Новости недели

воскресенье, 1 мая 2011 г.

Национальный характер: реальность или технологический трюк?


darigu
Что такое национальный характер? Связан ли он с психикой, волей, энергией своих носителей? Какова зависимость национального характера от климата, уровня  благосостояния, политического устройства  государства?  Существуют ли похожие страны? Насколько существенны различия между ними и как вести бизнес в непривычных условиях?




Национальный характер: методика «Facet5»
Н.Бакли
21 апреля 2011 года
Концепт национального характера представляет огромный интерес на протяжении многих десятилетий. В популярной литературе по психологии и глубоких научных работах ведется борьба вокруг того, существует ли такая вещь, как национальный характер, и что он означает? Это может помочь в понимании причин таких событий, как геноцид (например, в Руанде) или война.
В наши намерения не входит установить происхождение национального характера или «совокупной личности» (Aggregate Personality - термин, использованный Макрэем и Террациано в известной работе 2005 года), или даже «модальной личности», описанной Инкельсом. Не входит в наши намерения и изучение различных личностных структур в разных культурах. Мы собираемся лишь установить, можно ли установить значимые различия и факторы, которые могут помочь определить то, как мы живем?
Нашим главным инструментом является методика «Facet5». Это 5-ти факторная модель с 13 дополнительными субфакторами, которая впервые была опубликована в январе 1990. Ее можно найти в Сети и она доступна на 29 языках. Она стала популярной среди международных организаций, поскольку оказалась практичной и удобной в применении.
Пятью факторами в методике «Facet5» являются следующие.
Воля. Эта характеристика включает доминирование, напористость и независимость. Такой характер может быть упрямым, напористым и авторитарным. Противоположностью ему являются гибкость, уступчивость и демократичность.
Энергия. Эта характеристика свойственна экстравертам, включая такие качества как энтузиазм, общительность и приспосабливаемость. Интроверты наоборот – спокойны, замкнуты и неуживчивы.
Соучастие. Сюда входят такие элементы как открытость, альтруизм, готовность помогать и доверие. Противоположностью является целеустремленность, критичность и скептичность. Это также можно описать как нацеленность на людей либо на решение задач.
Контроль. В основном это фактор, говорящий о сознании, включающий дисциплину и осторожность. Творчество и несдержанность говорят о низком уровне контроля.
Эмоциональность. Этот фактор описывается концептами самооценки и уверенности в себе.
Хотя Facet5 также содержит 13 дополнительных субфакторов, все расчеты проводятся на уровне основного фактора.

Исследование
Мы собрали примерно 50 тысяч случаев в нашей базе данных. После обработки их, мы получили данные по 22 странам. Данные показали большие различия по каждому фактору, причем различия по соучастию, контролю и эмоциональности были самыми большими.
Национальный характер немцев, голландцев и американцев имеет самый высокий показатель по фактору воли. Им свойственно доминирование, напористость и независимость. Жителям Гонконга, Японии и Южной Кореи наоборот – уступчивость и демократичность.
Норвежцам и ирландцам свойственны высокие показатели энергии – они возглавляют список любителей увеселений, опережая голландцев, англичан, бразильцев и австралийцев. Жители Гонконга, Сингапура и Кореи наоборот, являются наиболее замкнутыми и угрюмыми людьми.
По параметру соучастия впереди всех китайцы, опережая ирландцев, австралийцев и канадцев. В группе прагматиков находятся венгры, голландцы и немцы. Различия здесь довольно значительны.
В отношении контроля впереди всех Индия, Греция и Малайзия, жители, которых являются наиболее консервативными и серьезными людьми. За ними следуют австралийцы. Скандинавы и немцы это гораздо более раскрепощенные люди. Голландцы вообще не знают никаких правил. Присутствие в этом списке Японии может удивить, поскольку считается, что японцы – люди очень консервативные. Однако в целом японцы не признают никаких правил, кроме своих собственных.
Фактор самоконтроля имеет большой удельный вес, поэтому если между людьми существуют различия в поведении, то это касается и степени самоконтроля. Можно задаться вопросом, в какой стране наиболее заметен дух терпимости и свободы, что позволило бы коммуне хиппи поставить в центре столицы свои палатки? Дели? Афины? Куала-Лумпур? Канберра? Я так не думаю. Копенгаген? Без проблем!
В какой стране может возникнуть идея снизить число дорожно-транспортных происшествий не через увеличение числа правил дорожного движения, а через их отмену? Австралия? Вы шутите. В этой стране есть правила относительно правил. Другое дело Голландия. Добро пожаловать в городок Маккинга в западной Фризии! Ни в одном другом городе не пытались сделать это, но в какой еще стране придет в голову идея отменить правила дорожного движения в городе Бомте с его 13 тысячами жителей? Конечно же, только в Германии – что отлично соответствует философии немецких автобанов, где нет ограничений в скорости.
Наиболее самоуверенными нациями являются голландцы, норвежцы и немцы. Австралийцы и ирландцы отстали от них не слишком сильно. Все они довольно самоуверенны. Но говорит ли это о самодовольстве? Не совсем. Скорее это свойственно корейцам, японцам или жителям Гонконга. Или даже венграм, бразильцам и литовцам.

Похожие страны
Чтобы выявить страны, похожие культурой или поведением своих жителей, мы использовали простой иерархический кластерный анализ по пяти факторам. Благодаря этому вы можете выяснить, что англичане и жители Новой Зеландии это почти братья. Схожи между собой австралийцы и ирландцы – что отражает давнюю миграцию населения в эти страны. Кроме того, Австралия получила в свое время множество британских заключенных, как политических, так и уголовных.
Бразилия и Греция имеют между собой такое же сходство, как Гонконг и Корея. Можно составить и другие схожие группы. Например, Индия и Малайзия схожи между собой больше, чем кто-либо еще.
Труднее с кем-либо сравнивать японцев. Поэтому когда японцы говорят, «мы – другие», то во многом они правы. Они имеют общие с нами черты личности, но их пропорции уникальны.

Опорные точки
В методике «Facet5» есть способ показа данных, называемых опорная точка. Тем самым весь профиль данных сводится к одному показателю, что помогает показать тенденции и особенности в группах стран.
Так выявляется сходство между Германией и Нидерландами. То же самое можно сказать и об Австралии, Ирландии, Новой Зеландии и Великобритании. Но как в эту группу не попадает Япония? Ведь их показатели похожи. А не происходит этого потому, что в способе «опорные точки» используются только 4 из 5 факторов. Эмоциональность не учитывается. Но именно в этом измерении Япония оказывается далеко от этих стран.

Степень совпадения
Чтобы выявить степень сходства наших данных по разным странам с данными других исследований, мы использовали национальные данные по 7 измерениям. Среди них – индекс самооценки Розенберга, оценивающий высоту самооценки по 12 параметрам, который широко использовался в глобальных исследованиях. По большинству из наших стран есть такие данные. Можно ожидать, что эмоциональность связана с уровнем самооценки. Как оказалось, это действительно так – корреляция составляет 0,68. Низкие уровни эмоциональности связаны с более высокой самооценкой.
Однако мы также выяснили, что воля и энергия также указывают на самооценку. Этой картине отвечают Германия, Соединенные Штаты и Нидерланды. И наоборот – Гонконг, Корея и Япония это страны с наиболее низкой самооценкой.

Корпоративная привязанность
Концепт корпоративной привязанности быстро обрел популярность, поскольку связан с текучестью персонала и уровнем прибылей корпораций. «Хьюитт Ассошиэйтс» определяет этот концепт так: «это состояние эмоциональной и интеллектуальной привязанности к организации или группе».
Мы нашли связь этого концепта с фактором самоконтроля в нашей методике Facet5. Страны с сильным чувством социальной справедливости будут показывать и наиболее высокий уровень корпоративной привязанности. Они чаще будут соглашаться с работодателями, дольше работать на одном месте и стараться работать как можно лучше.

Культурные измерения Хофстеда.
В исследованиях по национальному характеру часто цитируют Гирта Хофстеда. Опираясь на данные оригинальной работы по сотрудникам корпорации Ай-Би-Эм, он определил пять культурных измерений, описывающих то, как ведется бизнес в той или иной стране. Перечислим их.
Дистанция до власти. Это касается не только равномерности распределения власти в стране, но тем, как она имплицитно (неявно) воспринимается населением. Это ведет либо к элитистскому обществу, либо к эгалитарному. Например, китайцы и малазийцы – это элитистские народы, в то время как голландцы и норвежцы – эгалитарные. Сочетание контроля и низкой энергии (интровертности) и высокой эмоциональности ведет к элитистскому обществу.
Индивидуальное – коллективное. Хофстед показывает, что Соединенные Штаты, Австралия и Великобритания являются наиболее индивидуалистичными странами. В таких странах каждый сам по себе. Сильная воля, высокая энергия и низкая эмоциональность весьма свойственны этому индивидуалистичному складу характера. И наоборот – Сингапур, Гонконг и Малайзия являются наиболее коллективистскими.
Женское – мужское. В Японии и Венгрии люди считают, что есть чисто мужская, а есть чисто женская работа. В Норвегии и Дании такое мнение распространено гораздо меньше. В нашей методике нет такого измерения. Единственное близкое к этому понятие – эмоциональность. Одна из особенностей высокой эмоциональности это держаться за уже известные вещи, и избегать риска перемен.
Избегание неопределенности. Это показатель того, насколько люди готовы жить в условиях сложности и неопределенности. В странах, в которых люди не выносят неопределенности (Греция, Япония и Корея), население стремится к простым и очевидным истинам. Более толерантные к неопределенности страны (Сингапур, Дания, Гонконг) лучше приспособлены к тому, что мир – место со многими неясностями. Этот показатель Хофстеда имеет связь с низким соучастием и высокой эмоциональностью в нашей методике. Мы знаем, что низкое соучастие предпочитает ясность. Когда мы добавим к этому сопротивление переменам, свойственное высокой эмоциональности, эта нетерпимость становится поиском аккуратности и точности. Неудивительно, что Корея и Япония часто получают награды за качество своих технологий.
Кратковременная – долговременная ориентация. Большинство азиатских стран (Китай, Япония, Гонконг) больше ориентируются на долгосрочную перспективу. Это связано с низкой волей, низкой энергией и высокой эмоциональностью. В то же время как страны типа Норвегии, Британии и Австралии хотят видеть результаты труда как можно быстрее. Эмоциональность также заставляет быть осторожными в ведении бизнеса.

Социо-экономические измерения
Результаты, полученные по методике «Facet5» неплохо совпадают с данными по психологии. Это придает им убедительность, но насколько они объясняют события в реальном мире? Для этого мы затронули относительно надежные социоэкономические данные. Мы выбрали пять параметров.
Коэффициент Гини. Коэффициент Гини (Corrado Gini, 1884 – 1965), это показатель равномерности распределения богатства в стране. Низкий коэффициент Гини показывает равномерное распределение богатства, высокий коэффициент – большое социальное неравенство.
Распределение богатства в стране связано с показателями воли, энергии, контроля и эмоциональности. Здесь важны все факторы. Страны, где люди более ориентированы на процесс, неуверенны в себе, скорее всего, получат высокое неравенство. Так в Бразилии, Гонконге, Китае, Малайзии и США богатые очень богаты, а бедные крайне бедны. В Дании, Нидерландах, Германии и Норвегии, где люди более активны, независимы и свободолюбивы, там богатство распределено более равномерно. Это страны с эгалитаристскими и либертарианскими настроениями, и уже давно имеют сильные социалистические партии.
Индекс человеческого развития (HDI). Этот индекс включает показатели продолжительности жизни, грамотности, образования, и ВВП на душу населения. Нужно отметить, что два из этих показателей (ВВП на душу населения и продолжительность жизни) рассчитываются отдельно. Наши данные показывают, что основным параметром, связанным с этим является низкий контроль. Страны, которые более свободны, и не имеют множества ограничений, прикладывают больше усилий к человеческому развитию. Так Индия, Бразилия и Китай оказываются внизу этого списка, в то время как Норвегия, Канада и Ирландия – наверху.
Свобода прессы. Организация «Репортеры без границ» активно отслеживает этот параметр. Они разработали индекс для каждой страны, составляемый на основе опросника, содержащего 52 вопроса. В их списке находится 167 стран, чьи показатели меняются от 0,5 (страны типа Дании, Нидерландов, Ирландии и Норвегии) до 107 – для Южной Кореи. США в этом рейтинге занимают 22-ю строчку, Британия – 28, и Австралия – 41. Чем ниже индекс, тем свободнее пресса.
Главным фактором, влияющим на этот индекс, в нашей методике является контроль, но близок к этому и показатель энергии. Китай, Сингапур и Малайзия – все они плотно контролируют прессу. Дания, Норвегия и Нидерланды наоборот, очень либеральны в этом плане. Это объясняет, почему датская газета разместила карикатуры на пророка Мухаммеда. Это объясняет и то, почему первыми на защиту датских карикатуристов выступили голландцы.
ВВП на душу населенияЭтот показатель широко используется и понятен даже тем, кто не знает, как он рассчитывается, и является ли показателем счастья жителей страны. Это мерило богатства. Наши результаты показывают, что здесь есть тесная связь с низким контролем. Такие страны как Норвегия, США и Ирландия гораздо богаче, чем Индия, Китай, Болгария и Бразилия. Кроме того, они отличаются свободомыслием и творчеством. Влияют на это также эмоциональность и самоуверенность.
Конечно, есть и определенные расхождения. США это самая богатая страна в мире, но она несколько выше по показателю контроля. Нидерланды ниже по степени контроля, но не настолько богаты, как Дания, Норвегия или Гонконг.
Продолжительность жизни. Долголетие японцев хорошо известно, но оно характерно и для жителей Гонконга. Менее известно про долголетие австралийцев или канадцев, которые близки по этому параметру к японцам. И снова мы замечаем, что с этим показателем связан низкий уровень контроля в стране, хотя Австралия несколько портит картину. Регрессивный анализ показывает влияние таких факторов как низкая воля, низкая эмоциональность и довольно высокий уровень соучастия. Сложите эти факторы вместе, и вы получите группу людей, легких на подъем, уверенных в себе и в то же время спокойных. Конечно, положение Индии в этой группе объясняется специфическими экономическими, продовольственными и другими факторами.

Выводы
Наше исследование было вызвано потоком запросов от клиентов. Они хотели знать различия между разными нациями. Во-первых, они хотели знать, как действовать на национальных рынках. Какую стратегию поведения избрать? Второе, как наладить работу в многонациональных компаниях. Как ими управлять?
Например, в Индии и Китае, которых прочат в «спасителей» западного мира, нужен не прямой западный стиль ведения дел, а более длительный, требующий больше консультаций и не столь прямолинейный. В Китае требуется показать уважение к тем, с кем имеешь дело, и хорошенько узнать этих людей. Их традиции нужно уважать.
Вероятно, англичане лучше приспособлены к ведению дел в Индии и Китае, чем агрессивные и наступательные немцы. Американцам также нужно для этого подучиться терпению и сдержанности.
Второй вопрос иного плана. Как работать с многонациональной командой? Здесь необходим более личностный подход, учитывающий, что различия между людьми гораздо больше, чем между странами. Поэтому в многонациональной компании гораздо важнее то, каковы отношения между людьми, а не между городами или странами.

Перевод Андрея Маклакова.


Географические особенности национальных характеров
Пытаясь понять причины определенных особенностей национальных характеров, мы хотим найти похожие культуры, чтобы отсюда выйти на интересующие нас детерминанты. Такой подход уже показал свою плодотворность.
  



 На рисунке показаны результаты многомерной оценки типов национального характера по данным Террациано (2005). Верх рисунка связан с невротическими чертами, правая часть – с экстравертностью. Методика подробнее описана в приложениях. Здесь мы просто хотели показать распределение стереотипов. Культуры, которые на этом рисунке находятся по соседству, имеют схожие черты.
Исследование Алика и Маккрея (2004) показало четкую географическую взаимосвязь в этих данных, когда американские и европейские культуры находятся в правой части, а азиатские и африканские – слева. Почему аргентинцы и жители Уганды, или эфиопы и малазийцы имеют похожие национальные характеры? Единственная географическая особенность, которую можно разобрать, это то, что на нашем графике северные европейские нации находятся слева, а страны Латинской Америки – справа. В нашей статье мы делаем предположение, что характер наций в значительной мере определяется температурой, климатом и национальным богатством, рассматривая возможные связи с национальными ценностями и убеждениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий