Новости недели

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Новые деньги для нового тысячелетия

Когда мы вступили в третье тысячелетие, вполне естественно будет поинтересоваться, насколько отличается сегодняшний мир от того, каким он был две тысячи лет назад, и каким он может быть спустя еще две тысячи лет.



Мир сегодня резко отличается от того, каким он был описан в христианской Библии, однако при ближайшем рассмотрении для миллиардов людей он не слишком отличается от того, каким был раньше. Как и две тысячи лет назад, он все также разделен на богатых и бедных, и в нем по-прежнему существует голод – посреди изобилия, невежество – среди просвещения, а могущественные нации продолжают господствовать над слабыми. Войны, грабежи, бедность и эпидемии продолжают существовать, и даже в еще больших масштабах.
Как и две тысячи лет назад, если мы продолжим существующие тенденции в будущее, то трудно будет представить, что на Земле вообще выживет хоть кто-то.
Многие теории пытались объяснить нашу жизнь, были проведены и многие социальные эксперименты, однако одно оставалось неизменным: бедные оставались бедными, социальные разделения как были, так и есть, а социальные проблемы растут вместе с ростом населения. Проблемы экологии и здоровья становятся все острее, в то время как растут материальные потребности, а ресурсов для их удовлетворения становится все меньше.
Что же проходит острым шипом через всю историю человечества, пронзая общество и мешая нам найти решения даже самых важных социальных проблем? Это внутреннее зло человеческого духа; это частная собственность на средства производства; это ущербные социальные и экономические институты; или это коррумпированная политическая система?
Есть все больше свидетельств того, что этим шипом являются деньги – причем не их нехватка, а то, каким образом они функционируют.

Как работают наши деньги?
То, каким образом функционируют наши деньги, крайне недооценивается историками и социологами. В действительности большинство из нас обращаются с деньгами так, как с некой божественной данностью: монолитной, незыблемой, нейтральной «субстанцией», с которой мы просто должны жить и к которой должны приспосабливаться.
Несмотря на все современные электронные ухищрения, тот способ, которым работают наши деньги, не сильно изменился и в новом тысячелетии. Независимо от своей формы, их основной функцией остается служить посредником при обмене.
Наиболее примитивные формы денег – это товары, которые обменивались лучше других. Позднее их сменили драгоценные металлы, ставшие более распространенным средством для обмена. Такие деньги были реальными ценностями наравне с другими, и часто могли употребляться по прямому назначению. Отношения обмена возникали между продавцами и покупателями, и между ними проходили реальные ценности. Век за веком деньги становились все более абстрактными. С появлением банкинга, деньги еще больше утратили свою изначальную ценность, поскольку лица, контролирующие выпуск денег, поняли, что они могут одалживать свои драгоценные металлы, не выдавая их на руки, а просто печатая денежные знаки. Они также поняли, что могут заявлять об обладании более крупным количеством реального богатства, чем есть у них на самом деле.
Сегодня наши деньги вообще не имеют никакой субстанции. Они ничем не обеспечены, и даже не имеют материального носителя, кроме небольшого количества монет и банкнот, выпущенных государством, то есть в основном они практически не существуют. Деньги превратились в числа на дисках компьютеров, в информацию. В то же время, мы продолжаем обращаться с нашими деньгами так, как будто они существуют; для нас они так же реальны, как для наших предков был реален их скот и золото.
Можно сказать, что самой основополагающей характеристикой наших денег является то, что они существуют; точнее, то, что мы обращаемся с ними так, как будто они существуют. Об этом говорит вся логика нашей экономической системы, которая, в свою очередь, определяет наши экономические взаимоотношения, работу учреждений и образ мысли.
В основном деньги использовались и развивались для того, чтобы способствовать торговле и сфере услуг. Объем торговли зависит от количества и распределения денег. Предложение подразумевает источник и качество.Источником всех современных денег являются частные финансовые учреждения, которые создают деньги, когда они предоставляют кому-либо кредит. На счета заемщиков ложится определенное количество денег, которые затем поступают в оборот. Деньги, которые они получают, вовсе не «заимствуются» с других счетов, ведь эти счета не что иное, как цифры в базе данных. Деньги создаются из ничего просто через набор цифр на компьютерной клавиатуре.
В прошлом, реальное физическое количество чего-либо имело денежную ценность, зависящую от количества усилий, необходимых для его производства. Количество денег в обращении прямо зависело от объема торговли.
Хотя в наши дни деньги не имеют физической сущности и «создаются» просто из ничего, безо всякого усилия, мы продолжаем обращаться с ними как если бы их много - либо мало. Само это представление подразумевает равновесие, при котором существует только «правильное» количество денег.
Как практически каждый доллар своим существованием обязан долгу, количество денег, находящихся в обращении управляется величиной долга. Равновесие возникает тогда, когда существует правильное количество денег для экономики, чтобы обеспечить обмен товарами и услугами в том объеме, который люди могут себе позволить. Это не имеет ничего общего с тем количеством, которое необходимо, чтобы удовлетворить разумные монетарные потребности всех жителей страны. Нехватка денег, проявляющаяся в бедности и безработице, не может быть восполнена через кредитование, поскольку кредитная база (кредитоспособная часть населения), слишком мала.
Лишь то, что существует, имея физическую сущность, и может быть распределено, и распределение имеет значение только если существует формула этого распределения. Поскольку деньги дают своему обладателю доступ к товарам и услугам, предоставляемым обществом, то самой разумной формулой этого распределения должно быть соответствие количества денег у их обладателя их вкладу в производство и создание этих товаров и услуг.
В нашей нынешней системе распределение денег не имеет ничего общего с трудовым вкладом. Формула нашего распределения денег зависит от их происхождения. Когда практически все деньги возникают как средства, полученные по кредиту, а сам кредит определяется «кредитоспособностью», то деньги втекают в экономику сверху вниз, и в основном циркулируют среди тех, кто уже имеет немало денег, пока из-за каких-то случайностей не опускаются вниз, к тем, кто их не имел.

Социальные и экономические последствия современной финансовой системы
Эта антидемократическая система, при которой деньги создаются в частных финансовых учреждениях, движимых погоней за прибылью, причем возникают они в ходе кредитования, то есть как долг, имеет множество важных последствий для всех жителей планеты.
Кроме расслоения общества на тех, у кого масса денег, поскольку они имеют доступ к их источнику, и тех, у кого их крайне мало, поскольку этого доступа нет, отсутствует связь между количеством создаваемых денег и монетарными потребностями населения.
Система, при которой создается лишь такое количество денег, которое выгодно создавать, приводит к искусственной нехватке денег по отношению к потребностям населения. Эта нехватка ограничивает развитие и искажает работу экономики: производится лишь то количество товаров и услуг, которые люди могут купить; производство ограничивается объемом не потребностей, а платежеспособного спроса. Потребности же тех, у кого нет денег, не признаются и не удовлетворяются.
Поддерживая нехватку денег учреждения, которые «создают» их, еще и требуют плату за то, что мы их используем. Эта плата за «услуги», которые они якобы оказывают нам, иссушает общество, поскольку богатство высасывается из производительной части общества в паразитический класс, который потребляет, не делая никакого трудового вклада в производство материальных благ. Процент, который мы платим им за полученный кредит создает еще большую нехватку денег, поскольку новые деньги возникают лишь как новый кредит, новый долг. Эта спираль долга является двигателем нашей экономики, что приводит к катастрофическим последствиям для нашей планеты и общества.
Экономические последствия этой системы совершенно очевидны: задолженность, банкротства, обнищание населения, безработица, и все более расширяющийся разрыв между имущими и неимущими. Это еще более обостряет социальные и экологические проблемы, терзающие нашу планету.
Торговля деньгами, в которые, как полагают их пользователи, действительно существуют, глубоко влияет и на торговые отношения. Когда одна ценность (деньги), обменивается на другие (товары, услуги), торговый цикл считается завершенным. Деньги считаются средством для успешных частных трансакций, а не то, что объединяет нас со всем обществом.
Вера в то, что деньги существуют, влияет и на наше отношение к самим деньгам. С самого раннего возраста нас учат, что деньги это то, что нужно собирать типа как ракушки на пляже, что ими нужно обладать, а затем обменивать на всякие вещи. Менталитет азартного игрока развивается быстро: каждый мечтает заполучить кучу денег, чтобы потом можно было не работать. Однобокий взгляд на деньги как средство приобретения всяких благ игнорирует их более важную сторону как отражение нашего вклада в общественное благо.
Наши деньги также глубоко влияют на наше отношение друг к другу. Они заставляют нас соперничать, и вовлекают всех нас в антагонистический обмен этой «материей». Тот, кому удается обрести крупные суммы денег, одновременно приобретает власть над другими людьми. Власть эта ведет к созданию иерархии, установлению господства и зависимости. Отношения начинают определяться деньгами.
Больше того – мы настолько привыкли к тому, каким образом работают наши деньги, что мы неспособны увидеть весь абсурд этого процесса, или даже представить себе, что они могут работать иначе.
Мы принимаем как само собой разумеющееся, что денег должно не хватать, несмотря на факт, что само создание денежных знаков не требует особых усилий, а в настоящее время они и вовсе превратились в цифры в компьютерах. Мы не видим противоречия в том факте, что часто те люди, которые вносят наибольший вклад в благополучие общества обладают неизмеримо меньшими благами, чем те, кто вообще ничего не делал.
Мы не находим абсурдными огромные усилия, направленные на обладание деньгами, вместо того, чтобы направить их на создание материальных благ.
Мы продолжаем верить, что ничего не может произойти до тех пор, пока не появятся деньги, чтобы заплатить за ту или иную деятельность, даже если есть все необходимые ресурсы, инструменты, люди и желание что-то сделать. Мы смотрим на деньги как на горючее – без них вся экономическая деятельность прекращается.
Мы считаем правильным, что финансовым учреждениям, выдающим деньги, нужно платить за пользование деньгами, и они могут требовать за это определенный процент, несмотря на факт, что они создают денежные знаки «из воздуха» и не приносят обществу никакой пользы. Мы и глазом не моргнем при виде нового казино, супермаркета, пятизвездочного отеля, которые возникают на каждом шагу, в то время как общественное достояние разваливается, и люди оказываются в нищете. В то время, как первые существуют в причудливом мире денежного изобилия, масса населения вовсе не имеет денег, несмотря на то, что крайне нуждается в них.
Мы принимаем как должное абсурдность того, что люди ничем не могут помочь себе, чтобы удовлетворить даже самые насущные свои потребности, даже, несмотря на то, что эти люди хотят работать, и для этого есть необходимые ресурсы.
Мы все еще считаем разумным, что социальные услуги нужно урезать, если не хватает денег, даже если есть все необходимое, чтобы эти услуги оказывались в полном объеме.
Мы не видим ничего странного в людях, которые придают ценность тому, что в действительности не существует, или не находим странным покупать и продавать в обмен на ничто, причем это ничто еще и со временем утрачивает свою ценность (из-за инфляции).
Мы считаем абсолютно правильным то, что деньги должны считаться «высшей властью», независимой от повседневных циклов обмена и торговли; и что люди, участвующие в экономической деятельности не могут выпускать свои деньги.
Начав однажды считать современные деньги тем, чем они сегодня и являются – информацией, вся логика нашего экономического мышления оказывается перевернута вверх дном.

Ликвидация денег
Если деньгам не нужно существовать в физическом смысле, тогда нет и необходимости в их наличии, а потому не нужен и их источник. Если же они физически не существуют, и нет их запаса, тогда нечего и распределять, а потому не может быть и их нехватки. «Деньги» тогда становятся всего лишь записью об экономической деятельности: что мы внесли в общественное благо и что мы из него взяли. А это чистая информация, расчетная единица, система учета.
В таком случае ведущий принцип нашей экономики, то есть «делай деньги», отпадает, и может быть заменен принципом вклада – ты можешь взять столько, сколько внес. Тогда больше нет необходимости в посреднике – то есть деньгах, для распределения товаров и услуг в обществе: они могут распределяться напрямую и в точном соответствии с величиной вклада. Деньги, в том виде, как мы их знаем, это не предпосылка для обмена товаров и услуг, а лишь средство для возвращения обществу тех благ, которые у него были взяты.
Ликвидация средства обмена открывает подлинную социальную суть обмена в современную эпоху. Запись о «покупке» одновременно говорит о том, что «покупатель» теперь обязан вернуть обществу. Торговля это больше не трансакция между продавцом и покупателем; это отношения между индивидами и обществом.
Впервые в истории человечества мы способны избавиться от примитивного концепта «твердых» денег. Это стало возможным благодаря современным электронным коммуникациям и мощи компьютерной техники, которые уже сняли необходимость в средстве обмена – бумажных деньгах.
Миф о том, что нам нужны осязаемые, реально существующие деньги, все еще жив благодаря усилиям тех, кому он выгоден: финансовому «классу», прилипшему к источникам денег, и извлекающему из этого огромные материальные выгоды, совершенно не соответствующие его вкладу в общественное благо.
У нас нет причин думать, будто монетарная система, в которой нет средства обмена, не может работать; фактически мы уже ее имеем. За исключением купли-продажи за наличные, в большинстве случаев у нас вообще не используется никакое средство обмена (при расчетах «электронными деньгами» – А.М.); присутствуют лишь цифры с наших банковских счетов.
Большое количество альтернативных и дополнительных валют, появляющихся сегодня во всем мире доказывает нам, что монетарная система, резко отличающаяся от знакомых нам национальных систем, может быть вполне жизнеспособна. В частности, Локальные Обменные и Торговые Системы (LETS) уже показали, что люди могут торговать вообще без реальных денег; что для людей, желающих обменяться товарами и услугами деньги не обязательны, и им даже не обязательно обращаться к бартеру.
Нам вовсе не нужно зависеть от каких-то никем не избранных деловых людей, чтобы создавать для себя деньги; они могут «создаваться» в процессе самой торговли покупателями и продавцами. Это будет гарантировать нам то, что деньги «создаются» именно для тех, кто в них больше всего нуждается, а не для тех, для кого это выгодно. Это гарантирует нам то, что любой, кто способен приумножать общественные блага, сможет это делать, а не только тот, кто числится в цикле обращения денег как трудоустроенный.
Цена, которую мы платим за нынешнее представление о деньгах – это экономика, работающая только для тех, у кого есть деньги, что систематически делает богатых еще богаче; это императив экономического развития, обрекающий человечество быть рабом рока и разрушающий нашу планету; это общество, разделенное враждой и пораженное огромными и неразрешимыми социальными проблемами.

Новая финансовая система
Требования экономики 21-го века весьма отличаются от тех, что были в первом веке или последующих веках. Это переломное столетие, когда большинство ресурсов скоро иссякнут при нынешнем уровне потребления; население планеты приближается к тому пределу, который может вынести планета, а разрушение окружающей среды достигло точки невозврата. Проблемы человечества нельзя решить старыми методами, применяемыми правительствами всего мира, необходимо изменить и наши общественные, и финансовые учреждения, а также наше поведение и сам образ мышления.
Сегодня человеческое поведение все больше зависит не от чего иного, как от того, каким образом работают наши деньги. Алчность и погоня за личным богатством, вызываемые обращением экзистенциальных денег вполне пригодны, чтобы довести человечество до его нынешнего состояния, однако они совершенно не годятся для того, чтобы идти с ними в будущее. Представление об устойчивости не имеет никакого смысла в нашей нынешней денежной системе, которая ведет нас в противоположную сторону. Коллапс человеческого общества и разрушение окружающей среды, предсказанные многими важнейшими исследованиями, неизбежны, если наша нынешняя денежная система не будет заменена новой, которая цивилизует человеческую расу. Эта новая денежная система должна быть основана на человеческом труде так, чтобы больше никому не было отказано в социальных благах, и чтобы был установлен потолок индивидуальных требований этих благ, а сами эти блага представляли собой то, что людям действительно нужно.
Практическая работа денежной системы без средства обмена будет не так уж сильно отличаться от того, как мы ей пользуемся сейчас, и для ее реализации не потребуется революции. «Деньги» станут настолько «информационно богатыми», что смогут работать на множестве уровней, позволяя развиваться местным экономикам, однако, не мешая торговле на более высоких уровнях и между нациями. Такая денежная система будет служить благу всего человечества и не позволит нам, людям, попасть в список биологических видов, которым угрожает вымирание.
T.Дженкин
Перевод А.Маклакова.
Источник:
http://www.sane.org.za/pubs/newmoney.htm
Читать целиком:http://dialogs.org.ua/ru/cross/page28401.html

http://dialogs.org.ua/ru/cross/page28401.html

Фото Weipeng Liu 
Читать целиком:http://dialogs.org.ua/ru/cross/page28401.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий