степени чувство гордости свойственно для всех людей: всегда приятно сравнить себя с кем-то по важному признаку и обнаружить, что у тебя этого больше. Но никто не установил, чем гордиться можно, а чем нельзя, поэтому люди в поиске такого важного и выигрышного критерия заходят в мистицизм, который позволяет гордиться духовностью неограниченно: никто же не сможет опровергнуть, что кто-то не такой духовный, близкий к Абсолюту, как он сам решил.
Для того, чтобы испытать гордость, нужно рассказывать о своих взглядах непосвящённым, потому что только в контрасте с непосвящённым познаётся вся прелесть выигрышного сравнения. Но окружающие не хотят быть инструментами для решения этих проблем, и они будут избегать таких отношений.
Для того, чтобы испытать гордость, нужно рассказывать о своих взглядах непосвящённым, потому что только в контрасте с непосвящённым познаётся вся прелесть выигрышного сравнения. Но окружающие не хотят быть инструментами для решения этих проблем, и они будут избегать таких отношений.
Польза или вред?
Даёт ли мистицизм в любых своих проявлениях защиту против страданий? Частично даёт. От страданий можно избавиться по-разному. Мистицизм использует метод отвлечения от проблемы. Человек отвлекает внимание в медитации или молитве, религиозном обряде и, таким образом, вытесняет из объёма внимания неприятные переживания. Это даёт временный эффект. В лучшем случае мистические традиции используют психотерапевтические методы – исповедь. Воспроизведение неприятного события на фоне спокойствия даёт исцеляющий эффект. Но причина проблемы остаётся при этом непонятой, и похожие проблемы могут повториться в будущем. Мы не познаём себя в исповеди и не учимся с помощью исповеди на своих ошибках. Это в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе мистицизм, я думаю, способен дать человеку относительное спокойствие. Больше всего это касается страха смерти: чаще всего мистические учения оправдывают смерть, делают её не такой уж и страшной. Подавляющее большинство мистиков практикуют различные психофизические упражнения. Кто-то может в этом преуспеть и действительно получает некоторое спокойствие, решение своих проблем путём тренировки, например, устойчивости внимания. Всё это достигается, как правило, насилием над собой. Человек заставляет себя, например, долго сидеть в одной позе, сосредоточиваясь на каком-то предмете, хотя это ему и не нравится. Дело вкуса. Я, например, против насилия над собой, поэтому выбрал в качестве основы для самосовершенствования и решения своих проблем саногенное мышление.
Вадим
http://livelogos.net/poznanie/zachem-cheloveku-mistitsizm/#more-182
Фото: Олег Данкир, Vasily Lazerko, Слава Волков, Шоколапка Шоколапка, Vadim Sirotenko,
Комментариев нет:
Отправить комментарий