Новости недели

понедельник, 12 сентября 2011 г.

Семнадцать растерянных лауреатов


Конференция нобелевских лауреатов по экономике, прошедшая в немецком городке Линдау, стала ареной для ярких заявлений политиков и показала, что даже ведущие экономисты не могут прийти к единому мнению о том, как преодолеть мировой экономический кризис.



«До сих пор ничего не было сделано для того, чтобы положить конец кризису евро. Все надеялись, что он рассосется сам собой» — выступление нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица было малоутешительным для европейцев, собравшихся на берегу Боденского озера в курортном южнонемецком городке Линдау на традиционную, четвертую, конференцию по экономике. Сидевшим в зале немцам — среди участников конференции был и федеральный президент Кристиан Вульф — пришлось выслушать ироничные слова американского экономиста: «Заставить евро работать стоит очень больших денег. Однако отказаться от евро тоже очень дорого. И это плохая новость для Германии, потому что немцам придется платить в любом случае».

Президент уходит влево
Вопрос о том, кто и как должен спасти евро и какую цену придется заплатить Европе, если сделать это все-таки не удастся, сегодня становится для европейских политиков все более эмоциональным. В то время как в Греции протестующие граждане уже несколько месяцев с разной степенью активности ведут уличные бои с полицией, а в Испании десятки тысяч безработных молодых людей живут в центрах городов в протестных палаточных лагерях, даже высшие слои европейского консервативного истеблишмента начинает охватывать разочарование нынешней финансовой политикой еврозоны.
«Очень немногие могут спокойно воспринять тот факт, что банковские менеджеры зарабатывают несусветные деньги, пока их банки получают миллиарды евро помощи. Лихачи финансового мира продолжают спекулировать вокруг получения денег от политиков, а значит, в конечном счете от налогоплательщиков — упирая на то, что они представляют слишком большие и важные для общего экономического кровообращения институты. Люди болезненно реагируют на нарушение справедливости. Справедливость — это ключевое требование людей и основа функционирования многих обществ. Провал элит угрожает в долгосрочной перспективе единству нашего общества», — заявил на открытии конференции в Линдау Кристиан Вульф.
Подобных слов можно было бы ожидать от левого политика в ходе предвыборной кампании, однако Вульф — член консервативной немецкой партии Христианско-демократический союз (ХДС). Более того, политический пост главы государства обязывает президента ФРГ к максимально сдержанным высказываниям даже по самым острым и злободневным вопросам. Уже одна эта цитата могла бы стать политической сенсацией, однако президент не остановился и продолжил жестко критиковать сложившийся порядок вещей.
«Вместо того чтобы установить понятные правила игры, правительства потакают финансовым рынкам. Все чаще власти принимают решения мирового значения прямо перед открытием бирж, вместо того чтобы определять развитие ситуации в долгосрочной перспективе. Это бьет по самой сердцевине нашей демократии. Политика должна вернуть себе дееспособность. Она должна перестать суетливо реагировать на каждое колебание курсов на биржах. Она не имеет права чувствовать себя зависимой от банков, рейтинговых агентств или вертлявых СМИ. Политика должна формулировать общее благо и проявлять отвагу и силу в конфликте с частными интересами. Политика должна ориентироваться на долгие сроки и, если нужно, идти на непопулярные решения, — продолжил президент. — Я уже предупредил финансовую отрасль, выступая на конференции немецких банков в марте этого года: мы не только не победили причины кризиса, но и не можем сказать, что идентифицировали и тем самым преодолели опасность. Ситуация, которую мы наблюдаем, — это эффект домино. Сначала банки спасали другие банки, потом государства спасали банки, теперь группы государств спасают государства. Кто, в конце концов, спасет спасателей? Когда и между кем будут распределены растущие дефициты бюджетов и кто за них заплатит?!»

Фонд раздувшихся надежд

Спасение должников от неминуемого банкротства и неисчислимые уже попытки остановить эффект домино — эта тема определяет европейскую финансовую политику вот уже полтора года. Кризис еврозоны — это в первую очередь долговой кризис. Суммарный госдолг пяти наиболее нестабильных должников (Греция, Ирландия, Испания, Италия и Португалия) — 3,2 трлн евро при активах, включая крупнейшие государственные компании, 276 млрд евро. Объем госдолга этих стран по отношению к их ВВП колеблется от 100 до 160%, за исключением Испании, у которой он составляет меньше 90%. Для сравнения: критерии экономической стабильности, установленные Маастрихтским договором для стран — членов еврозоны, предписывают удержание госдолга в объеме 60% ВВП. Этим критериям сегодня удовлетворяют лишь четыре страны — Финляндия, Словакия, Словения и Люксембург.
«Объем государственного долга стран Европы по отношению к ВВП растет. Некоторые европейские страны уже стоят перед лицом долгового кризиса — и среди них будут дефолты», — заявил, выступая в Линдау, нобелевский лауреат по экономике Эдвард Прескотт.
Несмотря на остроту проблемы, главным и практически единственным механизмом смягчения негативных эффектов долгового кризиса в еврозоне на сегодня остается фонд EFSF (European Financial Stability Facility). Фонд был создан в мае 2010 года для экстренного решения проблемы задолженности Греции и будет работать до 2013 года, когда его заменит постоянный институт финансовой стабильности ESM (European Stability Mechanism). Фактически задача EFSF состоит в том, чтобы дать кризисным странам, не способным обслуживать свои долги, возможность перекредитоваться под льготный процент, существенно более выгодный, чем те условия, которые готов предложить кризисным экономикам рынок. Фонд уже гарантировал кредиты Ирландии и Португалии в объеме 43,7 млрд евро, а также принимает участие в выдаче Греции льготного кредита на 109 млрд евро. Тем не менее, положение южных стран зоны евро существенно не улучшилось. Хуже того, кризис в Греции за последние полтора года лишь обострился. Объем ее госдолга превысил 160% ВВП, в ближайшие пять лет стране предстоит выплатить не менее 200 млрд из 370 млрд евро долга, а доверие рынков к греческому правительству упало до минимума. В минувшую пятницу доходность по двухлетним облигациям Греции составляла 42,9% годовых.

Единственный ответ, который европейские политики пока готовы дать на вызовы греческого кризиса, — увеличение объема фонда EFSF с нынешних 440 до 780 млрд евро. Впрочем, это решение, принятое 21 июля главами стран еврозоны, требует одобрения национальных парламентов. Именно тут может возникнуть проблема. Серьезная оппозиция этому решению есть в Германии — стране, которая должна понести самые большие затраты на спасение кризисных соседей. ФРГ и сегодня является главным плательщиком в EFSF, а после запланированного увеличения объема фонда ее взнос должен вырасти со 123 до 211 млрд евро.

Такой рост участия в EFSF (для сравнения: суммарный объем долгов, взятых Германией в прошлом году, составил чуть больше 80 млрд евро) вызывает серьезное сопротивление даже в рядах партии канцлера Ангелы Меркель. По данным немецких СМИ, около 50 из 330 депутатов правящей коалиции готовы проголосовать против закона об увеличении объема EFSF. Для прохождения же непопулярного закона требуется не менее 311 голосов. Так что дебаты в парламенте обещают быть крайне жесткими. Меркель даже отменила свою запланированную на 7–8 сентября поездку в Россию, чтобы лично присутствовать на первом чтении законопроекта.

Германия без компаса

Тем временем внутри Германии Ангела Меркель и ее внешнеэкономический курс подвергаются все более жесткой критике. Речь идет не только о зажигательном выступлении федерального президента Вульфа. Свое раздражение действиями правительства весьма резко выразил и патриарх немецкого политического олимпа бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль.

Чуть больше недели назад он дал откровенное интервью уважаемому политическому журналу Internationale Politik, в котором раскритиковал действия правительства страны по выводу европейской экономики из кризиса. «Я задаю себе вопрос: в чем заключается позиция Германии и куда она хочет двигаться?» — недоумевает в интервью Коль. По его мнению, правительство Меркель потеряло компас. «Германия уже не является предсказуемой силой — ни внутри страны, ни вне нее. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы не потерять все. Нам срочно нужно вернуться к прежней надежности», — сказал Гельмут Коль.

Слова Коля, который долгие годы покровительствовал Ангеле Меркель, прозвучали особенно жестко, поскольку до сих пор он избегал открытой критики курса своей бывшей протеже. Меркель отреагировала на критику сдержанно: мол, заслуги Коля по объединению «трудно переоценить, но он принадлежит к другому времени» и его рецепты не всегда соответствуют потребностям текущей ситуации. Однако демонстративная сдержанность канцлера не должна сбивать с толку. Правящая в Германии с сентября 2009 года коалиция консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) и либеральной Свободной демократической партии (СвДП) в глубочайшем кризисе. Менее чем за два года нахождения у власти коалиция умудрилась пережить падение рейтинга младшего члена (СвДП) ниже 5% — границы прохождения в парламент. В правительстве сменился вице-канцлер (бывший еще два года назад любимцем публики Гидо Вестервелле оставил пост лидера партии и уступил место вице-канцлера молодому амбициозному политику Филиппу Рёслеру).

Наконец, коалиция проиграла в трех ключевых федеральных землях — в том числе в бессменном оплоте консерваторов Бадене-Вюртемберге. Даже самые преданные соратники канцлера не могли не признать: бесконечная череда поражений возглавляемой ею коалиции вызвана в первую очередь разочарованием немцев в антикризисной европейской политике, проводимой правительством Меркель. Власти ФРГ не способны предложить внятную программу выхода из кризиса ни Германии, ни Европе.

Заставить евро работать стоит очень больших денег. Однако отказаться от евро тоже очень дорого. И это плохая новость для Германии, потому что немцам придется платить в любом случае

Кто гарантирует долг?

Все больше экономистов склоняется к мнению, что простое увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых Греции, уже не может спасти ситуацию. Госдолг Греции достиг уровня, при котором страна просто не в состоянии обслуживать его, несмотря на драконовские программы экономии. И каждый новый льготный кредит лишь увеличивает объем долга.
«Это как средневековые доктора с их кровопусканиями. Если это пациенту не помогает, значит, надо еще больше крови выпустить — и так пока он не умрет», — прокомментировал ситуацию Джозеф Стиглиц. Не менее тревожен Мартин Хельвиг, директор боннского Института Макса Планка по изучению общественных благ. По его мнению, положение дел в Греции сравнимо с экономическим кризисом в Веймарской Республике — тогда необходимость выплаты значительных репараций привела страну к гиперинфляции, политической нестабильности и в конечном итоге к невиданной радикализации общественно-политической сферы страны.
И многие экономисты теперь выступают за радикальные меры: от банкротства Греции (см. интервью с Робертом Ауманном «Дайте грекам обанкротиться!», стр. 27) до способного спасти страну выпуска общеевропейских облигаций (эту идею разделяет, например, Джозеф Стиглиц). Между тем идея выпуска единых еврооблигаций — один из самых серьезных камней преткновения внутри стран еврозоны. Смысл таких бондов состоит в том, что ответственность по новым долгам членов еврозоны должна делиться между всеми участниками валютного союза. Все страны еврозоны смогут занимать деньги под единый, достаточно низкий процент, чтобы успешно преодолеть кризис, вызванный резким удорожанием рефинансирования долга.
Однако введение единых еврооблигаций серьезно ударило бы по карману ведущих экономик еврозоны. Так, в конце июля десятилетние облигации ФРГ имели прибыльность 2,6%, в то время как средний показатель облигаций стран еврозоны составлял 4,6%. Таким образом, для Германии рефинансирование госдолга при единых бондах оказалось бы вдвое дороже нынешней. По подсчетам немецкого экономического института Ifo, только в текущем году решение о введении евробондов обошлось бы немецким налогоплательщикам в 7,2 млрд евро дополнительных расходов, всего же дополнительные расходы в течение ближайших лет составили бы 47 млрд евро. Неудивительно, что канцлер Меркель пока что резко отвергает саму идею о распылении финансовой ответственности внутри еврозоны: «Немыслимо, чтобы мы запихнули все долги в один котел и потом проникновенно смотрели друг другу в глаза. Как бы ни была привлекательна идея евробондов, она ошибочна».

Люди болезненно реагируют на нарушение справедливости. Справедливость — это ключевое требование людей и основа функционирования многих обществ. Провал элит угрожает в долгосрочной перспективе единству нашего общества

Мечта о сильной руке

Усиливающийся кризис единой европейской валюты имеет еще одну очень нехорошую черту. Среди политиков еврозоны все отчетливее наблюдается растерянность и неспособность достигать совместных решений. Трудности с взаимопониманием демонстрируют даже максимально близкие друг другу политики. Так, не успели президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель объявить в конце августа о достижении согласия в вопросе о необходимости создания в еврозоне единого экономического правительства, как официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт заявил: «Переговоры велись по-английски, и речь шла об Economic Governance. Французы предпочитают переводить Economic Governance как “экономическое правительство”, а мы — лишь как “управление”». Таким образом, с немецкой точки зрения, речь идет не об управлении кризисными экономиками из Брюсселя, а всего лишь о создании дополнительной конференции глав стран еврозоны, принимающей общие решения, которые затем должны быть одобрены национальными парламентами.
Бесконечные переговоры, результатом которых в большинстве случаев становятся лишь расплывчатые декларации о намерениях, смысл которых каждый участник понимает по-своему, имеют опасное свойство. Рано или поздно они приводят к тому, что не только избиратели, но даже эксперты начинают требовать от политиков простых и действенных решений, демонстрации жесткой руки. Нобелевский лауреат Питер Даймонд уже посетовал на неповоротливость политиков, тянущих с сокращением социальных гарантий: «Масштабная пенсионная система оказывается все более дорогой, потому что люди живут все дольше и дольше, а работают все меньше и меньше. Решить эту проблему можно было бы очень просто, повысив пенсионный возраст или заставив граждан работать больше».
А нобелевский лауреат Дэниел Макфадден, выступающий сторонником единого органа, контролирующего финансы еврозоны, заявил следующее: «Мы должны наблюдать за рынками и контролировать их. Однако до сих пор существует страх перед единым контролирующим органом. Поэтому нам нужно, чтобы изменился образ мыслей национальных политиков. Нам нужно то же, что любой ферме с монокультурой: мы должны держать под контролем популяцию вредителей».
Простые решения обладают удивительной притягательностью, тем более во времена кризиса. Вопрос лишь в том, кого именно обяжут работать дольше, кто именно встанет во главе единого контролирующего органа и кого именно назначат на роль опасного для рынков «вредителя».
Сергей Сумленный
Линдау—Берлин
Фото: AP, Википедия, Павел Фадеев, mk.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий