Ко мне часто обращаются с вопросами различного уровня
сложности. Однако самая
значительная проблема до сих пор не становилась темой обсуждения: зачем вообще существует
история? Цви Фриман
Для чего нужна история?
Ко мне часто обращаются с вопросами различного уровня
сложности. Однако самая
значительная проблема до сих пор не становилась темой обсуждения: зачем вообще существует
история?
И речь в данном случае идет не о том, «почему вообще ведется регулярная
летопись событий» или «почему все случившееся необходимо документировать». Под
«историей» в данном случае понимается некий исторический эпос, т.е.
представление исторических событий в виде рассказов или историй. Эти истории
описывают уникальные события, своего рода поворотные точки исторического
процесса, при прохождении которых дороги назад уже нет. У каждой из них есть
свой сюжет, определяющий некий ход событий через последовательность конфликтов
и их урегулирования, и все они находят свой ответ с течением времени.
Я говорю также об «истории», подразумевая определенную историческую тему. В контексте истории современный человек выделяет множество тем: технический и научный прогресс; появление и распад народов и государств; развитие неких идей, искусства, музыки, литературы и культуры. Как бы то ни было, для большинства из нас существует одна главная тема, выделяющаяся среди остальных и, возможно, лежащая в основе их всех — это история о значимости и роли индивидуума в обществе.
Именно к этой исторической теме обращался американский политолог Фрэнсис Фукуяма в своей уже успевшей стать классической книге «Конец истории» (1992). В основу этой работы легла философия истории Гегеля. По мнению Гегеля и многих других мыслителей, история стремится к достижению баланса между обществом и человеком, к созданию такого социума, в котором люди не будут конфликтовать, а, напротив, будут гармонично взаимно дополнять друг друга. В таком обществе человек должен обрести свободу и право на выражение собственной индивидуальности. Эта свобода сподвигнет человека работать на благо общества в целом.
По мнению Фукуямы, создание такого общества возможно в условиях либеральной капиталистической демократии, которая установилась после падения Берлинской стены. Сегодня мы по-прежнему стремимся к становлению такого общества и надеемся, что началом для него послужат «арабская весна» и аналогичные события в других регионах мира. Вопрос о том, почему вообще существует история, актуален сегодня как никогда, потому что в ответе на него может быть скрыт ключ к решению поставленной перед всеми нами задачи.
Я говорю также об «истории», подразумевая определенную историческую тему. В контексте истории современный человек выделяет множество тем: технический и научный прогресс; появление и распад народов и государств; развитие неких идей, искусства, музыки, литературы и культуры. Как бы то ни было, для большинства из нас существует одна главная тема, выделяющаяся среди остальных и, возможно, лежащая в основе их всех — это история о значимости и роли индивидуума в обществе.
Именно к этой исторической теме обращался американский политолог Фрэнсис Фукуяма в своей уже успевшей стать классической книге «Конец истории» (1992). В основу этой работы легла философия истории Гегеля. По мнению Гегеля и многих других мыслителей, история стремится к достижению баланса между обществом и человеком, к созданию такого социума, в котором люди не будут конфликтовать, а, напротив, будут гармонично взаимно дополнять друг друга. В таком обществе человек должен обрести свободу и право на выражение собственной индивидуальности. Эта свобода сподвигнет человека работать на благо общества в целом.
По мнению Фукуямы, создание такого общества возможно в условиях либеральной капиталистической демократии, которая установилась после падения Берлинской стены. Сегодня мы по-прежнему стремимся к становлению такого общества и надеемся, что началом для него послужат «арабская весна» и аналогичные события в других регионах мира. Вопрос о том, почему вообще существует история, актуален сегодня как никогда, потому что в ответе на него может быть скрыт ключ к решению поставленной перед всеми нами задачи.
Так было не всегда
Почему возникает ощущение, что история человечества движется вперед? Мы постоянно наблюдаем повторение определенных событий. Солнце, луна и все планеты движутся строго по своим орбитам. Жизнь непрерывно рождается, развивается, увядает и умирает. Она зарождается весной, цветет летом, увядает осенью и засыпает зимой, чтобы затем вновь возродиться весной. Что же повлияло на историю человечества? Что стало началом, задавшим нашему миру определенное направление, выходящее за рамки цикличности природы?
История не всегда рассматривалась в таком ключе. Мыслителям древнего Востока и классической Греции идея отклонения от нормы, меняющего все вокруг, представлялась абсурдной. Прогресс, основанный на сбое цикла, для большей части человечества противоречил здравому смыслу. Сравнительно недавно, во второй половине XVII века, человечество начало мыслить в рамках поступательного развития исторического процесса, но лишь в XIX веке эта концепция была принята большинством.
Как возникла эта концепция? Где берет она свое начало? Многие ученые приписывают идею истории древним иудеям (то есть нашим предкам), указывая на необычную структуру Библии, отличающуюся от других древних текстов. Такие персонажи, как Авраам, Йосеф или Моше, возникают в строго определенных временных рамках, становясь историческими фигурами, меняющими мир через определенные события, задающие некую траекторию развития истории. К примеру, смысл истории Авраама и заключенного им союза с Б-гом, а также истории Йосефа и его братьев состоит не в обычной зависти, он гораздо более глубок. Без истории о заключении союза между Б-гом и Авраамом (которому Всевышний сказал: «Пришельцами будет потомство твое в чужой стране») событие Исхода из Египта не имело бы большого смысла. Все происходит в заданном направлении, конечной точкой которого является земля Израиля, а поскольку этой цели евреи еще не достигли, эта история продолжается по сей день.
Для нас в такой форме повествования нет ничего необычного. Тем не менее исторический роман — это жанр, получивший свое распространение лишь в XIX веке, и на протяжении трех тысяч лет Библия была в этом смысле поистине уникальной работой.
Мне близка идея о том, что фонетическое письмо (в отличие от иероглифов) сыграло большую роль в мировой истории, поскольку благодаря ему человек начал думать линейно. Но этого недостаточно. Многие народы, использовавшие фонетическое письмо, приняли идею линейности всего происходящего, но не применили ее по отношению к истории и общественному развитию.
Альтернативный ответ
Как и когда появилось понятие об историческом времени и направленности исторического процесса? У Гегеля были свои ответы на эти вопросы, но его теория диссонировала с общепринятыми идеями, распространенными в обществе того времени. Позволю себе привести и свою точку зрения.
В самом общем смысле прогресс в нашем мире зародился в тот момент, когда люди начали делать запасы зерна, оставшегося от урожая, на следующий год. Иными словами, тогда, когда они начали практично относиться к прошлому, думая о будущем. Из этой связи и берет свое начало цивилизация.
История в обсуждаемом нами ключе также началась в тот момент, когда предвиденное будущее вступило в конфликт с охраняемым прошлым и возникла необходимость в нахождении нового решения.
Это случилось немногим более 3300 лет назад. Народ Израиля вошел в землю, обещанную его предкам. Они должны были оставаться единой сущностью — сынами Израиля, потомками Авраама, Ицхака и Яакова. Но, вместе с тем, они должны были стать единым народом, владеющим этой землей.
Эти роли изначально обречены на конфликт. Опыт предков был глубоко личным переживанием, это была настоящая духовная связь. Завоевание и заселение земли — массовое действие, во главе которого, как правило, стоит лидер, беспощадный как к врагам, так и к собственному народу. Почему заселение Ханаана не привело к событиям, аналогичным тем, что произошли в Египте? Что позволило этой истории не повториться? Каким образом прервалась цикличность, описываемая мудрецами древнего мира?
В этот момент произошел конфликт между будущим и прошлым. Настоящее разрывалось между ними. Необходимо было найти решение, способное поддержать чувство историчности народа, его связи как с прошлым, так и с будущим.
Это решение появилось в необычной форме — народ заключил союз с Б-гом своих предков.
В том мире заветы и союзы были достаточно распространены. Авраам заключил договор с Мамре и Авимелехом, а позднее Ицхак заключил союз с Авимелехом своих дней. Яаков заключил союз с Лаваном. В той части мира правители мелких городов заключали союзы с более могущественными соседями («мы платим вам дань, а вы защищаете нас»). Но как можно заключить союз с целым народом? Кем являются люди, как не слугами своего царя? Но произошло именно так. Моше Рабейну добился заключения договора: вы выбираете Б-га, а Б-г выбирает вас. Вы станете Его народом, святыми людьми, как и ваши предки, и Он будет защищать вас и даст вам обещанную вашим предкам землю.
Заключение союза в первую очередь указывает на то, что у каждого представителя народа появляются как определенная ответственность, так и свои права. Впервые в истории случилось так, что каждый человек получил свой участок земли, и у каждого были свои права перед законом. На него также было наложено обязательство перед обществом, которое, в свою очередь, должно было защищать человека и его права.
Я убежден, что история началась именно в этот момент, и здесь берет начало прогресс, результатом которого стало приобретение равных прав для каждого из членов общества.
Насколько это актуально?
Если я прав, значит, стоит задуматься о том, что прогресс наступает не через отрицание прошлого, но через стремление найти в нем решение. Отрицание прошлого ведет к повторению одних и тех же событий, не оставляя шансов на развитие.
Как нам уже известно, в течение последних веков научный прогресс достигался за счет аккумулирования фактов, документирования наблюдений и идей и принятия решений на основе уже накопленного опыта. Великие ученые Ньютон и Эйнштейн были твердыми сторонниками классического образования. Это особенно верно в случае с Эйнштейном — его гениальность заявила о себе не только в новых идеях, но и в том, как он смог благодаря им разрешить все загадки своего времени, в основе которых лежали классических выводы Ньютона о механике.
На мой взгляд, эта тема постоянно повторяет себя на протяжении всей истории еврейского народа — и в тот момент, когда мы выбирали первого царя, и во время Вавилонского изгнания и последующего за ним возвращения, и в страшный момент разрушения Иерусалима римлянами. Это происходит и сегодня, когда мы боремся за свое место в стремительно развивающемся мире.
Цви Фриман
Материал подготовила Шейндл Кроль
http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2012/08/news994310297.php
Комментариев нет:
Отправить комментарий