Так или иначе, но каждый из нас обустраивают место своего обитания исходя из личного вкуса, привычек, мировоззрения... «Дом есть продолжение его хозяина», - говорил герой Виктора Авилова из фильма «Господин оформитель», который будет хорошим дополнением к данному материалу.
Психология дизайна жилища и жизненного пространства.
Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации. Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.
Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.
Первый подход описан у Макса Люшера (1993). Опираясь на свою концепцию соответствия между цветовыми предпочтениями и личностью, автор описывает шесть типов личности и их предпочтения в оформлении жилища. В восьмицветном тесте Люшера человек ранжирует восемь цветовых карточек в порядке их предпочтения. Первый цвет, который выбирается, с точки зрения Люшера является определяющим для личности. В зависимости от первого выбора Люшер выделяет синий, зеленый, красный и желтый типы личности.
- Синий тип рассматривает жилище как укрытие, он предпочитает небольшие пространства, любит мягкие, округлые формы, ниши, где можно спрятаться. Дом с толстыми стенами, круглыми толстыми окнами с переплетами, пещероподобные комнаты, сводчатые потолки, мягкие на ощупь материалы — дерево, текстиль, ковры.
- Зеленый тип предпочитает помещения правильной прямоугольной формы с четко фиксированными углами, что позволяет чувствовать себя уверенно. Для поддержания чувства собственного достоинства зеленому типу необходимы высокие залы. Окна должны быть высокими, возможно украшены коваными решетками. Он предпочитает твердые материалы — мрамор, камень или металл. Ему необходимо демонстрировать свой престиж, он выбирает полотна известных художников или гордится галереей портретов своих предков.
- Желтый тип предпочитает открытые пространства. Окно может быть во всю стену и без всяких переплетов с видом на незастроенную площадку. Его притягивает блеск, он любит стекло, зеркала, плексиглас, хром. Жилье свое он предпочтет украсить всякого рода сувенирами, привезенными им из разных стран, где он уже побывал.
- Красный тип отдаст предпочтение пространству, в котором он сможет продемонстрировать свою динамичность и энергию. Длинные коридоры и проходы, огромные кабинеты, украшенные кожей, шкурами и спортивными трофеями, подчеркивают его мужественность и сексуальность.
Автором другого подхода является А. Мехрабиан (Mehrabian А., 1976). С его точки зрения всех людей можно поделить на две группы — экранированные и неэкранированные. Первые не чувствительны к сигналам среды. Вторые же наоборот остро реагируют на изменения качества среды. Следуя терминологии И. П. Павлова, первых можно определить как людей с сильной нервной системой, а вторых отнести к слабому типу. Кроме того, автор для описания соответствия между личностью и средой использует факторы семантического дифференциала Ч. Осгуда. В соответствии с первым фактором активности есть личности, которые ищут возбуждающую их среду. Они предпочитают остросовременные решения, неопределенные ситуации, среду, которая может нести тайну. Противоположное активности качество — покой. Личности, для которых важен покой, формируют предсказуемую, освященную традициями среду. Второй фактор оценки определяет отношение к комфорту, приятности и гармоничности среды. Третий фактор — доминирование, связан с потребностью наличия контроля над средой.
Интересно сопоставить предпочтения в жилище с типологией темпераментов по Павлову.
- Флегматик — спокойный, необщительный человек, предпочтет интерьер с тяжелой массивной мебелью, с четко организованным пространством, серый и коричневый цвета. Его личные апартаменты должны быть отделены от шумного сообщества. Он скорее педантичен и любит порядок, поэтому все должно быть на своих местах, для этого создаются шкафы, полки, кладовки.
- Меланхолик, чувствительный к любым раздражителям, легко ранимый, будет искать убежища в своем доме, его покои должны быть на максимальном расстоянии от домочадцев, с идеальной звукоизоляцией. Пастельные тона интерьера могут дополняться льняными шторами и акварельной живописью. Меланхолик предпочитает круглые, мягкие формы — венецианские окна, закругленные проемы дверей, невысокие потолки, множество уютных уголков и ниш.
- Сангвиники — активные люди, постоянно ищущие новых впечатлений, легко сходящиеся с людьми, создадут дом яркий, открытый вовне, с огромными окнами. Личное пространство сангвиника должно быть в центре этой вселенной. В доме разнообразие красок, много зеркал, неожиданных дизайнерских решений.
- Холерик — живой энергичный человек, но в отличие от уравновешенного сангвиника необуздан. Он легко заводится и хуже всего от этого его близким. Ему довольно быстро все надоедает, и лучше всего подходят модульные системы, позволяющие легко трансформировать пространство. Цвета, которые компенсируют импульсивность холерика, это синий — успокаивающий и зеленый — помогающий сосредоточиться.
Выбор дизайнерского решения будет зависеть не только от темперамента, но и от когнитивных структур, заложенных в человеке, или, иными словами, метапрограмм, определяющих его способ принятия решений. По ведущим каналам переработки сенсорной информации выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков.
- Визуалу важны зрительные впечатления от объектов, он обращает внимание на формы, цвет.
- Для аудиала будут важны те звуки, которые он услышит в среде.
- Кинестетики обратят внимание на материалы, используемые в дизайне.
Следующая метапрограмма связана с ценностями человека — если ему важны люди, то в дизайне интерьера он будет создавать места для общения, кухня для него начнется, например, с обеденного стола, дом с гостиной и т. д. Если он в основном живет идеями, то для него все проектирование начнется с определения стиля — общей концепции дизайна, если важны процессы — то он обратит внимание на возможность реализации тех или иных видов деятельности — приготовление пищи, воспитание детей и т. д. Если важны вещи — то он прежде всего будет создавать место, к примеру, для своей коллекции оружия, марок, картин.
Чарльз Мерсер (Mercer Ch., 1975) сравнивает предпочтения в среде экстраверта и интроверта. Открытому общительному экстраверту необходима дополнительная стимуляция, чтобы быть в активном состоянии, поэтому у него будет потребность в вариабельной среде, дающей необходимые впечатления.
Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации.
Способы персонализации среды
Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. М. Хейдметс выделяет шесть способов персонификации (Хейдметс М., 1988).
1. Представление своей связи с конкретными людьми (любви, уважения, принадлежности) — вывеска фотографий членов семьи, родственников, знаменитых людей;
2. Представление своих ценностей (политических, религиозных, философских и др.) — иконы, лозунги, статуэтки, плакаты;
3. Представление своей эстетической направленности — экспозиция живописи, рисунков, фотографий;
4. Указание на определенное событие, время — экспозиция календарей, карт, вырезок из газет и пр.;
5. Вещи и предметы, указывающие на хобби, — спортивные принадлежности, аппаратура и т. д.;
6. Представление своих интересов — фотографии спортивных команд, памятные сувениры мира искусства, музыки, кино и т.д.
Самый глубинный пласт наших предпочтений связан с культурным архетипом. Скажем, если предки человека родом из степной местности, то лесной массив вокруг его дома будет его явно удручать. Представители южных народов окажутся недовольными равнинной местностью и близостью к морю. Предпочтения открытого или замкнутого пространства заложены на уровне генотипа. Важным также является наличие или отсутствие соседства. Традиционная общинная жизнь славян мало будет совпадать с хуторским типом скандинавских народов. В скотоводческом культурном архетипе чаще встречаются высокие дома, а в земледельческом — одноэтажные дома.
При выборе дизайна жизненного пространства полезно понять для себя (если вы выбираете интерьер для себя) или обсудить с другим человеком (если вы подбираете рекомендации для клиента или знакомого) следующие аспекты:
1. Откуда человек родом, где жили его предки. Это поможет определиться с архетипом места для будущего жилья и степени открытости или закрытости жизненного пространства.
2. На выбор формы жилища больше всего влияют два фактора: темперамент и профессия. Именно они в наибольшей степени влияют на предпочтения людей.
- Для флегматичного основательного чиновника можно рекомендовать стиль классицизм, который выглядит тяжеловесным и солидным;
- Художественной натуре меланхолического склада подойдет романтизм, в котором сочетается любовь к историческим корням и природе; здесь широко используется природный камень и дерево;
- Сангвиник часто предпочитает модерн, с непредсказуемым пространством, изящным растительным орнаментом, плавными линиями, подчеркивающими личное обаяние и индивидуальность;
- Импульсивный холерик часто выражает свой вкус остановившись на барокко;
- Сангвиник предпочтет хай-тек с использованием современных материалов и технологий, а также широким использованием технических устройств.
3. Следующий вопрос, который полезно учесть — это стиль жизни: ведет ли человек (или семья) активный образ жизни, принимает ли гостей и как часто, увлекается ли он спортом (каким видом); встает ли он рано утром или засиживается допоздна вечером. От этого может, например, зависеть расположение окон спальни. Также полезно учесть увлечения членов семьи.
4. Важно определиться с отношением домочадцев к воде, огню, технике, природным элементам и животным.
5. Расположение рабочей зоны также зависит от типа темперамента. Сангвиник и холерик предпочли бы быть в центре событий, чтобы участвовать или контролировать их. Меланхолик и флегматик часто ищут уединения.
Bлaдлен Игopевич Eлeнcкий, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей cooбщения (ПГУПC).
http://www.elitarium.ru/2011/12/05/psikhologija_dizajjna_prostranstva.html
Приз «За лучшую режиссуру полнометражного художественного фильма» Олегу Тепцову
Приз «За лучшее музыкальное решение темы фильма Сергею Курехину на 2-м республиканском смотре-конкурсе творчества молодых кинематографистов (1989).
Профессиональный приз Союза кинематографистов СССР «Ника» лучшему художнику по костюмам Л.Конниковой в Москве (1989).
Профессиональный приз Союза кинематографистов СССР «Ника» лучшему художнику по костюмам Л.Конниковой в Москве (1989).
По мотивам рассказа Александра Грина "Серый автомобиль".
Россия, канун Первой мировой войны. Гибель эпохи окрашена в роковые цвета увядания; накал страстей, излом духа. Мистические мотивы правят жизнью героев...
Россия, канун Первой мировой войны. Гибель эпохи окрашена в роковые цвета увядания; накал страстей, излом духа. Мистические мотивы правят жизнью героев...
О, как нельзя кстати.Мне предстоит в ближайшем будущем кап.ремонт квартиры:))
ОтветитьУдалить