О китайском чуде сказано и написано не мало. Похоже, что стоило это не дешево. Что же на самом деле происходит в Поднебесной? Взгляд изнутри: политическая нестабильность, противостояние элит, дифференциация населения, американо-китайские отношения, китайский космос и прочие капиталистические ценности.
Китай рвется к власти: политэкономическая повестка дня
Высокие темпы экономического роста озадачивают самих китайцев. Местное правительство едва поспевает реагировать на новые вызовы – то решает проблему энергодефицита, то сдувает «пузырь» рынка недвижимости, то сдерживает рост промышленности, то пытается уменьшить разрыв в доходах несколько десятков тысяч богатых семей и миллионов, если не миллиардов, бедных. Однако все это не мешает КНР все более уверено вести себя на международной арене и чувствовать себя Срединной империей – экономическим, а скоро и политическим центром мира.
Слухи о политической стабильности в КНР несколько преувеличены
Для внешнего наблюдателя нынешняя политическая система в КНР выглядит нерушимой и несклонной к каким-либо значимым изменениям. Все еще живая память о студенческих протестах 1989 г., которые пришлось разгонять танками в центре Пекина, только укрепляет позиции консервативных сил в Компартии Китая. Однако более чем за 20 лет в стране произошли кардинальные социально-экономические сдвиги – страна фактически стала капиталистической, тогда как механизм функционирования власти и контроля над обществом остались неизменными. Соответственно, возникают социально-экономические конфликты, характерные для капиталистического общества, причем развивающегося общества. Здесь есть задержки с выплатой заработной платы (с перекрытием рабочими транспортных магистралей), непрозрачность решений судов и властей, коррупция на всех уровнях, конфликты местных громад с местными же властями вокруг земельных и экологических вопросов и т.д., и т.п. И чем дальше, тем сложнее Компартии монопольно решать сложнейшие проблемы и согласовывать часто взаимоисключающие интересы разных центров влияния. Кроме того, внешнеполитические успехи Китая также требуют модернизации политической системы – она должна быть привлекательной хотя бы по внешнему дизайну.
В этом контексте внимание привлекает нынешний китайский премьер Вен Дзябао (Wen Jiabao), объявивший, что политическая реформа – дело жизни и смерти для Компартии. Он предлагает демократизацию общественной жизни, но при сохранении однопартийной системы. Однако заявления главы правительства, которые отличаются либеральной риторикой и ориентацией на так называемые «общечеловеческие», т.е. западные ценности, наталкиваются на неприятие со стороны старших товарищей и коллег по Политбюро.
На сегодняшний день выделяются три группы противников либерального варианта политреформы. В-первых, это последовательные сторонники социализма, выступающие за нерушимость коммунистического правления и чистоту учения Маркса – Ленина – Мао Цзедуна.
Во-вторых, китайские националисты, которые выступают против «заигрывания» с западными ценностями.
В-третьих, номенклатура, которая опасается потерять свое влияние в результате реформ.
Кроме того, ряд экспертов полагают, что выступления Вен Дзябао являются всего лишь пиаром. Наконец, даже если премьер искренен, то до его ухода с поста (в начале 2013 г.) остается слишком мало времени, чтобы реализовать свои идеи.
В оставшееся время могут быть внедрены лишь элементы реформы. Например, повышена прозрачность расходов органов государственной власти. К ранее введенной системе анонсирования бюджетов всех уровней, будет введена публичная отчетность по тратам, в частности, на покупку ведомствами автомобилей, заграничные командировки и банкеты.
Проблемы китайского экономического чуда
Если для большинства стран мира главная задача – возобновление устойчивого экономического роста, то КНР решает проблему, как охладить свою разогнавшуюся экономику. Кстати, это отражено в 12-том пятилетнем плане страны (на 2011-2015 гг.). Однако, скорее всего, темпы роста ВВП составят не меньше 7% в год. А это значит, что уже в 2030 г. Поднебесная станет самой большой экономикой мира.
Основные риски для Китая кроются в социально-экономической сфере. Так, к 2015 г. количество городских жителей составит 51,5% (по состоянию на 2010 г. – их было 46%, в 2002 – 36%). Это означает, с одной стороны, хорошие перспективы для строительного сектора, автомобилестроения, отраслей, производящих товары народного потребления. Однако в то же время это должно привести к перераспределению ВВП и инвестиций из сектора производства средств производства в потребительский сектор. И как результат – искомое замедление темпов экономического развития. Впрочем, судя по тому, что пятилетний план провозгласил главным критерием успеха страны рост количества счастливых граждан, то правительство КНР вполне к этому готово.
Но рост социального неравенства в китайском обществе, мягко говоря, осложняет путь к всеобщему счастью. 10% домохозяйств получают 51,9% от общей суммы доходов. В этой связи правительство пытается провести налоговую реформу, увеличив налоговый пресс на богатых и уменьшив налоги на трудящихся. Например, необлагаемый минимум поднят с 2000 ($305) до 3000 ($460) юаней. Однако действенность чисто фискальных мер ограничена. Тем более что в Китае высок удельный вес косвенных налогов (НДС и налог на внутреннее потребление). Поэтому эксперты советуют китайскому правительству стимулировать увеличение доли фонда оплаты труда. На самом деле имеет место обратная тенденция: доля ФОТ в ВВП уменьшилась с 53,3% в 1990 до 39,7% в 2007 г. Кроме этого, самым богатым субъектом в Китае является государство, и без программы расширения доступа граждан к его ресурсам (возможно, даже путем приватизации) выровнять ситуацию вряд ли получится. Наконец, повышается актуальность борьбы с коррупцией. По некоторым исследованиям, несмотря на жесткие меры, «серые доходы» оставляют порядка трети от общих доходов населения.
И при всем этом – не навредить экономическому росту!
Отдельной проблемой для КНР является обеспечение своих растущих экономических потребностей энергией. Уже в текущем, 2011-м году страна может столкнуться с энергодефицитом, как это было в 2004 г. Так, спрос только на электроэнергию до конца текущего года может вырасти на 11%. На рассмотрении правительства комплекс мер по экономии электроэнергии. Если он будет реализовываться, то предприятия реального сектора экономики практически по всей стране (кроме северных регионов), прежде всего, металлургические, будут вынуждены пересматривать свои производственные планы в сторону сокращения. Также существенно вырастет нефтегазовый импорт. Как кратковременное решение это приемлемо, но для долгосрочного устойчивого роста Китаю нужно существенное наращивание энергетических мощностей – внутри и вне страны.
Отсюда особое внимание китайских финансовых учреждений к вопросам инвестирования в тэковские проекты за рубежом. В этом контексте Китай, особенно, сейчас интересует нефть и газ постсоветской Средней Азии.
Большая ставка делается на развитие ядерной энергетики. К 2020 г. КНР планирует производить на своих АЭС 70 гигаватт электроэнергии (по планам 2006 г. должно было быть 40 гигаватт), тогда как на конец 2010 г. было произведено 10,8 гигаватт. Для выполнения этих планов уже одобрено строительство 34 реакторов. Примечательно, что оценки негосударственных экспертов более оптимистичны: в 2020 г. будет производиться 70-100 гигаватт э/э.
Бедная на энергоресурсы Поднебесная создает благоприятные условия для развития нетрадиционных энергодобывающих отраслей. Например, активно развивается добыча шахтного метана. Если цены на природный газ устанавливает государство, то нетрадиционные виды газа продаются по более высоким, рыночным ценам. Кроме того, госполитика подталкивает потребителей все больше использовать на транспорте газовое топливо взамен нефтепродуктов.
В то же время значительное внимание уделяется (а эксперты говорят об «агрессивном развитии данного сегмента рынка») «зеленым технологиям». На сегодняшний день около 1,4% ВВП КНР (или 44 млрд. евро) производится за счет применение возобновляемых источников энергии и реализации программ энергоэффективности. По данному показателю страна находится на втором в мире месте, пропустив вперед только Данию.
Сейчас в Китае проходит валютная реформа. И хотя Пекин не признает этого, но, прежде всего это связано с давлением США. Еще в июне 2010 г. КНР несколько либерализировала курс юаня по отношению к доллару, что привело к укреплению юаня на 5%. В конце мая курс китайской валюты укрепился ниже уровня 6,5 за доллар.
На повестке дня также стоит проблема реформирования законодательства, судебной и правоохранительной систем. По мнению ученых-юристов, в КНР лишь с первого взгляда есть господство закона. На деле же, имеет место «двойственное государство». Одно живет по законам, другое – по «непрозрачным легальным гарантиям». Другими словам, власти имеют достаточно пространства для манипулирования, игнорирования или не соблюдения норм законодательства, особенно в уголовном праве.
В отношениях двух стран США больше руководствуются своими текущими интересами, продиктованными насущными экономическими проблемами. Китай, понимая это, как бы нехотя идет на уступки, которые на поверку оказываются выгодными, прежде всего, самой китайской стороне. Как результат, Вашингтон работает на то, чтобы уже к 2030 г. КНР стала мировым государством № 1. Именно это показала повестка дня майского Американо-Китайского стратегического и экономического диалога.
Догнать и перегнать Америку
В начале мая в Вашингтоне состоялась встреча на высоком уровне, в котором с китайской стороны приняли участие 20 правительственных структур, а с американской 16, в том числе впервые в данном формате встречались военные двух стран. Политическую часть китайской делегации возглавлял Государственный канцлер КНР Дай Бинггуо (Dai Bingguo), экономическую – вице-премьер Ванг Кишан (Wang Qishan).
Прежде всего, Китай добивается углубления сотрудничества с США в сфере высоких технологий, в том числе оборонной промышленности. На сегодняшний день, американские власти ограничивают китайцев в возможностях покупки чувствительных технологий, инвестировании и приобретении высокотехнологичных компаний, поставок последним оборудования. Например, по соображениям национальной безопасности была запрещена покупка у китайской компании оборудования для одного из американских мобильных операторов.
Иногда сделки разрешаются, но со значительными задержками, что раздражает официальный Пекин. Так, по словам вице-премьера Ванг Кишана (Wang Qishan) в ходе майских переговоров китайская сторона настаивала на том, чтобы Вашингтон «предпринял заслуживающие доверия шаги по ослаблению контроля за экспортом хай-тэк продукции в Китай, предоставил КНР статус рыночной экономики и режим наибольшего благоприятствования инвестициям в США китайских компаний, а также отказался от политизации экономических и торговых вопросов». Впрочем, китайское руководство осознает, что решение этих проблем – это дело не одного дня.
В свою очередь, американские компании недовольны режимом доступа к китайской экономике, к госзаказам и особенно несоблюдением авторских прав.
Еще одной линией напряжения в китайско-американских отношениях является валютная политика КНР. В Вашингтоне крайне недовольны интервенциями китайского Центробанка, направленных на ослабление юаня по отношению к доллару. Последнее дает значительное преимущество экспортерам из КНР и усугубляет дефицит торгового баланса США. В то же время, по мнению гонконгских наблюдателей, критический тон американцев несколько смягчился, поскольку прямое давление не только не дает желаемого результата, скорее приводит к противоположным результатам.
Пекин заявляет, что специально не добивается большого положительного сальдо торговли с США (в 2010 г. составило $273,1 млрд.). В свою очередь, китайцы обеспокоены размером госдолга США и бюджетным дефицитом. И при этом не устают напоминать, что являются наибольшими держателями американских долгов (на февраль 2011 г. – $1,15 трлн.)
Есть конфликты и между отдельными регулирующими органами двух стран. Так, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам обвиняет китайских коллег в блокировании расследования мошенничества со стороны как минимум 24-х компаний из КНР, чьи акции котируются на биржах США. Однако Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг считает американское расследование «возможной угрозой суверенитету или/и национальным интересам Китая». В ответ американцы советуют инвесторам с осторожностью инвестировать в ценные бумаги континентального Китая. Власти последнего не проявляют активности в поиске бизнесменов, обвиненных в мошенничестве не только в других странах, но и в своих особых административных районах. Так, в Гонконге приводят пример банкротства в 2006 г. алюминиевого завода (акции управляющей компании котировались на Гонконгской бирже), руководство которого «вывело» 800 млн. юаней. Несмотря на доказанность вины, правоохранители КНР не арестовывали главу компании (но он был арестован гонконгской полицией, когда попытался приехать в город, и получил срок лишения свободы 7 лет).
Обратим также внимание на изменение китайской тональности, демонстрирующей, что Пекин становится все более уверенным в себе. Так, тот же Ванг Кишан (кстати, он возглавлял экономическую часть переговоров с китайской стороны, американскую команду возглавлял глава Казначейства США Тимоти Гейтнер – Timothy Geithner), выступая на американском телевидении, сказал, что у США весьма упрощенное видение Китая и далее сделал заявление на грани фола: «Соединенные Штаты это мировая сверхдержава номер один, тогда как американцы, они очень простые люди». Эта резкость удивила даже китайских экспертов, уверенных, что правительственные чиновники несколько лет назад не решились бы на такую откровенность (то, что это откровенная оценка, циркулирующая во властных коридорах Пекина они не сомневаются).
По итогам майского саммита, Китай взял на себя следующие обязательства:
использовать в правительственных структурах легальное программное обеспечение;
устранить ограничительные барьеры при госзаказах высокотехнологической продукции (ранее допускались только китайские фирмы);
повысить прозрачность госуправления сфере экономики и торговли путем публикации всех решений на сайте Госсовета;
расширить доступ банков США и других стран к своему рынку;
разрешить страховых компаниям из США и других стран продавать автостраховку;
увеличить долю сектора услуг на 4% в течение 5 лет.
Отраслевые подходы
За китайский космос!
Борьба за статус сверхдержавы подталкивает Китай к демонстрации своей силы не только на земле, но и в космосе. В апреле 2011 г. представлена новая космическая программа КНР. Ключевой ее элемент – создание в течение ближайших 10 лет на околоземной орбите собственной космической станции. Ее вес планируется в 60 т, что меньше не только действующей Международной космической станции (419 т), но и канувшей в Тихий океан станции «Мир» (137 т). Однако эта станция в большинстве своем будет made in China. В частности, уже разрабатывается ракетоноситель для переброски грузов и оборудование для самой станции. Она будет состоять из трех блоков – центрального (длина 18,1 м) и двух лабораторных (14,4 м).
Кроме орбитальной станции, КНР активизирует свою лунную программу. В ближайшие два года должен прилуниться китайский космический аппарат. А до 2025 г. – на Луну должна впервые ступить нога китайского тайконавта. В 2011 г. должна быть запущена на орбиту обитаемая станция «Тянгонг-1» («Небесный дворец»). В следующем году туда может быть доставлен экипаж, состоящий из двух человек. В ближайших планах разработка станции «Тянгонг-2», которая позволит астронавтам находится 20 дней, и «Тянгонг-3» (2015 г.), рассчитанной на 40 дней пребывания людей. Все это станет подготовительным этапом для создания полноценной космической станции.
Китайский ВПК бьется за интеллектуальную собственность
Сверхдержавы обычно опираются на мощный военно-промышленный комплекс. По распространенному стереотипу КНР активно занимается промышленным шпионажем и копированием образом вооружений и военной техники (ВВТ), произведенных другими странами. Это, конечно, имеет место. В то же время, не стоит недооценивать собственный китайский научно-технический потенциал. О его росте косвенно свидетельствует то, что КНР всерьез озаботился своей интеллектуальной собственностью.
С 2009 г. была начата реализация специальной инициативы для оборонной промышленности в сфере прав на интеллектуальную собственность. Ее суть – увеличить количество патентов: к 2015 г. не меньше 10000 в год. Конечной целью этого является не только сделать более независимым свое оборонное производство и оснащение армии ВВТ (особенно в контексте прогнозов о приближающемся разрешении территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайским морях), но и усиление позиций китайской чувствительной продукции на мировом рынке вооружений.
Наконец, другим странам, и особенно Украине, необходимо учитывать данную инициативу КНР при развитии военно-технического сотрудничества. Поскольку запатентованными могут оказаться не только китайские изобретения и новые технологии. Обратим также внимание, что китайцы уже декларируют, что ряд технологий якобы местного изобретения, были неправомочно запатентованы другими странами. Правда, пока сами эти страны не называются.
Вопрос приватизации китайской «Укрзализныци»
В континентальном Китае идут дискуссии вокруг необходимости приватизации государственных железных дорог, которые находятся в тяжелом финансовом состоянии. Убытки в первом квартале 2011 г. составили 3,7 млрд. юаней. А соотношение долгов к активам – 60%. По мнению ряда китайских экспертов, к 2015 г. железнодорожники будут вынуждены объявить дефолт. Причина высокого уровня задолженности – программа строительства высокоскоростных линий. К концу 2012 г. их протяженность должна составить 13 тыс. км. На 2011 г. было запланировано на реализацию программы 700 млрд. юаней. Однако министерство железных дорог в мае вынуждено сократить на 100 млрд. юаней бюджет строительства новых путей (по сообщениям китайских СМИ, он может сократиться еще на 300 млн. юаней) и увеличить удельный вес проектов в урбанизированных районах, как более экономически выгодных. Обратим внимание, что в рамках стабилизации финансового положения вопрос о повышении цен на пассажирские перевозки не поднимался. Есть проблемы с коррупцией: в феврале с.г. из-за подозрений во взяточничестве был уволен министр железных дорог Лиу Жийюн (Liu Zhijun).
Пока в правительстве заявляют, что разгосударствление не стоит на повестке дня. «Нам не следует приватизировать такую важную отрасль как железные дороги из-за их жизненной важности для национальной экономики», - заявил пресс-секретарь Министерства железных дорог Ванг Йонгпинг. Впрочем, высокий уровень долгов не мешает железнодорожникам реализовывать амбициозные проекты. Так, в конце июня 2011 г. должно быть введено высокоскоростное движение на маршруте Пекин-Шанхай (1318 км), которое сократит время следования до 5-6 часов. Правда, из-за необходимости экономить железнодорожные чиновники сократили расчетную скорость с 380 до 300-250 км/час. Но и это создает большие проблемы для авиакомпаний. Кстати, авиационная отрасль большого Китая также остается под контролем государства. Тем не менее, в данном секторе наблюдается высокий уровень конкуренции между десятком компаний – и чисто государственных, и являющихся совместными предприятиями.
Рынок недвижимости: есть ли «ценовой пузырь»?
Оборотной стороной данных процессов являются высокие цены на жилую недвижимость. Пекин и Шанхай входят в число наиболее дорогостоящих городов мира. Соответственно, мировые эксперты заговорили о «пузыре» на рынке китайской недвижимости. В свою очередь, правительство КНР с конца 2009 г. пытается сбить цены. В т. ч., путем административных мер – фиксирование числа единиц недвижимости на одну семью (уже появились примеры, когда супруги разводились, чтобы прикупить дополнительное жилье), введение новых ограничений на покупку недвижимости иностранцами, подталкивание банков к увеличению до 50% размера первого взноса при ипотечном кредитовании. В то же время, ряд китайских экспертов считают, что нет основания для беспокойства.
Приведем аргументы пекинского экономиста Джона Гонга (John Gong). Во-первых, в стране существует неудовлетворенный спрос и ускоренные темпы урбанизации будут удерживать его на высоком уровне.
Во-вторых, до 25% покупок (и это национальная особенность экономического поведения китайцев) жилой недвижимости осуществляется за наличные. А среди тех, кто все же используют ипотеку, соотношение кредита к стоимости жилья равняется 46%. То есть, чтобы «пузырь» лопнул, нужно снижение цена на жилье более чем вдвое, и при этом цены продолжают расти.
В-третьих, ипотечные кредиты составляют примерно 12% кредитного портфеля основных китайских банков.
Наконец, необходимо обратить внимание, что собственник земли, ведущие девелоперы – государственные компании, основные кредиторы – госбанки. Отсюда получается вывод, что у правительства есть все инструменты для недопущения обвала. Исходя из этого, можно прогнозировать, что в ближайшие годы рост цен на жилую недвижимость может замедлиться, а по отдельным сегментам цены даже незначительно упадут.
Цены на коммерческую недвижимость растут еще большими темпами. К примеру, последняя громкая сделка – покупка офисного здания New World China в Шанхае крупнейшей китайской девелоперской компанией Soho China за 3,2 млрд. юаней. Причем главный мотив – рост стоимости офисной аренды.
Владимир Головко
Использованы материалы газеты South China Morning Post
Фото: Oleg, Иван, Dmitry S, Vitsly, http://www.krasotakitaya.ru/, http://www.vedomosti.ru, http://t0.gstatic.com, http://t1.gstatic.com, http://www.inbiztours.ru, http://gradmar.ru, http://alter-vij.livejournal.com/117161.html, http://wowfacts.livejournal.com/28817.html,
Комментариев нет:
Отправить комментарий