Новости недели

четверг, 29 декабря 2011 г.

Рим: несколько часов назад...

Совсем свежие впечатления о столице Италии написанные совершенно независимым наблюдателем. Субъективные заметки, при этом, лишены любой маркетинговой заангажированности и полны настоящих эмоций человека, впервые побывавшего в Риме...



Рим никогда не входил в перечень тех городов, которые я мечтала посетить… Такова моя система координат… Но мне все же довелось не только его посетить, но и, как я говорю, «поставить галочки» напротив всех римских достопримечательностей. Не стану их  описывать. Это мои наблюдения за вечным городом. Наблюдения случайно заблудившегося путника, не более…



РИМСКИЕ ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ-2011

Римские мифы

Для знатоков истории, Рим конечно же представляет ценность как столица Римской империи, первой империи такого масштаба и размаха, на которую со временем будут равняться многие страны… Когда же ты не фанат истории, тем более столь древней. Когда ты не увлекался никогда ни патрициями, ни императорами, ни рабами с гладиаторами, то даже Колизей не завораживает, разве что тем, что ты в состоянии оценить каким же колоссальным трудом это строение создано – как инженерно-конструкторским, так и простыми рабочими руками, бесконечным множеством рук … может потому он и стоит до сих пор?! 

«Хлеба и зрелищ!» - именно римский девиз, по которому этот город стремится следовать по сей день. Распахнув двери для зрителей всего, что представляет хоть какую-то ценность, подсвечивая в ночи и поддерживая в должном порядке строения, как бы дорого это ни было… 

Но тут возникает вопрос – многослойность истории города – греки, этруски, римляне, Римская империя, центр христианства и дальше по истории. Как они со-существуют друг с другом? Как вытесняют один другого?! (в том числе и при «помощи» мифа о непорочном зачатии). Мне, например, очень запали в сердце этруски… Но им выделено пару залов Ватикана и особняк недалеко от Виллы Боргезе… Неужели это все?! А почему бы и нет?! Ведь этрусскую часть истории Рима тщательно стирали с лица истории… оставили быть может потому, что не оставить не могли, да и просто – уж очень красиво… 


Этруски 

Недалеко от Виллы Боргезе меня покорили сокровища этрусков, причем одно из первых впечатлений – неужели это музей Трипольской культуры?! Но это было первое впечатление… хотя в керамике и устройстве жилища явно просматривалась схожесть! Этот музей очень гордится наличием семейного погребального саркофага (в музее снимать было запрещено, но изображение распространенное!)… Странный предмет, если бы не был столь красивым!!! 

Только по возвращении домой я вычитала, что «равенство супругов составляло одну из особенностей этрусского общества по сравнению с остальным древним миром. Открытое проявление супружеских чувств шокировало греческих и римских писателей, немало распространявшихся на темы морали и нравственности этрусков. Любовные пары, запечатленные с большим искусством, украшают множественные саркофаги и урны. Этрусские художники были открыты веяниями из-за моря. Например, эти 2 саркофага обогащены эмоциональными оттенками, создавая произведения более камерными и интимными. 

Супружеская чета принимает гостей, удобно устроившись на одном пиршественном ложе. Даже ступни ног передают их состояние… 

Саркофаг 4 в до н.э. со скульптурного изображения мужа Ларта Тетниса и жены его Танквиль Тарнай в их вечном объятии на супружеском ложе. Тела их едва прикрыты простыней, а взгляды слились и за порогом забвения...» ( обе фотки сделаны плохо + из-за стекла, поэтому не передают всю прелесть этого творения…) 

Кроме того, у этрусков существовал обычай человеческих жертвоприношений в честь умерших. Известно, например, что в 356 г до н э этруски умертвили триста семь захваченных в плен римских солдат... 

Как бы то ни было, но этрусский обычай человеческих жертвоприношений повлиял и на римскую практику - вспомним бои гладиаторов... (Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации") 

И, конечно же, не может не восхищать продуманность до мелочей посуды и утвари, но главное – ювелирных изделий!!! Я только диву давалась – как же можно было создать столь тонкие и сложные творения, которые нужно рассматривать только в лупу!!! Причем, как опять же узнала позже, секрет обработки золота этрусков был утерян… ((( 


Для искусствоведов 

Нельзя понять ни Рафаеля, ни Микеланджело, не увидев их творения вживую! Как же часто мне приходилось слышать эту фразу… Увидела. Но параллельно увидела также и творения множества других современников этих двух творцов и почему на устах остались одни, а другие забыты?! Почему полным открытием стал Бернини? Причем для всех трех вроде как и образованных дам, посетивших Рим… А ведь как хорош! До встречи с ним на вилле Боргезе скульптура и особенно множественность бюстов греческого и пост-греческого периода слились в единую скульптуру или бюст… а тут – такое Открытие!!! Оказывается скульптура может говорить… вещать целые истории… а вот ведь незадача – будучи собственностью частной коллекции, не столь продвигаемые, как известные с детства скульптуры Микеланджело, - они так и остались доступны лишь узкому кругу Посвященных… А ведь никому другому, как Бернини, не удалось в скульптуре передать ни импульс к движению, порыв, накал страстей и чувств в мимике, выражении лиц, в мраморной слезе или же следам на коже, прогибающейся от нажима пальцев… Его скульптурная стремительность, натуральность (не отличишь от реальности, разве что цвет выдает…)))), живость камня и динамичность образов скульптур Бернини завораживали… 

Но вернемся снова к известным… Почему они? Ведь выбор на них пал по какой-то случайности зачастую? Ведь им не уступают множество из современников, это был целый плавильный котел талантов, как признают многие искусствоведы, да и видно не вооруженным глазом! Период создания Сикстинской капеллы – период взлета творчества многих именно потому, что все влияли на всех! И как вычленить лучшего?! Лучшего не на чей-то частный вкус, а потому что он смог пойти дальше современников? В чем именно? И как ему это удалось? И почему именно он? 

Я после 247 Мадонны с Младенцем стала теряться… особенно, когда они выставлены в одном, втором, … 15-том зале… Да, я понимаю, музей Ватикана имеет специфическую, тематическую коллекцию, но если разница лишь в цвете одежды или повороте головы, поднятой или опущенной руке… какой смысл в просмотре/всматривании в 248-ю подобную картину?! (на самом деле я не считала их, взяла на вскидку, а ведь их может быть гораздо больше!)))) 

Для теологов или людей верующих 

Я не знаю, кому посвящен собор св.Петра – главный собор Ватикана – христианским святыням или папам, бесцеремонно увековечивавшим себя рядом с христианскими мучениками? Я понимаю, что он огромен и в нем достаточно места и для тех, и для других, и для третьих… впрочем, как и для настоящих шедевров искусства художников и скульпторов, архитекторов и строителей… Но что приходят увидеть в нем множественные толпы туристов, не говоря уже о паломниках… Что хотели там найти мусульманские девушки, изучавшие убранство собора вместе со мною? У меня не возникало раньше вопроса – а посещают ли мусульмане христианские храмы, пока я не наткнулась в прямом смысле на него вживую… Помню только историю о поле в Софиевском соборе – там вмонтированы мусульманские символы, якобы, чтобы их всякий верующий топтал… Но ведь христиане посещают в Стамбуле (и, думаю, не только) главную мечеть аль-Софию и нужно отдать должное, мусульмане с нею куда более благородно обошлись, чем христиане со множеством мусульманских храмов в том же Союзе… 

А паломников в Ватикане много. Я рада, что мне пришлось побывать на мессе нынешнего Папы (хотя, предполагаю, что предыдущий собирал своею харизмой куда большие толпы поклонников). Было приятно наблюдать, как люди собирались и встречались на огромной площади перед собором св.Петра у своих флагов, пели в ожидании свои песни, общались, откровенно выражали радость встрече… С какой гордостью вез итальянский флаг мальчонка в коляске и очень расстроился, когда на площади взрослые попытались его монополизировать… Это была площадь радости и гордости – эти два чувства просто «висели в воздухе»… И тут появился Папа… в своем окошке… приветствия и крики, но когда Папа заговорил, все замерло и затихло, затаило дыхание… Только спустя несколько минут началось движение и шевеление, гомон и комментарии… фотографирование … 

Мне повезло, я попала на начало Рождественских праздников, на Адвентское воскресенье, когда Папа благословил весь христианский мир на множестве языков (итальянском, английском, немецком, французском, испанском, португальском и польском, который я полностью поняла)))) на подготовку к Рождеству, на самое магическое и таинственное время… И когда он в своей речи обращался к Латинамериканцам и Африканцам-католикам, и отдельно – к паломникам и служителям церкви, это бурно приветствовалось каждой из называемых групп на площади. Торжественность сменила гордость, но радость осталась и по окончании службы-благословения Папы… Народ расходился с улыбками на лицах, просветленный… 

И, конечно же, меня поразило то, что этот город истинно верует ВСЕ ВРЕМЯ! Во множестве римских церквей и соборов, которые мы посетили на скорую руку… практически везде шли службы и были верующие, молящиеся и просящие… каждый о своем… создавая своеобразную ауру вокруг сегодняшнего Рима. Как бы неся неусыпно пламя этой веры сквозь время… 


Рим и глобализация

Очень сложно понять, что ты находишься в Риме, когда на центральных улицах города ты встречаешь те же магазины, которые посещаешь в Киеве, они же заполонили весь огромнейший аэропорт Мюнхена… Везде одни и те же модели, сшитые под разными марками в Китае… Ассортимент не только магазинов, но и глобальных кофеен типа Старбакса или фаст-фудов типа Макдональдса преследуют тебя по всему миру, по ним уже не сориентируешься! Но самым удивительным подтверждением глобализации стало то, что человек, прилетевший из Торонто/Канады и из Киева может запросто иметь ту же зубную пасту, в том же формате тюбика… или сумку-авоську (мою, правда, мне привезли в подарок из Москвы!) одинакового покроя или расцветки… 

Ах, как же было непросто отличать эти тюбики каждый день… 

Рим и посольства 

Традиционно страны имеют в других странах свои дипломатические миссии, иногда еще и экономические представительства, если уж очень хотят торговать – торговые палаты… И только в Риме я обнаружила характерный только для этого города феномен – искусствоведческие посольства-представительства. Как отдельные миссии по изучению и пропаганде в своих странах римского наследия, предоставляя доступ (предполагаю!) своим художникам и скульпторам, архитекторам и историкам в виде жилья и др поддержки. Своими глазами довелось видеть такие культурные миссии Австрии, Бельгии, Голландии и Финляндии, которые были разбросаны по всему городу. 

Рим и продавцы 

Удивительным было то, что люди, работающие в магазинах, не очень-то заинтересованы что-то тебе продать… а говорят: «кризис, упали продажи…». Нас с трудом и огромным демонстрируемым одолжением приняли и обслужили в магазине за 10 минут до окончания написанных часов работы… 

Кроме того, я столкнулась со смешной ситуацией – по путеводителю (изданному в РФ в 2009г.), я вычитала, что в Риме в качестве сувенира можно купить вилочку для спагетти и решила привезти такой подарок для дочки-макаронницы. Я проделала большой путь к тому концу города, где находился этот магазин, где путеводитель рекомендовал купить эту «необходимейшую» вещь… И вот я в магазине… спрашиваю на английском языке о вилочке и в ответ получаю такое себе замысловатое «нет»… Явно расстраиваюсь… брожу по магазину высматривая, что бы придумать взамен… и не нахожу ничего… подхожу еще раз к продавщице и отваживаюсь спросить: «а существует ли такая вилочка в природе?!», на что получаю целую тираду: «Вы из России и ваш путеводитель вас обманул! Это миф! У нас такой вилки отродясь не было!»… Я обескуражено зависаю… Покидаю магазин и иду бродить дальше по городу… Не проходит и часа, как я совершенно случайно набредаю на магазин, где без всякой рекламы нахожу и вилку для спагетти, и кучу других кухонных околомакаронных причендалов… Кое-что даже прикупаю полезного и прикольного… Но потом возникает закономерный вопрос: «неужели же так трудно закупить не очень-то недоступную для покупки местными жителями безделушку, с тем, чтобы продать ее не за 5, а за 8 евро и навар неплохой, и народ доволен… Ан, нет… 

И, наконец, третий случай, что еще раз подтверждает беспечность римских продавцов и безразличие к покупателям… Захожу я в еще один магазин, на витрине которого, пробегая, приметила смешные кошелечки (о, думаю,– самое то!), но кроме как на витрине, на полках таких версий не оказалось… и мне пришлось минут 5-7 ждать, покуда продавщица наговорится по мобилке и обратит на меня, единственную покупательницу в ее магазине, интенсивно делавшую спешащий вид, свое драгоценнейшее внимание, снизойдет, т.е.… 


Рим и мода 

Я была приятно удивлена, что оказывается может быть мужская мода! И мужских магазинов одежды может быть столько же, сколько и женских! Это был первый город в моей жизни, когда мужская мода была столь широко представлена. 

А вот с женской модой все оказалось гораздо прозаичнее… Иллюзия множественности создавалась лишь римскими же сетями магазинов неоднократно повторяющимися в разных районах этого города. А когда я решилась подобрать-таки себе что-то из одежки (аккурат нынче в Риме в моде появился мой любимый цвет морской волны и множественные одежки такой цветовой гаммы), то оказалось, что все сделано в Китае… да и фасончик так и не подошел… 

Сами же римляне одеты весьма помпезно (наблюдала при входах в театр и кинотеатр, куда точно не ходят туристы), иногда даже чрезмерно, но лоска у них не отнять! Хотя в других ситуациях отличить римлянина от туриста было невозможно… 

Рим и кризис 

Об отсутствии проблем с продажами я уже упомянула, хотя те, кто хотел работать – бегали и суетились. Кстати, наблюдали весьма парадоксальный феномен – тут же, рядом, на одной коротюшенькой улице, может быть 2 кафе-ресторана, в одном быть толпа народу, а в соседнем (цены одни – сравнивала!) – полностью пусто! 

Других признаков кризиса – не наблюдала. Разве что о каких-то его проявлениях я могу лишь догадываться, как то – существенные скидки на отель или в кафе?! – лишь бы покупали в принципе… 


Рим и еда 

Для меня однозначным недельным праздником был доступ к мороженому! ))) Не то, что я такая сладкоежка, нет, но именно итальянское, мягкое мороженое я очень люблю! И грандиозным открытием для меня стало трюфельное мороженое… Я даже в последний день специально сделала круг до Пьяца Навоны (где мы его обнаружили впервые накануне), чтобы не пропустить возможность еще раз им полакомиться. )))) Уж больно лихо придумано – и вкус, и насыщенность трюфеля, и вишенка для контраста в середине – для контраста вкуса, такого себе – подчеркивания кисловатым сладкого … И дядечка, обслуживавший нас в первый наш приход, и тарелочки предложил, и водички из крана налил (у них же вода чистая даже из крана все пьют и во всех путеводителях опять же об этом написано)))). 

Во всем остальном мне итальянская кухня ко вкусу не пришлась… Ну не люблю я такое количество теста везде и всюду – спагетти, паста, равиоли, пицца и т.д. Все это устроено по принципу «много (и очень много) теста – мало начинки», я же люблю наоборот… сори! Поэтому те несколько раз, которые мы питались в чем-то среднем между кафе и ресторанами, мне не было уж слишком вкусно. Разве что на последнем ужине, я заказала грибы запеченные в сыре, но и тут промахнулась… все бы хорошо, и сыр люблю, и грибы – хороши. И много их, как и «правильной» начинки… но сыр копченый, что существенно ухудшило мои вкусовые впечатления… 

Рим и топография 

Не я одна заметила, что в Риме нет официального центра… Центр в Риме в центре… и это в широком смысле слова… это большой массив центра города со множеством площадей и выбрать главную из них не смогло население, перемещавшееся туда-сюда, в ходе истории… 

Не просто было мне разбираться в улочках Рима… Как только я оставалась одна… я обязательно где-то блуждала… Начиная с перехода меж гостиницами с рюкзаком, когда я просто заблудилась меж 3 «соснами»-достопримечательностями… но местная жительница на мой вопрос «Where am I?», улыбнувшись, показала по карте… но направила в ДРУГУЮ сторону от пункта, куда мне было нужно… И я еще полчаса (в горку!!!) плутала меж древними римскими камнями… (с подобным я потом еще раз столкнулась, обратившись к полицейскому! И уже дойдя до конца улицы, по направлению которому он меня отправил, я обнаружила вывеску-указатель, что мне нужно идти в прямо противоположную сторону… и дойдя до той же будки полицейской, я свернула на 90 градусов! Но я на него не сильно сержусь, т.к. если бы я не пошла в указанною полицейским сторону, я бы не увидела еще одну очень интересную достопримечательность, название которой я так и не смогла установить, ибо ее не было на карте и в путеводителе, но зато ее хорошо знали местные художники, рисовавшие во дворе этого замка столь замысловатую церковь…) 
Уважаемые читатели! Если кто-нибудь из Вас знает, что  за церковь
изображена на этом и следующем фото, то будем очень признательны если Вы поделитесь в комментариях  своим знанием ))) 
Улицы в Риме могут состоять из 2 домов! Причем – что просто замечательно!!! – в начале, всегда слева на фасаде дома пишется «имя» улицы, но, учитывая 2 дома… ты запросто может потерять нить… и идти уже по другой улице, даже не догадываясь, что идешь уже по другой… Карта – общеупотребимая всеми туристами – не содержит мелких улочек и площадей… поэтому утратить нить Ариадны – можно запросто! Что я регулярно и делала благополучно… )))) 

Ладно, когда одна уличка перетекает в другую… а когда площадь в площадь?! Такого я до Рима не встречала! 

Очень просто было ориентироваться по Тибру, набережная которого высажена красивыми древними платанами. Но далеко не всегда его дорога совпадала с моею… 

Вот где и когда я поняла всю гениальность идеи GPS-навигации, если, конечно, она не столь дорога за рубежом… 

А еще в Риме очень много географии – в названиях – площадь Испании, площадь Венеции… Карты по всему городу, исторические карты – римской империи тогда-то и величия Рима в те-то времена… 

Рим и язык 

Конечно же мой словарный запас был критически малым в итальянском языке… но я обращалась на английском и зачастую была понята. Ведь даже если предположить, что я ошибалась, это же такой же неродной язык и для итальянцев, и мы хорошо понимали друг друга! )))) Хотя общаться мне приходилось очень мало… 

Но каким же открытием для меня стало то, что в кафе персона мог говорить и по-украински!)))) И я порадовалась за соотечественников, что новое поколение украинских эмигрантов – молодые люди – уже не на стройках работают и по домам убирают, а осваивают и сферу услуг, зная, зачастую 3-5 языков! (хотя не исключаю, что не в больших объемах). 

Рим и удобства 

Я, скорее, хотела не упустить тот, факт, который подметила моя подруга, что если бы на любой из площадей в США или Канаде собралась такая толпа народу, какую мы наблюдали на Пьяца поппули в Риме, то тут бы уже были лотки с едою, переносные туалеты и аттракционы… а тут – для народу никаких удобств… И мы коллективно задумались – ведь наверняка же, римлянам в бюджет города на нужды проживающих в нем (не путать поддержание туристических достопримечательностей, ибо римляне ими как раз пользуются реже всего!) уходит, должно быть, гораздо меньше средств, чем могло бы! И вот тут туристы и их толпы становятся уже накладны, отсюда и отношение! 

Нет удобных подъемов, скамеечек, там, где хотелось бы присесть-передохнуть… или кто такой отважный сядет на мраморную или гранитную скамеечку в ноябрьский вечер?! нет удобных переходов улиц – иногда, чтобы перейти со стороны на сторону, нужно было либо пройти достаточно долго, либо нарушать… 

Но там, где были светофоры… было удивительно, насколько коротко горел зеленый, и как долго – желтый, пришлось осваивать (ибо он-таки отличался от красного!))) и привыкать… 

Рим и чистота 

Нет, я не собираюсь писать о туалетах, хотя их я неизбежно посещала… и они были порою грязнее даже, чем у нас… далеко им до Германии и в этом вопросе! )))) 

Грязи в Риме было много… и мусор не так уж активно убирался, и пыль курсировала при малейшем порыве ветра целыми облаками, и вездесущий пластик перекатывался и громыхал по брусчатке… Также было множество граффити, часто жутко портившие исторические стены… ((( 

Также было множество бомжей и нищих, просящих милостыню в очень разных, порою даже неожиданных, местах… 

А еще – грязь витала в воздухе, ибо качество бензина, которым заправляется римский автомобильный и мотоциклетный транспорт весьма невелико… 

Вот такая она римская «разруха в головах»… Даже проходя мимо одной русскоязычной группы (еще в Ватикане), я услышала обрывок фразы: «Если бы не был уверен, что нахожусь в Риме, то мог бы точно ошибиться – как же деревню Гадюкино напоминает!». Да уж, с чистотою в Риме не сложилось… А кроме того, множество бомжеподобного населения (попадавшегося в центре и не только практически на каждом шагу), но римляне ли они или эмигранты – ответа я не имею… 

Рим и безопасность 

Я редко чувствовала себя некомфортно, хотя не только путеводители, но и множественные указатели неоднократно напоминали о необходимости «быть на чеку» даже в музеях… Неприятно и тревожно было в аэропорту и на вокзале, а особенно – вокруг них, но это, пожалуй, традиционно для многих городов (хотя опять же в Германии я с этим не сталкивалась, разве что в Берлине?!). 

Но сами римляне тоже некомфортно себя чувствуют в своем городе, о чем свидетельствуют ставни практически на всех окнах, которые обязательно (!) закрываются на ночь, отчего возникает – оказывается – дополнительный дискомфорт, т.к. единственным источником освещения остаются лишь фонари, если, конечно, они на данной улице горят… 

Рим и парадоксы 

Сушкой белья среди памятников архитектуры после Хорватии меня трудно уже удивить, но все же множественные наслоения веков (мы жили напротив одной из старейших церквей Рима, так вот она была ниже по уровню нынешней виа Национале метров на 10!!! Также, кстати и были открыты Форум и множество других архитектурных памятников предыдущих, даже для Средневековья, времен). 

Рим вечерний 

Это совершенно иной город! Причем, магия света делала его волшебным в основных его местах-достопримечательностях… Именно подсветка придавала неповторимый шарм как фонтану Треви, так и собору св.Петра… И вечерний Рим мне понравился гораздо больше в его освещении, чем дневной и солнечный – странно для меня, со мною это впервые… 

Мы редко бродили после 22, но до этого времени Рим очень оживленный город, особенно в местах достопримечательностей – туристам же нужно где-то (помимо ресторанов) проводить время, а в Риме об этом подумали, видимо… 

Крыши Рима 

Множество окон домов украшены цветами и вплоть до конца ноября цветущие розы, цикламены, бегонии и другие цветы украшают римские улицы, но это не ново для меня, а вот новым было то количество «плоских» крыш или террас на крышах, полностью озелененных, пользуемых и обжитых, несмотря на сезон. Такого обилия открытых крыш мне еще не приходилось видеть… На такой же террасе мне пришлось завтракать в первое римское утро, попивая чаек среди кадок с лимонными и мандариновыми деревьями с дозревающими плодами(!!!). Т.е. пространство римляне пользуют куда более интенсивно, чем мы. Оставляя перемещение по улицам туристам, сами забираясь на крыши своих домов… Будучи вынужденными иметь скатные крыши в условиях наших холодов и снегов, нам в нашем климате о таком и мечтать не приходится… Снег и холод исключают плоские крыши и веранды… Хотя новые технологии и творят чудеса, но как-то я не заметила, чтобы у нас стало больше пологих крыш… А как жаль! 

Наверное, это целая традиция проводить свободное время на крыше… конечно, если это время у тебя есть по определению…))) 

И еще пару слов о римских крышах – о том, на что обратила внимание – множественность (до 50, судя по всему, по количеству квартир в доме) антенн на крыше свидетельствовала о том, что им НЕ проще и удобнее купить 1 антенну на дом и подключить к ней всех, разделив затраты на всех!? Видимо, нет, каждый покупает свою и за нее платит, «портя» пейзаж этими железными монстрами… 

И, конечно же, не могу не упомянуть еще одну «крышу мира», крышу собора св.Петра в Ватикане, на которую мы-таки взобрались, преодолев множество ступенек и узеньких коридоров, иногда приходилось идти «под углом», согласно изгибу купола изнутри))))… Поднимались мы долго, но разнообразно… Своего рода «бонусом» стал для нас на пол-пути выход внутрь Собора, под самым куполом, где в свою очередь можно было поближе рассмотреть росписи и мозаики, а также взглянуть с высоты на все то, что мы только что обходили с аудио-гидом внизу… Непередаваемое впечатление! Которое, однако, было еще больше подкреплено, когда мы вышли на крышу и увидели как на ладони весь Рим… Дух захватывало!!! Действительно – Божественное место!!! ))) 

Рим и путеводители

У нас у всех есть привычка сверяться с людьми, которые либо уже побывали где-то, куда собираемся мы, либо «готовиться», подбирая маршрут следующего дня. Но мне впервые пришла в голову мысль, что было бы неплохо иметь и украинские путеводители, мне очень трудно было бы объяснить дочери, если бы мы были вместе, кто же такая графиня Мария Волконская, ибо и сама не очень-то знаю… князя Болконского еще помню, а вот ее – нет… 

Уже по возвращении из Рима я начала читать книгу о Гоголе в Риме, где нашла много для себя интересного. Кстати, Гоголь очень любил пить воду из фонтана Треви, она для него была самой вкусной в городе и у него был целый ритуал "похода за водою".)))) 

Мои спутницы же отметили, что американским путеводителям больше свойственны «побасенки», образность и метафоричность, тогда как русскоязычным – количественная сторона – столько метров, столько кирпичей, тогда-то… 

Умолчу о 2 совершенно некорректных «наездах» на польскую и украинскую эмигрантские волны в путеводителе «Афиши», которым пыталась руководствоваться я, в том числе и искать вилочки))))). 

Экскурсоводы Рима 

Зачастую как и путеводители их можно делить на национальности! )))) Темперамент испанцев-португальцев или самих итальянцев всегда существенно отличался от русских или даже поляков с немцами… Это же было и с экскурсоводами… Но вот в англоязычных экскурсоводах я могла путаться – кто они, откуда? Один мне встретился такой, что я вынуждена была остановиться и заворожено слушать его рассказ минут 10-15! Это было целое представление, театр одного актера! И ведь совершенно молодой же вьюноша! )))) Но как он держал аудиторию! Приковывал взгляд и слух своим рассказом! Провоцировал группу вопросами, заставляя на них искать ответы… что совершенно иначе и воспринималось, и запоминалось на порядок лучше! Спасибо, что есть такие «больные» (в хорошем понимании этого слова) своею работаю люди… )))) 

Не знаю, доведется ли мне еще раз побывать в Риме?! Понимаю, что специально, без нужды, не поеду... Но вот по северной, горной Италии, по Тоскане пройтись-проехаться бы очень хотела (изначально!). До новых встреч, Италия! ))))) 

TG


2 комментария:

  1. Уважаемые читатели! Если кто-нибудь из Вас знает, что за церковь
    изображена на этом и следующем фото, то будем очень признательны если Вы поделитесь в комментариях своим знанием )))

    Это Sant'Ivo alla Sapienza
    http://en.wikipedia.org/wiki/Sant'Ivo_alla_Sapienza

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо, Iren! Ваше знание пришлось очень кстати и трансформировалось в новогоднее поздравление автору материала TG, которая Вас тоже благодарит. Здоровья и процветания в 2012-м!!!
    Ваш esquiredigest)))

    ОтветитьУдалить