Медиахудожник Скотт Снибб (Scott Snibbe), автор цифровых инсталляций, выставленных во многих музеях мира, и арт-приложений для iPhone и iPad, выступил арт-директором нового проекта певицы Бьорк — интерактивной музыкальной вселенной.
19 июля в App Store появился бесплатный апп со странным названием Biophilia и затейливой черно-белой закорючкой вместо привычной глянцевой иконки. Внутри обнаружилась дивная, словно собранная из пиксельной проволоки монохромная модель вселенной, а голос знаменитого натуралиста Дэвида Аттенборо сообщил, что это новый альбом певицы Бьорк.
Впрочем, не просто новый. Biophilia — первый в мире iPad-альбом, приложение, в которое встроены отдельные платные интерактивные аппы-песни. Обычная пластинка тоже будет, но позже, а пока два новых трека можно купить прямо внутри этой черно-белой вселенной — они загорятся открытыми созвездиями.
Biophilia — не просто затейливая упаковка для песен. Бьорк поет про небесные тела, земную кору, пересказывает теорию Большого взрыва, выводит "квар-р-р-рц" на фоне перезвона колокольчиков — и все это отражается на экране. Например, в композиции Crystalline вы управляете полетом кристалла по разноцветным тоннелям, и структура трека меняется в зависимости от выбранного вами маршрута. Будут еще песни про ДНК, вирусы, земное ядро, Луну — и для каждой из них выйдет специальный апп, позволяющий буквально потрогать музыку руками.
За весь интерактив в Biophilia отвечает цифровой художник Скотт Снибб, известный своими музейными медиаинсталляциями и iPhone-аппами — его Gravilux и Bubble Harp вошли во все возможные списки лучших приложений 2010 года, включая рейтинг F5. Снибб — звезда новой формации, программист и инженер (его первое образование — факультет информатики Брауновского университета), создающий медиаарт (второе образование — факультет изобразительного искусства). До недавнего времени Снибб упоминался скорее в узкоспециальных изданиях и галерейных списках. Сегодня у него берут интервью Wired и Dazed & Confused, но он по-прежнему сам отвечает на почту и запросто общается по Skype.
Мой звонок застал Скотта за завтраком.
— Привет. Я видел все ваши приложения и вообще ваш большой поклонник.
— Ой, слушайте, очень приятно, я вообще не привык еще к тому, что мне такое говорят.
— Ой, слушайте, очень приятно, я вообще не привык еще к тому, что мне такое говорят.
42-летний Снибб выглядит как типичный гик — кучерявые волосы, майка, он начисто лишен манерности, экзальтации и экстравагантности современного художника. Он скорее напоминает профессора математики: улыбчивый парень с высоким лбом, чей главный художественный инструмент — единицы и нули.
— В детстве я был большим фанатом Энди Уорхола. Я вырос в Нью-Йорке, родители ходили на его вечеринки, а потом пересказывали мне, что там происходило. Но меня совсем не волновала светская деятельность Уорхола, я был заворожен тем, как он построил бизнес на основе искусства. По большому счету любому художнику надо бы отыскать в себе бизнесмена. Потому что каким-то образом тебе надо платить аренду, управлять проектами, планировать работу...
За последние десять лет Снибб построил настоящую интерактивную империю. Он является учредителем трех компаний и держателем целой серии патентов. Scott Snibbe Studio занимается производством аппов, Snibbe Interactive проектирует инсталляции и интерактивные пространства для офисов, развлекательных центров и публичных мест, а маленький институт Sona Research получает научные гранты для исследований на такие темы, как "Интерактивная динамическая абстракция" или "Тактильная цифровая скульптура".
— Мне всегда хотелось быть такой комбинацией художника и изобретателя, я люблю работать с другими людьми, но на то, чтобы построить компанию, у меня ушло довольно много времени. Я работал в Adobe, был обычным галерейным художником и выходил в свободное плавание постепенно, очень осторожно. Когда в 2000 году я все-таки уволился отовсюду, было очень странное ощущение. Я просто сидел один в огромной студии и думал, что делать дальше. Потом нанял видеоассистента, он работал один день в неделю. Потом появился администратор, за ним — первый программист, ну и так далее.
Снибб, кажется, идеальный кандидат для переноса идей Бьорк в интерактивное пространство. Всю свою сознательную жизнь он измерял гармонию линейкой, моделировал поведение частиц под воздействием гравитации (Gravilux), скрещивал пузырчатое пространство с арфой (Bubble Harp), заставлял людей гонять по экрану тысячи муравьев (Antograph). Сначала все эти работы выставлялись в музеях и галереях, Снибб выдумывал и паял инсталляции, соединял сенсорные телевизоры с компьютером, мастерил сложносочиненные устройства для считывания движений. Когда вышел iPad, Скотт с минимальными изменениями портировал туда собственные работы 12-летней давности, оценив их в $1,99 каждую. Одной из покупательниц оказалась Бьорк.
— Менеджер Бьорк написал мне очень смешное письмо, которое начиналось словами "Простите, что беспокою вас..." Ну и дальше в том же духе: "Бьорк видела ваши аппы, и, может быть, вы знаете кого-то, кому было бы интересно поработать с ней". Такой, знаете, очень английский подход. Я, разумеется, ответил, что мне интересно, мы обменялись парой писем, начали говорить по Skype, потом встретились в Лондоне. Изначально планировалось, что моя студия просто сделает пару аппов. В итоге я взялся за три, спроектировал вселенную Biophilia и сейчас являюсь чем-то вроде ее арт-директора. Проще говоря, даю советы авторам других аппов (кроме Снибба над Biophilia работают еще четыре разработчика. — F5).
Радостно ухватившись за это событие, западная пресса уже окрестила Biophilia новой формой музыкального альбома, а апп — новой жизнью музыкального трека. Но Бьорк не просто поместила свою музыку в планшет, она с самого начала задумала ее интерактивной. Для этого ей пришлось изменить сам подход к сочинительству, отказаться от традиционной схемы куплет — припев — куплет, позаимствовав у академических минималистов и Брайана Ино структуру и идеи саморазвивающейся композиции. Crystalline, дебютный сингл с альбома, устроен как конструктор, который можно разобрать и собрать в произвольном порядке.
— Музыка всегда развивалась по алгоритму, у нее всегда была четкая математическая структура, даже тысячи лет назад. У гармонии есть формула, понимаете? Но сейчас, с появлением iPad, сама идея интерактивной композиции вышла на новый уровень. Даже хорошие, талантливые программисты, с которыми мы работаем, часто не понимают, что такое интерактивность. iPad — новая среда, и обычно людям приходят в голову две идеи: "Давайте сделаем игру!" или "Давайте сделаем красивую картинку с активными зонами, куда пользователь может нажать". Но люди взаимодействуют с окружающим пространством непрерывно. Жесты, звуки, музыка — это все постоянные процессы. Бьорк, конечно, ничего не смыслила в том, как устроен и функционирует планшет, но меня поразило, насколько глубоко она понимает философию этой среды, ее возможности. Я такого глубокого взгляда не встречал у многих профессионалов.
В App Store все еще жив дух "гаражной разработки": ты можешь написать апп дома, в спальне — и проснуться с миллионом на счете
Biophilia финансируется в складчину: каждый разработчик оплачивает расходы на производство своего аппа сам, прибыль делится пропорционально затратам.
— Это, по сути, венчурный проект. Бьорк вкладывает музыку, команды оплачивают работу своих сотрудников. В App Store все еще жив дух "гаражной разработки": ты можешь написать апп дома, в спальне — и проснуться с миллионом на счете. Проблема в том, что вместо оригинальных идей люди продолжают копировать друг друга, делают эти бесконечные пианино, которые издают пердеж. На что они рассчитывают? Как будто нет своих идей — вот что удивительно. У меня гора проектов, которые требуют переноса на iPad, — время бы найти.
iPad действительно можно рассматривать как новое поле деятельности для современного художника. Но все-таки нужно подходить к этому вопросу серьезно, как к любому бизнесу. Я тут был на вечеринке, мы разговорились с художником, который жаловался, что его проект не очень хорошо пошел. Я говорю: "Ну да, бывает и такое, некоторые аппы действительно продаются всего по несколько тысяч...", а он: "Тысяч! Да я штук десять пока продал!"
По разным оценкам, приложения Снибба ежемесячно приносят ему десятки тысяч долларов, и Скотт отвечает iPad взаимностью: адвокатирует платформу, пишет статьи (очень рекомендуем, например, "Искусство по 99 центов", snibbe.com/blog/2010/05/19/art99) и искренне удивляется, когда художники отказываются отдавать свои работы в App Store.
— Честно говоря, я не очень понимаю все эти разговоры про то, что Apple полностью контролирует App Store. Слушайте, они потратили миллиарды долларов, сделали устройство, создали инфраструктуру. Ну да, они владеют этой системой и хотят контролировать качество и содержание того, что туда проходит. Не нравится — попробуйте выложить работы у себя на сайте. Таким образом, вы привлечете внимание в лучшем случае нескольких тысяч человек. А если хотите достучаться до широкой аудитории, нужен канал распространения. Это как быть режиссером и говорить: "Я не люблю кинотеатры". Ну, тогда, наверное, не надо кино снимать.
_________________
Скотт Снибб, 42 года, интерактивный художник с двумя высшими образованиями (информатика и изобразительное искусство), кандидат наук, преподаватель, обладатель многих грантов, в том числе Фонда Рокфеллера. Начинал как галерейный художник (медиаработы Снибба находятся в коллекциях Музея современного искусства Сан-Франциско, лондонском и парижском музеях науки и т. д.). Работал в Adobe над программой After Effects. В 2000 году основал собственную ИТ-студию. Был одним из первых современных художников, портировавших свои работы на платформу App Store; его приложения Gravilux и Bubble Harp стали бестселлерами и вошли в список лучших аппов 2010 года.
Спрашивал Олег Ставицкий
http://f5.ru/freshf5/post/368691
Фото: Anatoly Artemow
Комментариев нет:
Отправить комментарий