Отныне противостояние человека и машины лишено смысла. Шахматным программам смогут противостоять только равноценные искусственные решения. Автомобиль быстрее, домкрат сильнее, компьютер умнее человека... Что дальше!?
Шахматы на компьютере: какие программы разгромили человека
Еще совсем недавно – 10-15 лет назад – некоторые продвинутые программы только начинали выигрывать матчи против лучших шахматистов
Сейчас появляются монстры, которые уходят далеко вперед. Им смогут противостоять только равноценные искусственные решения. Для того, чтобы с такими монстрами смог сразиться человек, нужно будет выпускать специальные облегченные версии.
«Комментарии» подготовили ТОП-5 лучших шахматных программ, доступных украинским любителям.
Deep Blue
Разработчиком программы является корпорация IBM. В основе Deep Blue II находится ее сервер RS/6000, у которого есть 32 процессора. К каждому из этих процессоров подключено еще по 8 специализированных шахматных процессоров. Таким образом, всего функционируют 256 шахматных процессоров.
Программа Deep Blue известна двумя шахматными поединками машины и человека: матчем Deep Blue против Гарри Каспарова (Филадельфия, февраль 1996), который завершился со счетом 2:4 и еще одним матчем с теми же участниками, который состоялся в Нью-Йорке в 1997 году. В нем результат был противоположенным: машина одержала победу над лучшим шахматистом со счетом 3:2.
После разгрома Каспарова шахматные матчи человека и машины потеряли популярность, так как в них уже не было никакого смысла.
Программа базируется на алгоритме решения задачи, правильность которого для всех возможных случаев не доказана. Но известно, что он дает достаточно хорошее решение в большинстве случаев. В реальности же доказано, что этот алгоритм формально неверен (дает неверный результат только в отдельных, довольно редких случаях). Проще говоря - это не полностью математически обоснованный, но при этом на практике охотно используемый алгоритм.
Основные особенности программы следующие:
- не гарантирует получение лучшего решения;
- не гарантирует получения решения, даже если оно явно существует (возможен «пропуск цели»);
- может дать неверное решение в некоторых случаях.
Deep Junior
Deep Junior - эта шахматная программа, созданная программистами Израиля Амиром Баном и Шайем Бушинский. Гроссмейстер Борис Альтерман помогал в ее выпуске, особенно в работе над дебютной книгой. Версия под названием Deep Junior разработана для многопроцессорной компьютерной обработки.
Одним из новшеств Junior в сравнении с другими шахматными программами является способ расчета ходов. Junior считает ортодоксальные, обычные ходы в два хода, в то время как неординарные и «интересные» ходы считает в один ход или даже меньше. Таким образом, нестандартные варианты анализируются четче, чем менее многообещающие линии.
Еще один подход, заложенный в программу ее проектировщиками, - использование поведения противника: Junior способен делать ходы, которые не являются объективно сильнейшими, но дальнейшая игра приводила бы к слабостям у противника.
Junior выиграл Чемпионаты мира по шахматам среди микрокомпьютерных программ (WMCCC) в 1997 и 2001 годах, и Чемпионаты мира по шахматам среди компьютерных программ (WCCC) в 2002, 2004 и 2006 годах, организованные Международной ассоциацией компьютерных игр.
В 2003 году Deep Junior участвовал в матче из 6 партий против Гарри Каспарова, закончив его с ничейным результатом 3-3. В декабре 2006 года он выиграл матч у Теймура Раджабова. В июне 2007 года Deep Junior выиграл «бесконечный компьютерный шахматный вызов», организованный ФИДЕ, победив в матче Deep Fritz со счетом 4-2.
Deep Fritz
Fritz - немецкая шахматная программа, разработанная Францем Моршах и Матиасом Файст и изданная ChessBase. Моршах и Эд Шредер создали шахматную программу в начале 1980-х. Самая успешная версия этой программы под названием Fritz 11 была выпущена в ноябре 2007 года. Версия шла с лучшими рекомендациями международного мастера Джошуа Вайцкина.
Основным отличием Fritz 11 является то, что он заставляет думать способами, которыми игроки никогда не пользовались раньше. Компьютерная начинка программы с каждым ходом констатирует снижение шансов человека на благоприятный исход в матче.
Разработчики уже обещали запустить специальную облегченную версию программы, когда при первой победе машины над человеком, компьютер намеренно начинает спешить и просчитывать не по 3 триллиарда ходов в секунду, а всего по 2,8.
В 1995 году Fritz 3 выиграл Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ в Гонконге, неожиданно победив известную версию прототипа компьютера Deep Blue. В 2002 году Deep Fritz сыграл вничью 4-4 в матче в Бахрейне против чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника. В ноябре 2003 года, Fritz X3D, версия Deep Fritz с трехмерным интерфейсом, сыграла вничью в четырех партиях против Гарри Каспарова.
Rybka
Rybka - компьютерная шахматная программа, разработанная мастером международного класса по шахматам Васиком Райлихом. С мая 2008 года по декабрь 2010 года Rybka была сильнейшей шахматной программой во всех известных рейтинг-листах
Программа поддерживает однопроцессорный и многопроцессорный (SMP) режим. Всего используется до 2048 ядер. Существуют как 32-битные, так и 64-битные версии.
Rybka - программа с закрытым исходным кодом, однако некоторые детали известны: Она хорошо использует просчет агрессивных ходов при оценке позиций. Более неторопливые неострые ходы программа как бы не замечает. Детали функции оценки неизвестны.
Хотя есть информация, что, начиная с версии 2.3.1, в программе использованы идеи гроссмейстера Ларри Кауфмана, большая часть которых была предложена в его публикациях о материальных дисбалансах 1990-х годов.
Houdini
Houdini - шахматная программа для Windows, разработанная Робером Ударом из Бельгии. В феврале 2011 года Houdini 1.5a выиграла матч из сорока партий у программы Rybka со счетом 23 - 16. Таким образом, Houdini стала сильнейшей шахматной программой мира на начало 2011 года. Версия программы 1.5А бесплатная для некоммерческого использования, последняя версия 2.0 доступна за небольшую плату.
Есть 32-битная и 64-битная версии программы. В отличие от других доступных программ Houdini оценивает любую позицию гораздо более точно. Шахматисты-любители очень любят эту программу также за то, что она позволяет им настраивать ее под себя. В меню можно разные выбирать варианты из большого количества дебютных баз (возможности начала игры). Таким образом, эта программа является не только самой сильной, но и более ориентированной на пользователя, чем ее аналоги.
Александр Абрамук
Комментариев нет:
Отправить комментарий