Новости недели

вторник, 10 мая 2011 г.

Вода: философский аспект



Что произойдёт, когда у нас закончится вода?Для нас американцев смывание воды в туалете – основной способ использования воды. Мы используем больше воды, смывая в туалете, чем во время купания или приготовления пищи, мытья рук, посуды или стирки одежды. 
Даже наша эмоциональная связь с водой скрылась в глубине и замаскировалась: легкость, с которой вода входит и выходит из нашей жизни, позволяет нам проявлять равнодушие к её потреблению.

Вода мистична и реальна. Она является одновременно и частью тайны, и частью повседневной жизни. Не задумываясь, мы используем воду для мытья посуды, собак и автомобилей, но мало кто откажется от того, чтобы просто, находясь на пляже, наблюдать, как волны накатываются на берег. Вода воплощает в себе все виды ассоциаций и связей, подтексты и многозначительность. Она также обладает необходимой практичностью.

Вода наиболее известная  субстанция в нашей жизни. Кроме того, она, бесспорно, наиболее важная субстанция нашей жизни. Водяной пар, являясь изоляцией в нашей атмосфере, создаёт комфортные условия для жизни на Земле.  Вода управляет нашей погодой и формирует нашу географию. Вода является смазывающим веществом, которое позволяет континентам двигаться самостоятельно. Вода является невидимым составляющим нашего, зависящего от топлива, общества. Тот же новый телевизор  с плоским экраном, оказывается, чтобы начать работать, тоже нуждается не только в розетке  и  кабельном подключении, но и собственном источнике воды. Кто бы мог подумать?

Вода также является невидимым составляющим в компьютерных чипах, что предоставляет доступ ко всему: от оборудования МРТ (магниторезонансной томографии; прим. mixednews) до создания учётных записей в сети микроблогов Twitter. Действительно, от голубых джинсов до айфонов, от салфеток Kleenex, риса басмати и до стали вашего автомобиля Toyota Prius -  в любом продукте современной жизни содержится вода. И вода, в буквальном смысле, везде. Когда вы берете пакет молока из холодильника и ставите его на стол, через минуту-две наружная сторона покрывается плёнкой конденсата – воды, которая практически мгновенно перешла из воздуха кухни на холодную поверхность коробки молока.

Всё, что делает человек, является, в буквальном смысле,свойством воды, потому что каждая клетка нашего тела заполнена ею, и каждая клетка купается в водянистой жидкости. Кровь – это 83 процента воды. Каждое сердцебиение опосредовано химическими веществами в воде; когда мы смотрим на звёздное ночное небо, клетки, из которых состоят наши глаза, выполняют свои зрительные функции в воде; чтобы думать о воде, нужны нейроны, заполненные водой.

Учитывая, что вода является и наиболее известной субстанцией в нашей жизни и наиболее важной субстанцией нашей жизни, действительно, удивительно, что большинство из нас не задумывается о своём  отношении к воде. Совершенно естественно говорить о своём отношении к автомобилю, пище, алкоголю, деньгам или Богу. Но вода стала невидимой в нашей жизни, что только более примечательно, учитывая, какой важной она является.

Еще в 1999 году, группа исследователей зафиксировали 289 тысяч смывов в туалетах американцев в двенадцати городах от Сиэтла до Тампы. Исследователи использовали датчики расхода воды для фиксирования не только количества смывов воды в туалете, а всех «случаев использования воды» в каждом из 1188 домов в течение месяца. Хотя затраты на исследование составили менее 1 миллиона долларов, оно считается таким подробным и таким новаторским, что уже десятилетие подобное не проводилось. Агентство по охране окружающей среды США продолжает ссылаться на него как  окончательную картину того, как американцы используют воду в домашних условиях.

Исследователи посчитали всё, что мы делаем с водой в домашних условиях: сколько литров уходит на принятие ванны, как часто работает стиральная машина, сколько воды использует посудомоечная машина, кто пользуется слабым напором душа и кто обычным, сколько раз в день мы смываем туалет и сколько литров воды используется в каждом смыве.

Общий вывод исследования можно сформулировать в трёх словах: мы любим смывать.

Для нас американцев смывание воды в туалете – основной способ использования воды. Мы используем больше воды, смывая в туалете, чем во время купания или приготовления пищи, мытья рук, посуды или стирки одежды.  Когда мы думаем об основных способах использования воды, смывание в туалете, как правило, не приходит на ум.  Это одна из тех незаметных составляющих ежедневного использования воды.

Самый крупный потребитель воды в США, по сути, практически не заметен. Ежедневно электростанции страны в процессе производства электроэнергии используют 79,494 миллиона кубических метров воды. Эта вода используется не гидроэлектростанциями, а электростанциями, работающими на угле, газе и ядерной энергии для охлаждения и производства пара.

Туалеты и электрические розетки могут быть незаметными потребителями воды, но они, по крайней мере, служат жизненно важным функциям. Один из крупнейших ежедневных поглотителей воды  не является её потребителем  вообще.  Каждый двадцать второй литр воды, закаченный в водопровод коммунальными предприятиями США, просто вытекает прочь обратно в землю.

Шестнадцать процентов воды вытекает из труб, прежде чем она выйдет из крана в доме, офисе или на производстве. Каждый седьмой день коммунальные предприятия поставки воды  в США теряют воду на протяжении всего дня. И эти 16 процентов американских потерь не так уж плохи: британские коммунальные предприятия теряют 19 процентов  закачиваемой воды, французы – 26 процентов. Возможно, не существует лучшего признака золотого века воды, чем беспечное, почти необдуманное отношение к ней, развившееся благодаря нашему достатку. Мы прилагаем усилия и несём затраты, чтобы найти запас воды величиной с город, строим плотины, водохранилища, резервуары, чтобы сохранять её, и заводы, чтобы очищать её, затем с помощью насосов доставляем её потребителям только для того, чтобы она вытекала до того, как кто-нибудь воспользуется ею.

Одной из отличительных черт двадцатого века, по крайней мере, в развитых странах мира, является то, что мы постепенно перестали думать о воде. Мы используем её больше, чем когда-либо, мы рассчитываем использовать её в ещё невообразимых проектах, и мы совсем не думаем о ней. Это поразительное достижение! Мы создали  памятники – даже храмы – воде. Акведуки Римской империи – чудо техники и грандиозное элегантное изобретение. Они прокладывали водопроводные трубы, представляющие достижение цивилизации и дань уважения самой воде. Сегодня воду предали забвению, и многие люди, посещая римские виадуки, вообще не задумываются о том, что по ним текла вода и как работала эта система.

Многие города мира находятся там, где они есть, благодаря близости к воде. На протяжении истории человечества, в большинстве случаев, добыча воды была ежедневной заботой. Человеческий мозг не представлял пейзажную картину без присутствия на ней воды. В то же время, отношение человечества к потреблению воды было осторожным, потому что от воды люди часто болели. Вот почему родниковая вода из Польши была так популярна в Бостоне и Нью-Йорке ещё сто лет назад: она была безопасной.

Сто лет назад, с рассветом бактериологии, произошли два события. Города начали активно отделять запасы пресной воды от сбросов сточных вод – удивительно, как долго они к этому шли. (Филадельфия – только один из многих городов, чья канализационная система сто лет назад сбрасывала сточные воды в реку выше места городского водозабора).

А в водопроводном хозяйстве обнаружили, что элементарные песчаные фильтры и хлорирование могут очистить и дезинфицировать систему водоснабжения, но не могут гарантировать её безопасность. В течение десятилетия с 1905 по 1915 год, когда в десятках систем водоснабжения по всей стране были установлены фильтры и оборудование для хлорирования, мы пережили революцию воды, которая навсегда существенно улучшила жизнь человека.

В период с 1900 по 1940 год, уровень смертности в Соединенных Штатах упал на 40 процентов. Какая в этом была роль воды? Экономист из Гарварда Дэвид Катлер и профессор медицины из Стэнфорда Грант Миллер провели и опубликовали в 2005 году замечательный анализ по воздействию новых методов очистки воды на резкое снижение смертности в истории США. Они пришли к выводу, что к 1936 году простая фильтрация и хлорирование воды в системах городского водоснабжения сократили общую смертность в городах США на 13 процентов. Чистая вода сократила детскую смертность в два раза.

В двадцатом веке чистая городская вода способствовала росту городов и широкому распространению «водопровода» как основного способа подачи американцам воды. (К 2005 году только 14 процентов американцев по-прежнему пользовались колодцами или другими источниками «самоподачи» воды). Та первая революция воды возвестила эпоху (мы всё ещё думаем, что живем в ней), в которой вода была неисчерпаемой, бесплатной и безопасной. И поскольку она была  неисчерпаемой, бесплатной и безопасной, мы могли не думать о ней.

Тот факт, что она была неизменно доступной «по требованию», означал, что мы использовали её тем больше, чем меньше думали о ней.

Наше достижение в решении проблем с потреблением чистой воды возвестило не только о приходе её золотого века, но и о начале вековой эпохи, в которой вода стала наименее заметной. Наши счета за воду, которые вдвое меньше, чем ежемесячные счета за кабельное телевидение или мобильный телефон, даже при тщательном изучении, практически не дают картины, сколько воды мы используем и как мы её используем.

Новые микро-загрязнители, о которых мы начинаем слышать, очень малы, почти величиной с молекулу (следы пластмасс, противозачаточных таблеток, антидепрессантов), до вчерашнего дня, в буквальном смысле, были невидимы даже для химиков. И, конечно же, вы не сможете сказать, глядя на воду или выпивая её, присутствуют ли они там. Воздействие этих микро-загрязнителей (если таковые имеются) на наше здоровье может оставаться незаметным в течение многих лет: его практически невозможно предсказать или проследить.

Даже наша эмоциональная связь с водой скрылась в глубине и замаскировалась: легкость, с которой вода входит и выходит из нашей жизни, позволяет нам проявлять равнодушие к её потреблению.

Но золотой век воды быстро подходит к концу. Прошлый век приучил нас думать, что воды в природе много, она безопасная и дешёвая. Мы думали, что так должно быть, что так будет. И вот внезапный шок!

Весь мир, и Соединённые Штаты в том числе, находится в середине водного кризиса. Эксперты осознают это (телеканал прогноза погоды Weather Channel уже присвоил      ярко-оранжевый логотип для прогнозов засухи), но большинство людей даже в зонах с серьезными проблемами воды,  похоже, не понимают этого. Мы вступаем в новую эпоху дефицита воды – не только в таких традиционно сухих или испытующих трудности с водой местах, как юго-запад США и Ближний Восток, но и в местах, которые, кажется, обеспечены водой, как Атланта и Мельбурн.

В мире 6,9 миллиардов человек. По крайней мере, 1,1 миллиард из нас не имеют доступа к чистой и безопасной питьевой воде – это одна шестая человечества мира. Еще у 1,8 миллиарда человек нет воды в домах или дворах. Они вынуждены набирать воду на расстоянии  километра от жилища. Так, по крайней мере, 40 процентов населения мира либо не имеют хорошего доступа к воде, либо вынуждены далеко ходить за нею.

В течение следующих пятнадцати лет, к 2025 году, мир добавит 1,2 миллиарда человек. К 2050 году мы добавим 2,4 миллиарда человек. Так, с сегодняшнего дня в течение сорока лет больше новых людей присоединятся к общей численности населения, чем было во всем мире в 1900 году. Они будут испытывать жажду.

И, наконец, непредсказуемость изменения климата. Наличие воды сильно зависит от погоды и климата, как в развитых странах, так и в развивающихся. В 2008 году, во время многолетней засухи по всему юго-востоку США, 80 процентов жителей Северной Каролины жили в условиях ограниченного пользования водой.

В Лас-Вегасе 2 миллиона жителей и 36 миллионов посетителей в год, и уровень воды в его источнике в январе 2011 года была ниже, чем это было в каком-либо январе с 1965 года. В то время в Лас-Вегасе было около 200 тысяч жителей, а сегодня, в обычный день, в городе только туристов в два раза больше.

Помимо демографических и климатических изменений, ещё одной огромной (и продолжающей расти) нагрузкой на водные ресурсы является экономическое развитие. Темпы развития Китая и Индии измеряются семимильными шагами, а вместе эти две страны составляют треть человечества мира. Для экономического развития нужны полноводные реки не только потому, что люди хотят много – к тому же безопасной – воды, так как их доходы возрастают, но и потому, что  современные заводы и предприятия используют такие огромные объемы воды. Однако было бы ошибкой думать, что большие проблемы, связанные с водой нельзя решить. Один из самых поразительных, вдохновляющих и наименее известных примеров являют Соединенные Штаты. Сегодня Соединенные Штаты используют меньше воды, чем в 1980 году. Не в расчете на душу населения, а в абсолютном выражении. Использование воды в США достигло своего пика в 1980 году и составило 1,67 миллиардов кубических метров воды в день для всех целей.  Сегодня страна использует около 1,55 миллиардов кубических метров воды в день.

Этот показатель удивителен во многих отношениях. С 1980 года население США выросло на 70 миллионов человек. За этот же период ВВП США в реальном выражении – более чем в два раза. Сегодня мы используем меньше воды для создания продукции на 13 триллионов долларов, чем тогда было необходимо для создания  продукции на 6 триллионов долларов.

В самом деле, самое неприятное отношение, которое мы начали развивать к воде,  сродни  презрению к эпохе, которую мы только что пережили. Именно всеобщий доступ был основой нашей философии использования воды в течение последних ста лет: обеспечение чистой, надежной водопроводной водой, что привело к золотому веку воды; именно этот принцип перевернулся с ног на голову.

Великолепная скрытость нашей водопроводной системы – источники воды людям, которые используют её, неизвестны,  трубы уложены под тротуар, очистные сооружения незаметны и спрятаны, услуга водоснабжения сама по себе настолько надёжна, что даже надёжность невидима.  Невидимость – вот, что́ стало самой значительной уязвимостью системы.

Эта невидимость создаёт трудность для понимания людей, сколько усилий и денег необходимо для поддержания системы, которая действует десятилетиями, но, по сути, постепенно ржавеет от десятилетий забвения. Почему я должен платить более высокие налоги только для того, чтобы заменить старые водопроводные трубы? Я буду пить только воду в бутылках, если мне не нравится то, что течёт из крана. Это почти как если водопроводная вода рассматривается не с уважением и признательностью, а с намеком на снисходительность и даже презрение.

Конечно, вы не вызовете Dasani (марка питьевой бутилированной воды от компании Coca-Cola; прим.mixednews), если ваш дом охватит пламя. Мы в опасности, если думаем о воде, как о почте: раз у нас есть FedEx («Федерал экспресс» – крупнейшая частная почтовая служба срочной доставки небольших посылок и бандеролей; прим. mixednews), нам не нужна государственная почтовая служба.  Когда всеобщий, круглосуточный доступ к воде начинает пропадать, его становится очень трудно вернуть. Но для его поддержания требуется больше, чем ежемесячная оплата счета за воду. Если мы хотим быть готовыми к новой эре воды, мы должны вернуть воде её глубокий смысл, мы должны избавить её от клише. Нам необходимо вновь открыть для себя её истинную ценность, а также серьезные обязательства, необходимые для её предоставления.  Один из парадоксов нашего отношения к воде состоит в том, что в тот момент, когда она становится недоступной, когда она действительно исчезает, мы настойчиво обращаем на неё внимание.
Источник перевод для mixednews – Dino

Комментариев нет:

Отправить комментарий