Новости недели

пятница, 29 апреля 2011 г.

Селекционер, обогативший Америку


Неизвестная звезда

Честно скажу, что я не знал бы ничего, кроме официозной версии конфликта вокруг генетики, если бы не начал читать журналы того времени. К ним я чуть позже вернусь, а прежде изложу сомнения, которые возникают у здравомыслящего человека, читающего статьи о "победе" Лысенко над генетиками.

Получалось, что АМЕРИКАНСКИМ СВЕТИЛАМ науки - Вейсману, Моргану и опиравшемуся на них академику Н.И. Вавилову, власти СССР предпочли безвестного агронома с Одесской испытательной станции Т.Д. Лысенко, старого селекционера из Козлова И.В. Мичурина и марксиста-биолога И.И. Презента?
Чиновники, заведующие сельским хозяйством в нашей стране, независимо от смены ее названий, почти всегда ПОДДЕРЖИВАЛИ ПРОВЕРЕНОЕ ЗА РУБЕЖОМ, иначе в случае провала с них бы "сняли головы" за самодеятельность в стратегической области.
Если они выбрали Т.Д. Лысенко, то на его стороне ТОЖЕ ДОЛЖЕН БЫЛ СТОЯТЬ…АМЕРИКАНЕЦ, фигура, равная по весу нобелевскому лауреату Томасу Моргану. Неизвестный, изменивший судьбы академиков своим влиянием, словно загадочная гигантская звезда ход небесных светил.
С другой стороны, у нас не объясняли, ОТКУДА ВОЗНИКЛО ПРОЦВЕТАНИЕ в сельском хозяйстве США конца XIX века, КОГДА ЕЩЕ НЕ РАЗВИЛАСЬ ГЕНЕТИКА, ведь хромосомная теория наследственности была сформулирована только в 1910-е годы.
Литературные журналы 1920-1930-х гг. нередко публиковали очерки о жизни США, так как основной установкой партии в то время был лозунг "Догнать и перегнать" Америку, и вот в известном издании того времени "30 дней" за 1925 г. в N4 мне встретилась яркая статья Ильи Ренца о ЛЮТЕРЕ БЕРБАНКЕ.
Уверен, что это имя, уважаемые читатели, вы слышали едва ли, если только не являетесь профессиональными ботаниками или очень компетентными в своей области садоводами, а Ренц упоминал, что рассказы о детстве Бербанка, выросшего 14-м ребенком в семье фермера и спавшего в клетке с курами, вошли в школьные хрестоматии США. Добавлю, наряду с историями о детстве президента Джорджа Вашингтона. В сознании миллионов детей Америки Бербанк и Вашингтон были соразмерными величинами!
Обратимся к советским словарям, чтобы выяснить что-то об этом человеке: "СЭС" 1980-х сообщал о нем: "БЕРБАНК ЛЮТЕР (1849-1926) АМЕРИКАНСКИЙ СЕЛЕКЦИОНЕР-ДАРВИНИСТ. АВТОР МНОГИХ СОРТОВ ПЛОДОВЫХ, ОВОЩНЫХ, ПОЛЕВЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР".
Позже это имя встретилось несколько раз у Дейла Карнеги. В главе "Легкий способ стать хорошим собеседником" был такой абзац: " "На званом обеде… я познакомился с одним известным ботаником, и он меня очаровал. Я буквально не мог стронуться с места, слушая, как он говорил о …Лютере Бербанке и…открывал мне поразительные факты относительно скромной картошки". Карнеги знал, что пример селекционера Бербанка для большинства американцев необычайно весомый. Наряду с опытом известных банкиров, магнатов и даже президентов.
В США, ценился человек, приносящий большой доход себе и людям. Каков же вклад Бербанка в обогащение Америки? Вот что сообщал о нем в статье Ренц:
"Первое произведение… прославившее его по всему миру, носило название "Картофель Бербанка". Одно то, что Бербанк увеличил на 25 процентов содержание крахмала в картофеле могло бы обессмертить его имя... Америка до 1906г. произвела вкусного "бербанковского картофеля" почти на 40 миллионов золотых рублей. Из этих денег на долю "изобретателя" пришлось… 300 рублей. Он купил себе кусочек неважной болотистой земли близ города Санта-Роза. Осушив и удобрив почву, Лютер начал с того, что развел фруктовый сад". Спустя 4 года клочок земли в полторы десятины "давал Бербанку 20 тысяч золотых рублей в год чистой прибыли".
"Доходы шли на организацию опытов по отбору и скрещиванию растений. И результаты получились волшебные. Каждая луковица испанского лука нового образца стала весить более килограмма. Скрестив два вида совершенно несъедобных ягод, он вывел неожиданную по вкусу "Солнечную". Для американских хозяек это теперь любимая начинка для пирогов".
В Интернете садовод Г. Мартынюк посвятил солнечной ягоде Бербанка целую статью. "Внешне санберри напоминает маленькое деревце высотой 1-1,2 м, буквально усыпанное блестящими черными, "антрацитовыми" ягодами размером с вишню. Сочные ягоды, собранные в гроздья по 10-15 штук, по вкусу напоминают черный паслен. Растет санберри на любой почве, не требуя особой обработки земли, удобрений и обильного полива. "Такая жизнестойкость, - отмечал Бербанк, - характерна для гибридных растений".
Энциклопедия "Кругосвет" сообщает: Бербанк получил образование в школах штата Массачусетс и в Ланкастерской академии. Решив посвятить себя изучению природы, прежде всего растений, приобрел участок земли в Луненберге, где проводил эксперименты. В 1873 г. вывел новый сорт картофеля "Бербанк". В 1875 переехал в Калифорнию и заложил близ Санта-Розы плодово-декоративный питомник, в котором работал до конца жизни".
ЗИГЗАГИ ДАРВИНИЗМА
Работал Бербанк совершенно особым методом. Из статьи Ренца: "Свидетели рассказывают, что он бродит среди гряд с тысячами однообразных растений. За ним следуют обычно два помощника. Бербанк остро вглядывается в ряды, казалось бы одинаковых ростков и вдруг делает знак, указывая на одно из растений. Помощник тотчас же обвязывает "избранника" белым шнурком. Среди бесчисленных растений отбирается лишь самое малое количество "лучших", создавая подобие естественного отбора. В тот же вечер вся забракованная масса растений скашивается, сгребается в кучи и сжигается. "Избранники" же становятся материалом для дальнейших опытов…Бербанк неумолим как природа: только лучшее должно жить и служить человеку. Все слабое и болезненное подлежит уничтожению, на пользу тому же человеку".
Метод Бербанка отличала необычайно результативная интуиция. Эксперт ЮНЕСКО Альбер Сассон разъяснял ее уникальность в книге 1985 г., посвященной биотехнологиям: " В США на долю четырех сортов картофеля приходится свыше 72% всех площадей, занятых культурой. Наиболее распространенным из них является Рассет Бербанк (красный картофель Бербанка). Чтобы по достоинству оценить достижение Бербанка, необходимо иметь в виду, что американские селекционеры, испытавшие с начала 1930-х свыше 20 миллионов сеянцев картофеля, так и не добились успеха в выведении сорта столь же удачного, как сорт Рассет Бербанк".
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МЕТОД БЕРБАНКА ПОДТВЕРЖДАЛ ТЕОРИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, существующего в природе? Вот что пишет академик Л.С. Берг: "Дарвин предполагает, что единичное случайное уклонение в случае, если оно окажется полезным для его обладателя и наследственным, подхватывается естественным отбором. Но все известное по этому вопросу говорит, что естественный отбор… напротив — СОХРАНЯЕТ НОРМУ. Произведенные в Америке тщательные наблюдения над воробьями во время одной бури, показали, что… погибли как раз особи с очень длинными или очень короткими крыльями, хвостами, клювами. То же оказалось справедливым для куколок бабочки-шелкопряда и для семян фасоли: прорастают, как правило, семена среднего веса, самые же крупные, а равно самые мелкие, обычно гибнут".
Поэтому Бербанк был "дарвинистом", но внесшим ИСКУССТВЕННЫЙ отбор в природу.
БЕРБАНК И ЙОГИ
Бербанк в начале XX века был необычайно знаменит. К нему приезжали учиться проф. К.А. Тимирязев, академик Н.И. Вавилов, с ним переписывался И.В. Мичурин. В скромный домик, где жил Бербанк с приемной дочерью Бетти тысячами шли письма от садоводов всего мира. Возможно, не случайно и писатель Жюль Верн вывел в произведении "Север против Юга" борца с рабством - Джемса Бербанка.
Бербанк потрясал приезжих идеями. Его достижения перечислены в энциклопедии "Кругосвет": "ученый создал новый вид сливы без косточек, кактус без колючек, который можно употреблять в пищу, орех с тонкой кожурой, айву с запахом ананаса, множество декоративных растений… Вывел белую ромашку с огромными цветками, душистую вербену с запахом жасмина, гвоздику, меняющую цвет лепестков в течение дня". О гвоздике Бербанка рассказывалось в упомянутой статье 1925 г.: " Один и тот же цветок имеет утром чисто белый цвет, в полдень становится ярко-розовым, а к вечеру вы его видите темно-пунцовым".
Бербанк также с помощью прививок создавал на одном дереве целый сад из яблони, вишни, абрикоса, вывел новые карликовые каштановые деревья и ореховые деревья с фантастической скоростью роста. Это подтверждал, например К.А. Тимирязев. Ренц пишет, что ученый "показал одному лесоводу фотографию орехового дерева, выведенного Бербанком, и спросил, сколько лет этому дереву? "Не менее ста" – ответил опытный лесовод, вглядевшись в изображение дерева-великана. Оказалось же, что на самом деле дереву было 15 лет. Сила и крепость молодых бербанковских гигантов от ненормальной быстроты роста не уменьшается: доски из них при проверке не уступали тем, на которые раскололись "старики-родители".
Однако самая загадочная история произошла с выведенным Бербанком кактусом без колючек – опунцией. В статье Интернет-газеты "Наука-обществу" сегодня сообщают об этом проекте: "Бербанк писал о своем кактусе: "Он будет расти на обширных, теперь совершенно бесплодных участках земли при минимальном уходе и минимальной обработке почвы и может доставлять корм скоту. Он произведет революцию в снабжении мясом и превратит наши пустыни в плодородную страну"… Урожаи при самых неблагоприятных условиях достигают ста-двухсот тонн кормовой массы на гектар".
Для того, чтобы лишить кактусы колючек, Бербанк… разговаривал с ними. Об этом рассказал П. Йогананда в книге "Автобиография йога" в главе "Лютер Бербанк -святой среди роз":"Секретом лучшего разведения растений, помимо научного знания, является любовь, эту мудрость Лютер Бербанк высказал во время прогулки в его саду в Санта-Роза. Мы задержались у клумбы съедобных кактусов. Он продолжал: Проводя опыты по выведению кактусов без колючек, я часто говорил с растениями, чтобы создать вибрации любви: Вам нечего бояться. Вам не нужны колючки для защиты. Я защищу вас. Постепенно появилась новая разновидность этого полезного растения пустыни - без колючек". После многих бесед с йогом великий селекционер получил посвящение. При этом он очень любил мать, искреннюю христианку, благословлявшую его в видениях. Йогу он признавался, что иногда чувствует, что "в состоянии лечить больных людей из своего окружения, а также многие больные растения".
Фермеры США были готовы разводить вместо кукурузы опунцию, потому что первые опыты ее сбыта, показали: доход увеличивается десятикратно. Но возникла другая проблема: мясо скота могло резко подешеветь!
Процитирую снова статью из газеты "Наука - обществу": "узнав об опунции Бербанка, скототорговцы переполошились. Выведенные Бербанком формы опунции приобрела фирма Франна Дауда и уничтожила их. Несмотря на многочисленные запросы, посадочный материал не был никому продан. Были попытки развести опунцию в СССР, она успешно выдерживала засуху, зимние морозы – но по урожайности сильно уступала опунции Бербанка".
Странно, что пропали все опунции. Помимо тех, что росли у Бербанка, три их листа были бережно сорваны селекционером и переданы йогу, тот посадил их в своем саду на Маунт Вашингтон и "радовался их буйному росту".
В статье на сайте о кактусах (kaktus1) сообщается о дальнейших злоключениях селекционера: "В 1925 году в штате Теннесси начался так называемый "обезьяний" процесс, на котором обвиняли учителя Скопса за преподавание дарвинизма в школе, Бербанк выступил в защиту науки. Переживания по поводу этого процесса ускорили его смерть, которая наступила в 1926 году".
БОРЬБА ЗА ИДЕЙНОЕ НАСЛЕДСТВО БЕРБАНКА
Трудно сказать, всему ли можно было верить в литературных статьях о Бербанке. Например, Ренц сообщал о том, что якобы селекционер получил сорт гороха точно такой, как заказал владелец консервного завода: "чтобы все горошины были одинаковой величины, чтобы все стручки созревали одновременно, и чтобы каждый побег давал обильный урожай стручков". О таком опыте в других источниках не упоминается.
После смерти Бербанка власть большевиков потребовала чудес от отечественных ученых.
Каждый из них находил в трудах Бербанка подтверждение своих теорий.
Первым наследником его работ объявил себя академик Н.И. Вавилов.
На сайте ВИРа им. Н.И. Вавилова помещена статья "Лютер Бербанк и Н.И. Вавилов". В ней отмечается, что в ходе поездки, осенью 1921 г., Н.И. Вавилов "имел возможность ознакомиться с деятельностью и личностью Бербанка". В некрологе на смерть выдающегося селекционера, вышедшем в 1926 г. в "Трудах по прикладной ботанике", Н.И. Вавилов написал: "стоя с фотографическим аппаратом перед Бербанком среди цветов", он "почувствовал эту живую сказку - сказку силы индивидуальности в этом красивом старике с лицом артиста; художника среди его творений..." Подчеркнув многие правильные принципы работы Бербанка, в том числе сбор большого количества видов растений по всему миру и создание межвидовых гибридов, Н.И. Вавилов отметил, что "интуитивное творчество художника-секционера шло нередко вразрез современным точным генетическим установлениям". Тем не менее он "способствовал переводу и публикации в 1927 г. в России одной из работ Бербанка, сопроводив ее своим комментарием".
В 1928 г. выходит статья М. Горького "О музыке толстых", где продолжателем Бербанка объявляется И.В. Мичурин: "Недавно один из наших краеведов… из Козлова напомнил мне письмом о двух чудотворцах - о Лютере Бербанке, американце-самоучке, и о нашем гениальном Иване Владимировиче Мичурине... Лютер Бербанк создал много новых сортов плодовых растений, идущих на потребление богатых, Мичурин создал свыше 100 сортов плодовых деревьев, среди которых есть груши, поспевающие только под "Рождество" (в подвалах, в ящиках) и хранящиеся в самых примитивных условиях до апреля. В суровой Тамбовщине у Мичурина растут и великолепно плодоносят абрикосы, виноград (4 сорта), миндаль, грецкий орех, тутовое дерево… и пр, - всё это для трудящихся, всё это для нашей деревни… Лютер Бербанк и Иван Владимирович Мичурин — два противоположные полюса садоводства, но в облике их много общего. Оба приступили к творчеству в ранней юности, оба были бедны, оба великие мыслители, художники и изобретатели. Оба сделали величайшие открытия в области растениеводства".
В 1929 году в США разразился финансовый кризис, обусловленный крахом политики глобализма, повлиявший на мировоззрение правительства СССР. Подражательное движение вслед за Америкой, оказалось, вело в нищету "Великой депрессии".
В 1930-м году вышел перевод книги Бербанка: "Жатва жизни", в предисловии к которой интерпретатором работ Бербанка объявил себя сторонник Т.Д. Лысенко д.б.н. И.И. Презент. В Интернете теперь можно прочитать и его аргументы.
И.И. Презент описывает селекцию Бербанком бескосточковой сливы, как результат нахождения удаленного от США вида и выращивания из него селекционером нового. Исходный с малой косточкой был обнаружен Бербанком во Франции, а выведен из него сорт вообще без косточки! Приводится и цитата из книги "Жатва жизни": "не осталось никакого сомнения, что новые свойства, НЕ ЗАКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ МАССЕ данных растений ИЛИ СОВЕРШЕННО ЧУЖДЫЕ ИМ, с помощью практикуемого мной метода… настолько могут запечатлеться в последующих поколениях и действительно запечатлеваются, что… в результате подбора возникает новое, отличающееся от прежних растение". Так "дарвинист" Бербанк противопоставлялся генетикам.
Верхи СССР сделали ставку на "истинных" наследников Бербанка: И.В. Мичурина, Т.Д. Лысенко, И.И. Презента и НЕ НА НАУКУ, А НА САМОУЧЕК-"дарвинистов". С целью поиска природных знатоков земли и живого, равных Бербанку и Мичурину, было основано массовое "мичуринское движение", которое взяли под управление академик Т.Д. Лысенко и его идеолог И.И. Презент. Но Мичурин, удостоенный после статьи М. Горького наград и званий, и объявленный И.И. Презентом "советским творческим дарвинистом", скончался уже в 1935 году.
Один Бербанк работал с эффективностью 10-ти НИИ, поэтому академику Н.И. Вавилову, великому ученому, чтобы оправдать надежды властей СССР "догнать и перегнать Америку", пришлось пообещать генетическими методами за несколько лет решить проблемы засухоустойчивости, морозоустойчивости, ветрополегания растений. Об этой трагической ошибке написал в книге "Вечное движение" академик-генетик Н.П. Дубинин. За то, что чудо не свершилось, и не было выполнено обещанное, не появились доходные сорта (типа "картофеля Бербанка", а их не создал никто даже через 100 лет), в 1940 году Н.И. Вавилов был арестован и казнен в 1943 году.
Мичуринское движение принесло большую пользу, однако наши самородки не могли развернуться, как Бербанк. Сам академик Т.Д. Лысенко сделал немало полезного, например, предложил способ яровизации семян (охлаждения перед посевом) для акклиматизации сортов, посадку картофеля глазками в блокадном Ленинграде. Но ему было далеко до чудес Бербанка. Не дождавшись их от академика, новая генерация номенклатуры превратила его в 1960-е годы в "козла отпущения" за отставание сельского хозяйства СССР от Америки.
А чтобы не сравнивали достижения двух держав, имя американского селекционера надолго предали забвению. Когда не помнят о человеке – то и проблемы нет. В то же время Академия наук США опубликовала 20 томов исследований о Бербанке.
Не просто "догнать и перегнать Америку", когда не знаешь источники ее богатства. И все-таки надо, чтобы мы знали о забытых великих людях и их делах.
Опубл. в "Новом Петербурге" №30, 2007 г., авторская версия для ВиМ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий