Новости недели

воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Об удовольствиях и развлечениях

Филипп Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (1794-1773) – английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну», о которых Вольтер сказал, что «книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».



     
     Лондон, 27 марта ст. ст. 1747 г.
     Милый мой мальчик,
     Наслаждение   -  это  тот  риф,  об  который  разбивается большинство молодых людей. Стремясь найти его, они пускаются  в море  на  всех  парусах,  но у них нет компаса, чтобы направить свой путь, у них недостаточно разума, чтобы  вести  корабль  по какому-нибудь  верному  курсу.  Поэтому  путешествие  их, вместо того, чтобы доставить им наслаждение, кончается для них мукою и позором.  Не  думай,  что  я  собираюсь  осуждать  наслаждение, подобно  ворчливому стоику, или, подобно какому-нибудь пастору, призывать от него отречься. Нет, я, напротив, хочу обратить  на него   твое  внимание  и  рекомендовать  его  тебе,  как  истый эпикуреец.  Я  хочу,  чтобы  ты  испил  его   сполна,   и   моя единственная цель - сделать так, чтобы ты в нем не обманулся.

     Едва  ли не каждый молодой человек превыше всего стремится стать жизнелюбцем; но, чаще всего, юноши принимают это понятие на веру и, вместо того, чтобы сообразоваться со своими собственными вкусами и склонностями, слепо готовы почитать наслаждением  то, что  этим  именем  называют  люди,  с которыми они больше всего общаются. А в обычном смысле слова жизнелюбец  -  всего-навсего кутила,  непробудный  пьяница, заправский распутник и отчаянный сквернослов. Коль скоро это может оказаться полезным для  тебя, я  охотно признаюсь, как бы мне это ни было стыдно, что пороки моей юности проистекали не столько от моих естественных  дурных склонностей,  сколько  от  глупого  желания быть в представлении окружающих жизнелюбцем. Всю свою  жизнь  я  ненавидел  вино,  и, однако,  мне  часто  случалось  выпивать; порою с отвращением, с неизбежно следовавшим за этим на другой день недомоганием, и все только потому,  что  я  считал,  что  уменье  пить  -  это необходимое качество для настоящего джентльмена и эпикурейца.
     То  же  можно  сказать и о карточной игре. Я не нуждался в деньгах, и, разумеется, мне никогда не  случалось  садиться  за игру  ради  того, чтобы приобрести их. Но я считал, что игра - это второе необходимое качество жизнелюбца, и поэтому, начав  с того,  что стал предаваться ей без всякого желания, отказывался ради нее потом от множества настоящих  удовольствий  и  загубил тридцать лучших лет своей жизни.

     Я  дошел  даже одно время до такой нелепости, что научился сквернословить, дабы украсить и дополнить  блистательную  роль, которую  мне  хотелось  играть,  однако я вскоре же оставил это безрассудство, поняв, насколько всякое сквернословие порочно  и непристойно.
     Так   вот,   соблазненный   модой   и   слепо   предаваясь наслаждениям  мнимым,  я  терял  подлинные;  я  расстроил   свое состояние  и  расшатал здоровье - и этим, должен признаться, я понес заслуженное наказание за свои проступки.
     Пусть же все это послужит тебе  предостережением  -  умей выбирать   наслаждения   сам  и  никому  не  позволяй  их  себе навязывать. Следуй природным своим  побуждениям,  а  отнюдь  не моде:  положи  на одну чашу весов всю ту радость, которую несут тебе наслаждения сегодняшнего часа,  а  на  другую  -  то,  что неизбежно  за  ними следует, и, руководствуясь здравым смыслом, сделай свой выбор.
     Доведись мне начать жизнь сначала и обладай я  тем  опытом, который у меня сейчас есть, я бы наполнил эту жизнь подлинными, а не воображаемыми наслаждениями. Я бы сполна насладился яствами и  вином,  но уберег бы себя от страданий, связанных с избытком того и другого.

     В двадцать лет я не сделался бы проповедником  воздержания и  трезвости; и я бы предоставил другим людям поступать, как они хотят, не упрекая их за это и не  читая  им  морали,  но  я  бы твердо  решил  не  вредить собственным способностям и не губить здоровья в угоду тем, кто не  хочет  беречь  свои.  Я  бы  стал играть,  чтобы  получить  удовольствие,  но  не для того, чтобы испытывать страдания:  иными  словами,  я  бы  стал  играть  по маленькой, в смешанном обществе, чтобы развлечься и отдать дань существующему  обычаю. Но я бы остерегся играть на такие суммы, которые в случае выигрыша все равно не принесли бы  мне  ничего хорошего,   а  в  случае  проигрыша  поставили  бы  меня  перед необходимостью платить долги,  а  после  этого,  в  чем-то  себе отказывать.  Не  говорю уже о тех ссорах, которые обычно следуют за всякой крупной игрой.
     Я  стал  бы  посвящать  часть  моего  времени  чтению,   а оставшиеся часы проводить в обществе людей умных и образованных, и стараться больше находиться среди тех, кто выше меня. Я бы не пренебрегал и смешанным светским обществом, состоящим из мужчин и  женщин.  Пусть  оно часто грешит легкомыслием, такое общество всегда освежает человека и дает ему  отдых,  что  небесполезно, ибо  при  этом  манеры  наши смягчаются и приобретают известный блеск.

     Таковы были бы мои удовольствия и развлечения, если бы  мне довелось  прожить  еще  раз  последние тридцать лет моей жизни; удовольствия эти разумны, и, кроме того, должен  тебе  сказать, что  они-то  и  есть истинно светские, ибо все прочее отнюдь не свойственно тем, кого я называю светскими людьми, а только тем, кто сами себя так называют. Неужели же хорошему обществу  может быть  приятно  присутствие  человека,  напившегося до положения риз,  или   человека,   который   рвет   на   себе   волосы   и богохульствует,  потому  что  проигрался  в  карты  и ему нечем платить свой долг? Или же, наконец, распутника, который лишился половины носа и стал калекой, от того что предавался  низкому  и постыдному  разврату? Нет, тот, кто всем этим занимается, а, тем более, тот, кто способен еще этим хвастать, не вправе причислять себя к хорошему обществу, а если его и допускают туда порой, то всегда - с большой неохотой. По-настоящему светский человек  и подлинный  жизнелюбец  соблюдает приличия и, уж во всяком случае, не перенимает чужих пороков и не старается пустить людям пыль в глаза; если же, на  его  несчастье,  он  сам  одержим  каким-то пороком,   то   он   старается  удовлетворить  его  с  отменной осторожностью и втайне.

     Я  не  упомянул  о  наслаждениях   ума   (которые   весьма основательны и прочны), ибо они не подходят под категорию того, что  принято называть наслаждением; люди, должно быть, считают, что  само  слово  "наслаждение"  относится  всецело  к  области чувств. Наслаждение добродетелью, милосердием и знаниями – это подлинное  и  непреходящее  наслаждение,  и  я  надеюсь, что ты познаешь его всерьез и надолго. Прощай.

 На фото Vladyslav Lokshyn работы Фрагонара, Ланкре, Буше, Риччи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий