Новости недели

вторник, 10 января 2012 г.

Об оформлении жизненного пространства


Так или иначе, но каждый из нас обустраивают место своего обитания исходя из личного вкуса, привычек, мировоззрения... «Дом есть продолжение его хозяина», - говорил герой Виктора Авилова из фильма «Господин оформитель», который будет хорошим дополнением к данному материалу.



Психология дизайна жилища и жизненного пространства.

Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации. Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.

Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.
Первый подход описан у Макса Люшера (1993). Опираясь на свою концепцию соответствия между цветовыми предпочтениями и личностью, автор описывает шесть типов личности и их предпочтения в оформлении жилища. В восьмицветном тесте Люшера человек ранжирует восемь цветовых карточек в порядке их предпочтения. Первый цвет, который выбирается, с точки зрения Люшера является определяющим для личности. В зависимости от первого выбора Люшер выделяет синий, зеленый, красный и желтый типы личности.

  • Синий тип рассматривает жилище как укрытие, он предпочитает небольшие пространства, любит мягкие, округлые формы, ниши, где можно спрятаться. Дом с толстыми стенами, круглыми толстыми окнами с переплетами, пещероподобные комнаты, сводчатые потолки, мягкие на ощупь материалы — дерево, текстиль, ковры.
  • Зеленый тип предпочитает помещения правильной прямоугольной формы с четко фиксированными углами, что позволяет чувствовать себя уверенно. Для поддержания чувства собственного достоинства зеленому типу необходимы высокие залы. Окна должны быть высокими, возможно украшены коваными решетками. Он предпочитает твердые материалы — мрамор, камень или металл. Ему необходимо демонстрировать свой престиж, он выбирает полотна известных художников или гордится галереей портретов своих предков.
  • Желтый тип предпочитает открытые пространства. Окно может быть во всю стену и без всяких переплетов с видом на незастроенную площадку. Его притягивает блеск, он любит стекло, зеркала, плексиглас, хром. Жилье свое он предпочтет украсить всякого рода сувенирами, привезенными им из разных стран, где он уже побывал.
  • Красный тип отдаст предпочтение пространству, в котором он сможет продемонстрировать свою динамичность и энергию. Длинные коридоры и проходы, огромные кабинеты, украшенные кожей, шкурами и спортивными трофеями, подчеркивают его мужественность и сексуальность.
Автором другого подхода является А. Мехрабиан (Mehrabian А., 1976). С его точки зрения всех людей можно поделить на две группы — экранированные и неэкранированные. Первые не чувствительны к сигналам среды. Вторые же наоборот остро реагируют на изменения качества среды. Следуя терминологии И. П. Павлова, первых можно определить как людей с сильной нервной системой, а вторых отнести к слабому типу. Кроме того, автор для описания соответствия между личностью и средой использует факторы семантического дифференциала Ч. Осгуда. В соответствии с первым фактором активности есть личности, которые ищут возбуждающую их среду. Они предпочитают остросовременные решения, неопределенные ситуации, среду, которая может нести тайну. Противоположное активности качество — покой. Личности, для которых важен покой, формируют предсказуемую, освященную традициями среду. Второй фактор оценки определяет отношение к комфорту, приятности и гармоничности среды. Третий фактор — доминирование, связан с потребностью наличия контроля над средой.
Интересно сопоставить предпочтения в жилище с типологией темпераментов по Павлову.
  • Флегматик — спокойный, необщительный человек, предпочтет интерьер с тяжелой массивной мебелью, с четко организованным пространством, серый и коричневый цвета. Его личные апартаменты должны быть отделены от шумного сообщества. Он скорее педантичен и любит порядок, поэтому все должно быть на своих местах, для этого создаются шкафы, полки, кладовки.
  • Меланхолик, чувствительный к любым раздражителям, легко ранимый, будет искать убежища в своем доме, его покои должны быть на максимальном расстоянии от домочадцев, с идеальной звукоизоляцией. Пастельные тона интерьера могут дополняться льняными шторами и акварельной живописью. Меланхолик предпочитает круглые, мягкие формы — венецианские окна, закругленные проемы дверей, невысокие потолки, множество уютных уголков и ниш.
  • Сангвиники — активные люди, постоянно ищущие новых впечатлений, легко сходящиеся с людьми, создадут дом яркий, открытый вовне, с огромными окнами. Личное пространство сангвиника должно быть в центре этой вселенной. В доме разнообразие красок, много зеркал, неожиданных дизайнерских решений.
  • Холерик — живой энергичный человек, но в отличие от уравновешенного сангвиника необуздан. Он легко заводится и хуже всего от этого его близким. Ему довольно быстро все надоедает, и лучше всего подходят модульные системы, позволяющие легко трансформировать пространство. Цвета, которые компенсируют импульсивность холерика, это синий — успокаивающий и зеленый — помогающий сосредоточиться.
Выбор дизайнерского решения будет зависеть не только от темперамента, но и от когнитивных структур, заложенных в человеке, или, иными словами, метапрограмм, определяющих его способ принятия решений. По ведущим каналам переработки сенсорной информации выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков.
  • Визуалу важны зрительные впечатления от объектов, он обращает внимание на формы, цвет.
  • Для аудиала будут важны те звуки, которые он услышит в среде.
  • Кинестетики обратят внимание на материалы, используемые в дизайне.
Следующая метапрограмма связана с ценностями человека — если ему важны люди, то в дизайне интерьера он будет создавать места для общения, кухня для него начнется, например, с обеденного стола, дом с гостиной и т. д. Если он в основном живет идеями, то для него все проектирование начнется с определения стиля — общей концепции дизайна, если важны процессы — то он обратит внимание на возможность реализации тех или иных видов деятельности — приготовление пищи, воспитание детей и т. д. Если важны вещи — то он прежде всего будет создавать место, к примеру, для своей коллекции оружия, марок, картин.
Чарльз Мерсер (Mercer Ch., 1975) сравнивает предпочтения в среде экстраверта и интроверта. Открытому общительному экстраверту необходима дополнительная стимуляция, чтобы быть в активном состоянии, поэтому у него будет потребность в вариабельной среде, дающей необходимые впечатления.
Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации.

Способы персонализации среды
Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. М. Хейдметс выделяет шесть способов персонификации (Хейдметс М., 1988).
1.     Представление своей связи с конкретными людьми (любви, уважения, принадлежности) — вывеска фотографий членов семьи, родственников, знаменитых людей;
2.     Представление своих ценностей (политических, религиозных, философских и др.) — иконы, лозунги, статуэтки, плакаты;
3.     Представление своей эстетической направленности — экспозиция живописи, рисунков, фотографий;
4.     Указание на определенное событие, время — экспозиция календарей, карт, вырезок из газет и пр.;
5.     Вещи и предметы, указывающие на хобби, — спортивные принадлежности, аппаратура и т. д.;
6.     Представление своих интересов — фотографии спортивных команд, памятные сувениры мира искусства, музыки, кино и т.д.
Самый глубинный пласт наших предпочтений связан с культурным архетипом. Скажем, если предки человека родом из степной местности, то лесной массив вокруг его дома будет его явно удручать. Представители южных народов окажутся недовольными равнинной местностью и близостью к морю. Предпочтения открытого или замкнутого пространства заложены на уровне генотипа. Важным также является наличие или отсутствие соседства. Традиционная общинная жизнь славян мало будет совпадать с хуторским типом скандинавских народов. В скотоводческом культурном архетипе чаще встречаются высокие дома, а в земледельческом — одноэтажные дома.

При выборе дизайна жизненного пространства полезно понять для себя (если вы выбираете интерьер для себя) или обсудить с другим человеком (если вы подбираете рекомендации для клиента или знакомого) следующие аспекты:
1. Откуда человек родом, где жили его предки. Это поможет определиться с архетипом места для будущего жилья и степени открытости или закрытости жизненного пространства.
2. На выбор формы жилища больше всего влияют два фактора: темперамент и профессия. Именно они в наибольшей степени влияют на предпочтения людей.
  • Для флегматичного основательного чиновника можно рекомендовать стиль классицизм, который выглядит тяжеловесным и солидным;
  • Художественной натуре меланхолического склада подойдет романтизм, в котором сочетается любовь к историческим корням и природе; здесь широко используется природный камень и дерево;
  • Сангвиник часто предпочитает модерн, с непредсказуемым пространством, изящным растительным орнаментом, плавными линиями, подчеркивающими личное обаяние и индивидуальность;
  • Импульсивный холерик часто выражает свой вкус остановившись на барокко;
  • Сангвиник предпочтет хай-тек с использованием современных материалов и технологий, а также широким использованием технических устройств.
3. Следующий вопрос, который полезно учесть — это стиль жизни: ведет ли человек (или семья) активный образ жизни, принимает ли гостей и как часто, увлекается ли он спортом (каким видом); встает ли он рано утром или засиживается допоздна вечером. От этого может, например, зависеть расположение окон спальни. Также полезно учесть увлечения членов семьи.
4. Важно определиться с отношением домочадцев к воде, огню, технике, природным элементам и животным.
5. Расположение рабочей зоны также зависит от типа темперамента. Сангвиник и холерик предпочли бы быть в центре событий, чтобы участвовать или контролировать их. Меланхолик и флегматик часто ищут уединения.

Bлaдлен Игopевич Eлeнcкий, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей cooбщения (ПГУПC).

http://www.elitarium.ru/2011/12/05/psikhologija_dizajjna_prostranstva.html

 
 «Господин оформитель». Режиссер О. Тепцов, Ленфильм, 1988

Приз «За лучшую режиссуру полнометражного художественного фильма» Олегу Тепцову 
Приз «За лучшее музыкальное решение темы фильма Сергею Курехину на 2-м республиканском смотре-конкурсе творчества молодых кинематографистов (1989).
Профессиональный приз Союза кинематографистов СССР «Ника» лучшему художнику по костюмам Л.Конниковой в Москве (1989).

По мотивам рассказа Александра Грина "Серый автомобиль".
Россия, канун Первой мировой войны. Гибель эпохи окрашена в роковые цвета увядания; накал страстей, излом духа. Мистические мотивы правят жизнью героев...


1 комментарий:

  1. О, как нельзя кстати.Мне предстоит в ближайшем будущем кап.ремонт квартиры:))

    ОтветитьУдалить