Новости недели

понедельник, 21 ноября 2011 г.

Вольтер - наставник королей



Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.



  • [ вольтер и врач ]
Один французский врач вернулся из России и стал говорить Вольтеру, что его похвалы России сильно преувеличены. Вольтеру не хотелось спорить:
"Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!"
  • [ вольтер на осаде ]
Во время осады одной из крепостей Вольтер с любопытством осматривал осадные орудия. Военачальник увидел это и пригласил Вольтера спуститься в траншею. Вольтер отказался:
"Месье! Я охотно воспою ваши подвиги, но не польщусь разделить их с вами".
  • [ вольтер инкогнито ]
Вернувшегося инкогнито в Париж Вольтера, у заставы остановили полицейские, которые стали расспрашивать о запрещенных законом вещах. Вольтер сказал:
"Единственная контрабанда в карете - это я!"
  • [ вольтер о своей иронии ]
Однажды Вольтера спросили:
"Существует ли еще в мире то, на что не была бы обращена ваша беспощадная ирония?"
Вольтер дал неожиданный ответ:
"Конечно существует! Моя собственная персона никогда не будет мишенью моей иронии".
  • [ вольтер и фридрих II ]

Король Пруссии Фридрих II пригласил однажды Вольтера покататься с ним на лодке. Вольтер согласился, но, увидев, что лодка протекает, быстро выскочил из нее на берег. Король рассмеялся:
"Как вы боитесь за свою жизнь, а я вот не боюсь".
Вольтер холодно ответил:
"Это легко понять: королей на свете много, а Вольтер только один".
  • [ разрыв с фридрихом II ]
Однажды Вольтер сидел в своей комнате с прусским генералом, который составил свои записки о России, а Вольтер переводил их на французский язык. В это время Вольтеру передали очередное сочинение Фридриха II, который передавал свои труды гостю с просьбой оценить их и исправить, где надо. Вольтер сказал генералу:
"Друг мой! Нам придется отложить нашу работу. Видите, король прислал мне в стирку свое грязное белье. Надо его постирать".
Эти слова сообщили королю, после чего последовал разрыв между Вольтером и Фридрихом II.
  • [ вольтер и гость ]
Известно, что Вольтер с большим радушием принимал иностранных гостей в Фернейском замке. Один такой гость дал понять хозяину, что хотел бы провести в замке около шести недель. Вольтер рассмеялся:
"Вы хотите походить на Дон Кихота! Тот принимал постоялые дворы за замки, а вы принимаете замок за постоялый двор".


  • [ вольтер и екатерина II ]
Екатерина II прислала Вольтеру шкатулку из слоновой кости, которую выточила собственноручно. Вольтер взял у своей племянницы несколько уроков и вскоре послал императрице пару чулок из белого шелка. К посылке были приложены стихи, в которых Вольтер любезно говорил, что, получив от нее мужскую работу сделанную женщиной, он просит ее величество принять женскую работу, сделанную мужскими руками.
  • [ Ваши отношения с Богом? ]
У Вольтера спросили:
- Каковы ваши отношения с Богом?
- Мы здороваемся, но не разговариваем.
  • [ Черти утащили ]
Вольтеру нездоровилось, но какой-то англичанин буквально ломился к нему на прием.
- Скажи ему, что я смертельно болен, — приказал Вольтер слуге.
Увы это не вразумило посетителя.
— Он все же хочет посетить вас,— доложил слуга.
— Скажи ему, что я умер, — негодовал Вольтер.
— Он хочет видеть вас в гробу, — последовала очередная просьба.
Вольтера буквально взорвало:
— Скажи, что я умер и черти утащили мой труп в преисподнюю!
  • [ Быстрее согреться ]
Озябший после прогулки Вольтер грелся у камина, когда его посетил какой-то молодой человек с просьбой оценить написанные им стихи. Прочитав их, Вольтер изрек:
— Если бы в ваших стихах было больше огня или в огне (он указал на камин) больше ваших стихов, я бы быстрее согрелся.
  • [ Нет адресата ]
Поэту, принесшему Вольтеру стихи под названием "К потомству", он сказал:
— Я думаю, что они не найдут адресатов.
  • [ Не стоит обо мне заботится ]
За свои крамольные сочинения Вольтер был заключен в Бастилию. Когда представилась возможность, он направил оригинальное прошение принцу-регенту Франции: "Умоляю вас, не заботьтесь о моем жилище и питании". И подписался "Эдип".
То ли у принца-регента было развитое чувство юмора, то ли до него дошло негодование поклонников Вольтера из высшего света (а таковые были), но великий француз покинул страшную тюрьму.
  • [ Вольтер и Верне ]
Однажды Вольтер встретился с французским художником Жозефом Верне и сказал ему: "Мсье Верне! Вы станете бессмертным, так как ваши краски самые лучшие и прочные в мире". Художник скромно ответил:
"Мои краски не могут равняться с вашими чернилами".
  • [ Вольтер и Вольта ]
Однажды Вольтер (Voltaire) высоко оценил труды итальянского физика Алессандро Вольта (Volta). Когда ему передали отзыв великого писателя, он сказал:
"Я, возможно, действительно чего-то стою хотя бы уже потому, что Вольта - пол-Вольтера".
  • [ Вольтер о хорошем ]
Однажды Вольтера спросили:
"В чем разница между хорошим и прекрасным?"
Вольтер ответил:
"Хорошее требует доказательств, а прекрасное не требует".
  • [ Вольтер и адвокат ]
Один адвокат явился к Вольтеру и приветствовал его словами:
"Я пришел поклониться светочу мира!"
Вольтер тотчас же велел принести щипцы для снятия нагара.
  • [ Вольтер и Галлер ]
Вольтер высоко оценивал ученые труды доктора Галлера. Однажды ему сказали, что Галлер не так уж хорошо отзывается о трудах самого Вольтера. Вольтер на это ответил:
"Удел смертных - ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся".

  • [ Вокансон и Вольтер ]
Однажды г-н де Вокансон, выдающийся французский механик, оказался в обществе одной коронованной особы. Там же присутствовал и Вольтер. Но иностранный государь уделял все внимание де Вокансону, и не обращал ни малейшего внимания на Вольтера. Де Вокансон был очень смущен этим обстоятельством. Он подошел к Вольтеру и передал ему очень лестный отзыв о нем от иностранного величества. Вольтер оценил деликатность де Вокансона и ответил:
"Как! Вы заставили его произнести такие слова? Узнаю ваш талант!"
  • [ Вольтер и "Антимакиавелли" ]
Вольтер говорил про "Антимакиавелли", сочинение прусского короля Фридриха II, что он плюет на блюдо, чтобы отбить у других охоту к еде.

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/voltaire/facts.html
Фото: Википедия


Комментариев нет:

Отправить комментарий